Петербургская ярмарка искусства «1703» прошла в ЦВЗ «Манеж»

В ЦВЗ «Манеж» состоялась I Санкт-Петербургская ярмарка искусства «1703». Она проводилась созданным в нашем городе Фондом поддержки культурных инициатив «Газпрома» как ежегодное событие, призванное содействовать развитию коллекционирования в России, продвижению художников и галерей. Ярмарка заинтересовала горожан, ее посетили свыше 10 тысяч человек. Но главный вопрос — об адресате — остается открытым.

Петербургская ярмарка искусства «1703» прошла в ЦВЗ «Манеж» | ФОТО АВТОРА

ФОТО АВТОРА

Если вспоминать историю арт-ярмарок в Петербурге, то начиная с середины 1990‑х годов было много попыток их организовать. Не как место для торговли всякого всего, а как центра общения, где галереи показывают своих, часто выпестованных, художников. Галеристы могут рассказать об их творчестве, предоставить потенциальным покупателям необходимые консультации, дать возможность зарезервировать работу и даже вернуть покупку, если она по каким‑то причинам разонравилась.

Но быстро выяснилось, что в Петербурге мало покупателей. А тем, кто есть, вполне достаточно нескольких галерей, которые холят и лелеют своих клиентов. Ярмарочное дело заглохло. В начале 2020 года в «Экспофоруме» состоялась выставка-ярмарка «Понаехали!», организованная ­командой из Перми. Но через месяц начались пандемийные ограничения, торговля искусством целиком и надолго переместилась в онлайн-формат.

И вот новая попытка, сделанная, сразу замечу, солидно. Название ярмарки отсылает к дате основания Петербурга, главного проекта Петра I. Ярмарка заявлена как продолжательница петровских преобразований.

На первом этаже «Манежа» были размещены три выставочных проекта. «Быть с искусством» — выставка, подготовленная галеристкой Мариной Гисич совместно с семьями известных спортсменов, судьба которых связана с «Зенитом». Наталья и Константин Зыряновы, Екатерина и Вячеслав Малафеевы, Анна и Сергей Семак, Екатерина и Игорь Смольниковы, Виктория и Олег Шатовы, Вероника и Александра Ерохины покупали в галерее мистические картины Виталия Пушницкого, изысканные рисунки Кирилла Челушкина, текстиль и вышивку Тани Ахметгалиевой… Теперь Гисич просит предоставить эти работы на выставки (показ в «Манеже» не первый и не последний), тем самым подтверждая, что они выдерживают проверку временем. Гисич дополнила проект произведениями из собственного собрания.

Наибольший (сужу по фотографированию) интерес у зрителей вызвала инсталляция Александра Шишкина-Хокусая по мотивам картины Якоба Йорданса «Бобовый король». С помощью оптоволокна, светящегося красным (цвет вина), художник усиливает иронию сюжета, которая была понятна современникам Йорданса и не считывается современниками Шишкина-Хокусая.

KGallery подготовила показ избранного участников группы ленинградских художников «Одиннадцать» к 50‑летию их первой выставки. Там было несколько редко выставляемых картин Бориса Шаманова и скульптур Константина Симуна.

Третий выставочный проект ярмарки объединил произведения цифрового искусства. Катерина Муравьева и Петр Бардин из центра Art & Science Университета ИТМО создали онлайн-платформу Network-Checking, куда любой желающий может загрузить в качестве своего аватара кассовый чек, полученный после покупки в магазине. Платформа стала коллективным портретом общества потребителей. По чекам можно искать единомышленников. Московская Generative Gallery показала интерактивную работу группы Radugadesign «Натюрморт, который расцветает». Художники загрузили в память искусственного интеллекта изображения фламандских натюрмортов XVII века. На их основе машинный разум соз­дал свою электронную версию. Если рядом с ней нет зрителей, то картинка темнеет и покрывается кракелюрами (трещины красочного слоя. — Прим. ред.).

На втором этаже центр визуальной культуры Beton (Москва) показал фотографию ХХ века. Она прошла путь от веры авангардистов в возможность улучшить мир с помощью искусства до документальных съемок безжизненных горных и ледниковых ландшафтов, породивших стилистику кинофильмов о внеземных цивилизациях.

Все это было крайне интересно, но служило преамбулой. А что сама ярмарка? На ней было представлено 17 галерей, из них 13 — московских, 3 — петербургских и 1 — из Нижнего Новгорода. Впрочем, дело не в скромном количестве. Складывалось впечатление, что все показанное искусство — постмодернистская живопись, неопоп-арт, немного концептуализма — происходит из одной большой галереи. То есть публике предложили только так называемые актуальные практики. По источникам, продажи были в первый вечер ярмарки, когда она работала по приглашениям. Столичные галереи продавали картины москвичам.

Среди гостей было много участников ПМЭФ, ярмарка входила в его культурную программу. Если рассматривать «1703» с этой позиции, то ярмарка удалась. Если же думать о поддержке петербургского искусства и художников, то, наверное, следует расширить состав участников, пригласив галереи с другой специализацией. Например, предлагающих серьезное академическое искусство. Оно по‑прежнему популярно в Петербурге.


#ярмарка #Манеж #ПМЭФ #искусство

Материал опубликован в газете «Санкт-Петербургские ведомости» № 109 (7192) от 20.06.2022 под заголовком «Торговать или показывать?».


Комментарии



Загрузка...

Самое читаемое

#
#
Эротика в обмен на продукты. Как художник Сомов выживал в Петрограде
21 августа 2019

Эротика в обмен на продукты. Как художник Сомов выживал в Петрограде

Русский музей развернул в Михайловском замке выставку к 150-летию Константина Сомова.

Иронический оптимизм от Тарантино. О чем рассказывает фильм «Однажды в... Голливуде»
16 августа 2019

Иронический оптимизм от Тарантино. О чем рассказывает фильм «Однажды в... Голливуде»

В своей картине режиссер противопоставляет жизненную правду - и ее вечную, несокрушимую экранную имитацию.

Перчик под дождем. Как прошел фестиваль «Оперетта-парк» в Гатчине
06 августа 2019

Перчик под дождем. Как прошел фестиваль «Оперетта-парк» в Гатчине

Оперетта хороша в любое время года, но летом - особенно.

Михаил Пиотровский. Не отрекаясь и не проклиная
31 июля 2019

Михаил Пиотровский. Не отрекаясь и не проклиная

Настал важный момент для культуры нашей страны: идет война за то, как она будет развиваться дальше.

Люди земли и неба. Какими были Семен Аранович и Илья Авербах
29 июля 2019

Люди земли и неба. Какими были Семен Аранович и Илья Авербах

Вспоминаем двух советских режиссеров.

Маринист на рейде. 35 картин и рисунков Айвазовского представили на выставке в Кронштадте
03 июля 2019

Маринист на рейде. 35 картин и рисунков Айвазовского представили на выставке в Кронштадте

Участие коллекционеров позволило наглядно показать контрасты художника, которого одинаково занимали темы бури и покоя.

Граф поклонялся искусству. В Эрмитаже представили коллекцию Строганова
27 июня 2019

Граф поклонялся искусству. В Эрмитаже представили коллекцию Строганова

Живопись, акварели, скульптура, фарфор, мебель, редкие книги — все это показывает хороший вкус коллекционера.

Анна Нетребко впервые исполнила в России партию Аиды в опере Верди
13 июня 2019

Анна Нетребко впервые исполнила в России партию Аиды в опере Верди

Это случилось на исторической сцене Мариинского театра на фестивале «Звезды белых ночей».

В особняке Карла Шредера открыли доступ в кабинет хозяина
11 июня 2019

В особняке Карла Шредера открыли доступ в кабинет хозяина

Туда можно попасть с экскурсией просветительской программы «Открытый город».

Открыли архивы: неожиданные повороты в судьбах известных зданий Петербурга
10 июня 2019

Открыли архивы: неожиданные повороты в судьбах известных зданий Петербурга

О том, как решения властей отражались в судьбе самых известных объектов города, можно узнать на выставке.

«Теперь у нас подлецов не бывает». Размышления о спектакле «Мертвые души» в Театре имени Ленсовета
08 июня 2019

«Теперь у нас подлецов не бывает». Размышления о спектакле «Мертвые души» в Театре имени Ленсовета

Спектакль молодого режиссера Романа Кочержевского – это тоска по живой душе в круговороте душ мертвых.

Михаил Пиотровский. Провокация в Венеции
05 июня 2019

Михаил Пиотровский. Провокация в Венеции

Почему присутствие Эрмитажа на Венецианской биеннале вызвало у многих раздражение?