Семь картин «Смолянки» Дмитрия Левицкого покинули постоянную экспозицию Русского музея

Впервые постоянную экспозицию Русского музея покинула вся серия из семи картин «Смолянки» художника Дмитрия Левицкого, созданная в 1773 – 1776 годах. Она отправилась в Государственный исторический музей (ГИМ) и станет главным событием выставки, которая посвящена Смольному институту.

Семь картин «Смолянки» Дмитрия Левицкого покинули постоянную экспозицию Русского музея | ФОТО Александра ДРОЗДОВА

ФОТО Александра ДРОЗДОВА

По словам Владимира Гусева, генерального директора Русского, это и подарок коллегам к 150-летию ГИМа, и желание рассказать москвичам о первом в России женском учебном заведении, об истории создания портретов, их дальнейшей судьбе.

В 1773 году газета «Санкт-Петербургские ведомости» сообщала как о важном событии о «первом гулянье в Летнем саду благородных воспитанниц Смольного института». По этому случаю, а также после первых спектаклей, поставленных для девушек, Екатерина II заказала Левицкому большие, «в рост» портреты смолянок. Первая картина – «Портрет Феодосии Ржевской и Настасьи Давыдовой» была пробной. Девочки в форменных платьях показывают изысканные манеры. Давыдова носит платье кофейного цвета, поэтому младших (обучение в Смольном институте продолжалось 12 лет) воспитанниц называли «кофейницами». Ржевская достигла среднего возраста, ей полагалось платье голубого цвета. Старшие носили зеленый наряд, а на балах – белый. Остальные портреты изображают сцены из спектаклей, уроки танца или музыки.

«Смолянки» – один из столпов Русского музея, а Левицкий – первый русский художник, достигший европейского уровня, это русский Гейнсборо», – сообщил Григорий Голдовский, заведующий отделом живописи XVIII – первой половины XIX века. И напомнил слова одного из советских исследователей творчества Левицкого: «У него впервые возникает радость художника о человеке».

Пока такелажная группа музея аккуратно снимала картины со стен, Ольга Бабина, заместитель генерального директора по хранению ГРМ, рассказала, что сначала музейные хранители и реставраторы дали свое «добро» на транспортировку картин в Москву, финальное разрешение, как обычно, выдало Министерство культуры. Отвечая на вопросы журналистов, Бабина уточнила, что в 2010 году была завершена многолетняя реставрация полотен. Рамы, в которых сейчас находятся портреты, поздние. Они были сделаны в 1985 году к выставке, посвященной 250-летию со дня рождения Левицкого. Родные рамы XVIII века ждет серьезная реставрация.

Здесь уместно вспомнить, что со времени своего создания «Смолянки» находились в Большом Петергофском дворце – тогда императорской резиденции. При организации Русского музея обсуждался вопрос об их передаче туда, но воспротивилась императрица Мария Федоровна. Только в августе 1917 года Временное правительство оперативно решило этот вопрос. Состояние полотен оказалось плохим, но в ХХ веке проводились только консервационные работы...

Когда картины сняли со стен, к ним подошел Никита Данюк, художник-реставратор ГРМ. В его руках – «описание сохранности» картин. Вместе с представителями ГИМа они еще раз подтвердили: «Смолянки» готовы к путешествию из Петербурга в Москву. Выставка в ГИМе будет открыта до середины февраля.

Но зал Левицкого (№ 10) в Михайловском дворце не закрывается. Прямо при нас Голдовский и его сотрудники развесили другие полотна Левицкого, благо их всего тридцать в собрании Русского музея. Теперь петербуржцы смогут увидеть портреты Агаши, единственной дочери художника, Александра Кокоринова, архитектора, ректора Академии художеств, Александра Ланского, фаворита Екатерины II.


#выставка #картины #художники #Русский музей

Материал опубликован в газете «Санкт-Петербургские ведомости» № 212 (7049) от 12.11.2021 под заголовком «Смолянки едут в Москву».


Комментарии