Сага о Романовых. Пора Екатерины
Новая выставка Русского музея в Михайловском замке «Екатерина Великая в стране и в мире» - очередная в цикле «Сага о Романовых». Он продолжается пятый год, известен и интересен публике. Уже были выставки, посвященные великому князю Павлу Петровичу, Петру Великому, Елизавете Петровне. Дошла очередь и до Екатерины.

ФОТО Александра ДРОЗДОВА
- Эта выставка знаковая для музея, - говорит заведующий отделом живописи XVIII - начала XIX века Григорий Голдовский. - Ее название в полной мере отражает заявленную тему.
Каждый раз мы пытаемся коснуться темы Романовых и определенного периода в истории нашего государства с какой-то важной, но не затронутой другими выставочными проектами стороны.
Создать свежую выставку о Екатерине сложно. Их делали, делают и будут делать другие музеи у нас в стране и за рубежом. В первую очередь Эрмитаж, обязанный императрице своим рождением. По телевизору идут сериалы и фильмы, снятые на основе биографии Екатерины. Чаще всего это хронологический рассказ о приезде юной немецкой принцессы в Петербург, интригах, сопутствовавших ее восшествию на престол, фаворитах...
Русский музей решил сосредоточиться на другом - реформах и завоеваниях, переменах в жизни страны, происходивших в эпоху Екатерины Великой.
В екатерининскую эпоху, длившуюся 34 года, большие изменения произошли в культурной жизни: реформа Академии художеств, становление русской художественной школы.
В ее состав вошло более пятисот произведений - живопись, графика, скульптура, изделия из фарфора и стекла, нумизматика, костюмы, а также архивные документы. Экспонаты Русского музея дополнили Эрмитаж, Исторический музей, музеи Кремля, Госархив, музеи-заповедники «Петергоф» и «Павловск», Музей Суворова, частные собрания.
Организаторы не ставили задачи показать обширный материал хронологически.
Прежде всего бросается в глаза иконография. У Екатерины Великой она разнообразная. На выставке несколько десятков портретов императрицы разного времени. Многие написаны с натуры европейскими мастерами мирового уровня, работавшими в России, и отечественными художниками - Федором Рокотовым, Стефано Торелли, Дмитрием Левицким. Как любая женщина, Екатерина была пристрастна к своим изображениям. Она ценила работы итальянского художника графа Пьетро Ротари. А портрет шведского портретиста Александра Рослина ей не нравился. Она писала барону Гримму в Париж: «Рослин изобразил меня шведской кухаркой, прилизанной и вульгарной». Недовольство скрыла, автор получил за работу высокий гонорар - десять тысяч рублей.
Рядом с портретами Екатерины представлены и два ее мундирных платья из так называемого потемкинского гардероба.
В соседнем помещении галерея портретов приближенных, сподвижников, полководцев - Суворов, Потемкин, Орлов, Румянцев, Ушаков, Грейг... В центре парадные портреты в рост братьев Зубовых.
Военные события - войны с турками и шведами запечатлены в батальных и аллегорических картинах, рисунках и гравюрах. Зарисовки крепостей, покоренных русской армией, сделаны Михаилом Ивановым. Морские сражения при Чесме по заказу русского двора исполнил Якоб Филипп Хаккерт. Присоединение Крыма к России и посещение его Екатериной II отразились в пейзажах новообретенного края, написанных Михаилом Ивановым и Федором Алексеевым.
Деяния императрицы прославляют фарфоровые сервизы, скульптура, мелкая пластика, настольные украшения, табакерки... На Императорской фарфоровой мануфактуре Жаком Рашеттом создан один из самых знаменитых сервизов «Арабесковый». Есть на выставке и предметы из не менее известного «Орловского» сервиза. Екатерина подарила его графу Григорию Орлову. Рисунки для сервиза исполнил профессор исторической живописи Санкт-Петербургской академии художеств Григорий Козлов.
Материалы рубрики
В Михайловском замке работает выставка детских педальных автомобилей советского производства
В Михайловском замке открылась выставка скульптора Наума Могилевского
Две тысячи петербуржцев посетли фестиваль «Свинг белой ночи»
Самое читаемое



Эротика в обмен на продукты. Как художник Сомов выживал в Петрограде
Русский музей развернул в Михайловском замке выставку к 150-летию Константина Сомова.

Иронический оптимизм от Тарантино. О чем рассказывает фильм «Однажды в... Голливуде»
В своей картине режиссер противопоставляет жизненную правду - и ее вечную, несокрушимую экранную имитацию.

Перчик под дождем. Как прошел фестиваль «Оперетта-парк» в Гатчине
Оперетта хороша в любое время года, но летом - особенно.

Михаил Пиотровский. Не отрекаясь и не проклиная
Настал важный момент для культуры нашей страны: идет война за то, как она будет развиваться дальше.

Люди земли и неба. Какими были Семен Аранович и Илья Авербах
Вспоминаем двух советских режиссеров.

Маринист на рейде. 35 картин и рисунков Айвазовского представили на выставке в Кронштадте
Участие коллекционеров позволило наглядно показать контрасты художника, которого одинаково занимали темы бури и покоя.

Граф поклонялся искусству. В Эрмитаже представили коллекцию Строганова
Живопись, акварели, скульптура, фарфор, мебель, редкие книги — все это показывает хороший вкус коллекционера.

Анна Нетребко впервые исполнила в России партию Аиды в опере Верди
Это случилось на исторической сцене Мариинского театра на фестивале «Звезды белых ночей».

В особняке Карла Шредера открыли доступ в кабинет хозяина
Туда можно попасть с экскурсией просветительской программы «Открытый город».

Открыли архивы: неожиданные повороты в судьбах известных зданий Петербурга
О том, как решения властей отражались в судьбе самых известных объектов города, можно узнать на выставке.

«Теперь у нас подлецов не бывает». Размышления о спектакле «Мертвые души» в Театре имени Ленсовета
Спектакль молодого режиссера Романа Кочержевского – это тоска по живой душе в круговороте душ мертвых.

Михаил Пиотровский. Провокация в Венеции
Почему присутствие Эрмитажа на Венецианской биеннале вызвало у многих раздражение?
Комментарии