В Михайловском замке открылась выставка «Николай Суетин и Илья Чашник»

В Михайловском замке Русского музея открылась выставка «Николай Суетин и Илья Чашник» — более 200 произведений двух представителей русского авангарда, учеников Казимира Малевича, продолжателей его дела. Это третий проект из серии показов «Архива Анны Лепорской».

В Михайловском замке открылась выставка «Николай Суетин и Илья Чашник» | Николай Суетин. «Женщина с пилой»./ФОТО Александра ДРОЗДОВА

Николай Суетин. «Женщина с пилой»./ФОТО Александра ДРОЗДОВА

В 2017 году по завещанию Нины Суетиной Русский музей получил огромный архив, состоящий из одной тысячи рисунков и двух тысяч документальных материалов. Нина была дочерью Николая Суетина (1897 – 1954), воспитанницей его гражданской жены Анны Лепорской и супругой Ильи Чашника-младшего, сына Ильи Чашника (1902 – 1929). Архив получил у исследователей и историков искусства имя Лепорской, поскольку она в 1920‑е годы добровольно взяла на себя обязанности секретаря Малевича, собирала рисунки художников, записи лекций и семинаров в Государственном институте художественной культуры, где директорствовал Малевич. К этим материалам добавились более поздние рисунки Суетина, созданные в 1930 – 1940‑е годы. Так сложилось уникальное собрание, связанное с историей русского авангарда.

Как рассказала Наталья Козырева, куратор выставки, заведующая отделом рисунка Русского музея, работы, хранившиеся в «Архиве Лепорской», не имеют ни подписей, ни датировок. Музейщики постепенно обрабатывали эти материалы: сопоставляя разные источники, они определяли авторов и время создания рисунков. В 2018 году по материалам архива была показана выставка Малевича, в 2021‑м — Лепорской. Финальный проект посвящен Суетину и Чашнику.

Музей решил не ограничиваться материалами архива. Они показаны в контексте произведений, полученных им ранее, а также предоставленных частными коллекционерами. Первые работы Суетина и Чашника музей получил еще в 1930 году, когда по просьбе Николая Пунина, тогда заведующего отделом новейших течений, Суетин передал ему образцы супрематического дизайна. Позже музей получил от Лепорской фарфоровые изделия Суетина. В 1932 – 1954 годах он служил главным художником Ленинградского фарфорового завода.

Как‑то Лепорская назвала Суетина самым верным учеником Малевича, «неисправимым супрематистом». На распространенный вопрос, что такое супрематизм, Козырева ответила так: «Это живопись в пространстве. Никакого сюжета, никаких персонажей, только геометрические формы и цвет. Живопись на плоскости, переходящая в бесконечность. Супрематизм оказался универсальным направлением в искусстве. Он применим в архитектуре, монументальной росписи, дизайне интерьеров, прикладном искусстве… Впервые мы показываем пудреницу и брошку, которые расписаны в начале 1930‑х годов по супрематическим эскизам Суетина».

Идем с куратором по выставке, которая построена в хронологическом порядке. Сначала «витебский период». Суетину принадлежат супрематические эскизы праздничных трибун, вывесок для магазинов и трамвая, а также эскиз оформления товарного вагона, на котором студенты Витебского художественно-практического института ездили в Москву. Дверь теплушки была украшена изображением «Черного квадрата» и лозунгом «Да здравствует УНОВИС!». Группа «Утвердители нового искусства» была создана в 1921 году Малевичем, ее активнейшими участниками были Суетин и Чашник. На следующий год состоялся первый и последний выпуск института. Суетин получил диплом художника, Чашник — архитектора. Вслед за Малевичем оба переехали в Петроград.

Авангардисты2_Д.jpg
Илья Чашник. «Архитектон». / ФОТО Александра ДРОЗДОВА


1920‑е, а для Суетина и начало 1930‑х, стали периодом расцвета супрематического творчества художников, которое подробно показано на выставке. Оба создают многочисленные эскизы орнаментов и росписей фарфоровой посуды. Некоторые используются на ИФЗ до сих пор. Для Суетина работа с фарфором становится делом жизни, он конструирует и формы — вазы «Овал» и «Архитектон», чайный сервиз «Крокус».

Чашник рисует эскиз обложки журнала «Советский экран», напоминающий о монтажных «стыках» кинорежиссера Дзиги Вертова, делает архитектурные эскизы, в том числе небольших газетных киосков в виде треугольника, поставленного на острый угол, создает несколько «архитектонов» — прообразов архитектуры модернизма.

Большая часть представленных рисунков Суетина 1930 – 1940‑х годов происходит из «Архива Лепорской». Замечателен постсупрематический «крестьянский цикл», который появился после поездок в Псковскую область, — «Мужик с долгими волосами», «Голова рыжего мужика», «Мужская фигура на фоне пейзажа». «Это не портреты, а типы», — поясняет Козырева.

Особое место на выставке занимают рисунки Суетина военной поры. Он провел всю блокаду в нашем городе, в 1943 году был назначен главным художником выставки «Героическая оборона Ленинграда», которая позже стала Музеем обороны Ленинграда. «Представьте себе, какая задача стояла перед Суетиным: создать единую композицию на огромном пространстве Соляного городка, совместить трофейную технику и изобразительные материалы. Это ему удалось», — говорит Козырева. Сохранилось несколько эскизов оформления выставки.

Серия рисунков «Отмена воздушной тревоги» показывает юных девушек — бойцов МПВО. «Портрет пожилой женщины» — сдержанное и одновременно пронзительное свидетельство тех трудных дней. Картина «Победа» осталась неосуществленной. «Обратите внимание на необычную датировку женского портрета, который был эскизом к картине: 1942 – 1944, — отмечает Козырева. — Не мог небольшой рисунок занять у художника много времени. Секрет прост: в начале 1943‑го стали награждать медалью «За оборону Ленинграда», и художник пририсовал медаль на готовом эскизе».


#Михайловский замок #выставка #музей

Материал опубликован в газете «Санкт-Петербургские ведомости» № 41 (7370) от 09.03.2023 под заголовком «Утвердители искусства».


Комментарии