Родина градозащиты. В Петербурге запустили экскурсии в «Особняк Вейнеров»

Первую экскурсию «Особняк Вейнеров» с посещением частной квартиры, в которой отреставрированы подлинные интерьеры конца XIX века, организовала для петербуржцев просветительская программа «Открытый город».

Родина градозащиты. В Петербурге запустили экскурсии в «Особняк Вейнеров» | ФОТО Александра ДРОЗДОВА

ФОТО Александра ДРОЗДОВА

От нуля до флюгера

Дом с выразительным эркером под чешуйчатым «шлемом», расположенный на углу улицы Чайковского и проспекта Чернышевского, знаком многим петербуржцам. В 2003 году,когда праздновалось 300-летие Петербурга, на здании была установлена мемориальная доска. Ее текст говорит о том, что с 1894-го по 1925 год в доме жил Петр Петрович Вейнер, директор Музея старого Петербурга. Именно он и стал главным героем новой экскурсии, созданной Людмилой Сапрыкиной, историком, автором нескольких проектов «Открытого города».

Прежде всего речь зашла об архитектуре. Наш гид показала две натурные датировки. Первая – на фасаде — является частью декора. Львиная маска держит табличку «1892», это дата начала строительства дома. Вторая – «1893» – обозначает время окончания строительства, она «выбита» на флюгере, венчающем эркер.

Здание было построено по проекту архитектора Бориса Гиршовича в духе итальянских палаццо с обильным декором фасадов, атлантами и двумя коваными козырьками. Сапрыкина обращает внимание, что вид решеток балконов выбивается из декора фасада: они установлены в послевоенное время взамен утраченных по типовым проектам. Такие решетки можно встретить на балконах в разных местах исторического центра. От себя добавим, что лестница, ведущая в салон красоты, испортила вид фасада, выходящего на улицу Чайковского. Печально, что в угоду бизнесу разрешались и разрешаются до сих пор такие грубые вторжения в историческую архитектуру. Тем более когда речь идет об объектах культурного наследия.

Говоря современным языком, здание представляет собой ЖК – жилой комплекс. Трехэтажный корпус, расположенный вдоль улицы Чайковского с небольшим «заходом» на проспект Чернышевского, был особняком Вейнеров. Примыкающий к нему четырехэтажный корпус с флигелями в двух внутренних дворах (достроены в 1895-м) – доходным домом. В комплекс входили собственная электростанция, прачечные, каретные сараи и т. д.

Без названия (1).png
 

ФОТО Александра ДРОЗДОВА

Весь комплекс принадлежал Петру Петровичу Вейнеру-старшему, владельцу пивоваренных заводов в Астрахани и на Русском Севере, возведенному в дворянство за благотворительную деятельность. Кроме хозяина в особняке жили его сыновья – Аркадий с семьей, Петр и Николай. Квартиры в доходном доме сдавались внаем.

Заглядываем во двор, примыкающий к особняку. Сапрыкина показывает на застекленную мансарду особняка, фактически это четвертый этаж, который не виден с улицы Чайковского. Там располагалась мастерская Альфреда Эберлинга, ученика Ильи Репина, известного петербургского художника и фотографа. Он прославился своими портретами, что помогло выжить после революции. Эберлинг изображал вождей и выполнил заказ на портрет Ленина для бумажных червонцев образца 1937 года. Художник работал в своей мастерской до смерти в 1951 году. После чего мансарда перешла Вячеславу Загонеку, сейчас ее занимает его сын Владимир Загонек, руководитель мастерской в Академии художеств. Он тщательно сохраняет всю обстановку Эберлинга, включая старинную табличку на дверях мастерской.

Возвратившись на улицу Чайковского, направляемся в один из парадных подъездов. Сапрыкина поясняет, что парадными были два подъезда, лестницы в каждом вели в определенную часть огромных даже по тогдашним меркам (порядка 700 квадратных метров) квартир отца и братьев Вейнеров. Каждая занимала целый этаж особняка. На лестнице сохранилась отделка вестибюля с лепниной, мраморные подоконники. Еще в советские времена витражи, украшавшие окна, были сняты. Сейчас они находятся в Музее истории Петербурга.

Рококо эпохи эклектики

Поднимаемся на третий этаж, где жил Петр Вейнер. Во времена уплотнений его квартиру превратили в несколько коммуналок.

Без названия (3).png

ФОТО Александра ДРОЗДОВА

Нас гостеприимно встречает Марина, хозяйка квартиры. Показывает старинную сушилку для обуви, спрятанную за изящными латунными дверцами. В девяностые годы прошлого века Марина приобрела одну комнату, постепенно выкупила еще несколько и воссоздала часть квартиры Вейнера-младшего. Как она пояснила, в 1990-е годы многие реставраторы сидели без работы и с удовольствием занялись восстановлением интерьеров.

Заходим в танцевальный зал. Гиршович создал его интерьер в модном в его время стиле рококо, царившем в середине XVIII века. Марина рассказала, как реставраторы «отпарили» грубую закраску с потока и стен, раскрыли живописный плафон «Аврора», вернули первозданный вид лепному декору на потолке, «оживили» мраморных путти, поддерживающих полку камина, очистили металлическую топку фирмы «Сан-Галли».

В соседнем будуаре, выполненном в пастельных тонах, были отреставрированы лепной фриз из роз, небольшие живописные плафоны по углам, а также дверь, покрытая черным лаком. В гостиной с альковом по одной уцелевшей кариатиде была воссоздана вторая. Здесь сохранился еще один камин с мраморным медальоном – женский профиль в веджвудском стиле. В стену вмурован мощный сейф, но кладов там не нашли. Финальная точка похода – кабинет с тем самым эркером, что смотрит на две улицы. Сохранились подлинные оконные рамы с латунной фурнитурой, лепной потолок. Но главное – большие выпуклые стекла в эркере, повторяющие изгиб его стен.

Без названия (2).png

ФОТО Александра ДРОЗДОВА

Наследник лицейских традиций

Экскурсия на этом не заканчивается. Посетители, сделав фотографии интерьеров, собираются в современной гостиной, где Сапрыкина рассказывает о судьбе Петра Вейнера-младшего. Выпускник Александровского лицея, он был издателем и редактором журнала «Старые годы», как бы сейчас сказали – градозащитного ежемесячника о необходимости беречь памятники старины. Одновременно собирал произведения искусства, у него были, например, рисунки Кваренги. В 1907 году стал инициатором создания Музея старого Петербурга, которому пожертвовал свою коллекцию.

После 1918 года жизнь Вейнера – это аресты, тюрьмы, ссылка на три года на Урал. В 1929 году он вернулся в Ленинград, обострилась врожденная болезнь ног, уже не позволявшая передвигаться самостоятельно. Но через несколько месяцев его обвинили в монархическом заговоре и расстреляли. Петр Вейнер был полностью реабилитирован в 1988 году.

#экскурсии #здание

Материал опубликован в газете «Санкт-Петербургские ведомости» № 239 (7076) от 21.12.2021 под заголовком «Родина градозащиты».


Комментарии



Загрузка...

Самое читаемое

#
#
Эротика в обмен на продукты. Как художник Сомов выживал в Петрограде
21 августа 2019

Эротика в обмен на продукты. Как художник Сомов выживал в Петрограде

Русский музей развернул в Михайловском замке выставку к 150-летию Константина Сомова.

Иронический оптимизм от Тарантино. О чем рассказывает фильм «Однажды в... Голливуде»
16 августа 2019

Иронический оптимизм от Тарантино. О чем рассказывает фильм «Однажды в... Голливуде»

В своей картине режиссер противопоставляет жизненную правду - и ее вечную, несокрушимую экранную имитацию.

Перчик под дождем. Как прошел фестиваль «Оперетта-парк» в Гатчине
06 августа 2019

Перчик под дождем. Как прошел фестиваль «Оперетта-парк» в Гатчине

Оперетта хороша в любое время года, но летом - особенно.

Михаил Пиотровский. Не отрекаясь и не проклиная
31 июля 2019

Михаил Пиотровский. Не отрекаясь и не проклиная

Настал важный момент для культуры нашей страны: идет война за то, как она будет развиваться дальше.

Люди земли и неба. Какими были Семен Аранович и Илья Авербах
29 июля 2019

Люди земли и неба. Какими были Семен Аранович и Илья Авербах

Вспоминаем двух советских режиссеров.

Маринист на рейде. 35 картин и рисунков Айвазовского представили на выставке в Кронштадте
03 июля 2019

Маринист на рейде. 35 картин и рисунков Айвазовского представили на выставке в Кронштадте

Участие коллекционеров позволило наглядно показать контрасты художника, которого одинаково занимали темы бури и покоя.

Граф поклонялся искусству. В Эрмитаже представили коллекцию Строганова
27 июня 2019

Граф поклонялся искусству. В Эрмитаже представили коллекцию Строганова

Живопись, акварели, скульптура, фарфор, мебель, редкие книги — все это показывает хороший вкус коллекционера.

Анна Нетребко впервые исполнила в России партию Аиды в опере Верди
13 июня 2019

Анна Нетребко впервые исполнила в России партию Аиды в опере Верди

Это случилось на исторической сцене Мариинского театра на фестивале «Звезды белых ночей».

В особняке Карла Шредера открыли доступ в кабинет хозяина
11 июня 2019

В особняке Карла Шредера открыли доступ в кабинет хозяина

Туда можно попасть с экскурсией просветительской программы «Открытый город».

Открыли архивы: неожиданные повороты в судьбах известных зданий Петербурга
10 июня 2019

Открыли архивы: неожиданные повороты в судьбах известных зданий Петербурга

О том, как решения властей отражались в судьбе самых известных объектов города, можно узнать на выставке.

«Теперь у нас подлецов не бывает». Размышления о спектакле «Мертвые души» в Театре имени Ленсовета
08 июня 2019

«Теперь у нас подлецов не бывает». Размышления о спектакле «Мертвые души» в Театре имени Ленсовета

Спектакль молодого режиссера Романа Кочержевского – это тоска по живой душе в круговороте душ мертвых.

Михаил Пиотровский. Провокация в Венеции
05 июня 2019

Михаил Пиотровский. Провокация в Венеции

Почему присутствие Эрмитажа на Венецианской биеннале вызвало у многих раздражение?