Судьба парохода «Саратов»: от создания до путешествия во времени

На акварели художника Карла Гефтлера — набережная у Горного института. Возле причала — быстроходный товаро-пассажирский пароход «Саратов». Работают береговые краны, штабелями разгружая привезенные товары, снуют повозки, дымят пароходные трубы… На дворе — 1892 год, время царствования Александра III.

Судьба парохода «Саратов»: от создания до путешествия во времени | Когда‑то набережная у Горного института представляла собой протяженный причал для торговых судов: они швартовались вдоль берега, иногда в несколько рядов, борт к борту./Репродукция. ФОТО автора

Когда‑то набережная у Горного института представляла собой протяженный причал для торговых судов: они швартовались вдоль берега, иногда в несколько рядов, борт к борту./Репродукция. ФОТО автора

Пароход «Саратов» принадлежал обществу «Добровольный флот». Примечательно, что эта судоходная компания, одна из крупнейших в Российской империи, появилась при весьма драматических обстоятельствах.

В феврале 1878 года в местечке Сан-Стефано близ Константинополя был подписан мирный договор, завершивший победоносную для России войну за освобождение народов Балканского полуострова из‑под турецкого гнета. Это событие вызвало серьезную обеспокоенность европейских держав, прежде всего Австро-Венгрии и Великобритании, не заинтересованных в усилении российских позиций в регионе. Английская эскадра вошла в Мраморное море, демонстрируя решимость начать боевые действия.

«С каждым днем дела политические принимают все более мрачный вид, — зафиксировал в дневнике военный министр Дмитрий Милютин. — Англия лезет на драку и, несмотря на нашу уступчивость, придумывает все новые предлоги для разрыва».

Угроза противостояния с «владычицей морей» на юге вызывала серьезную обеспокоенность в Петербурге: флот в Причерноморье был малочислен и не мог на равных конкурировать с британским. В этих условиях возникла идея объявить всенародный сбор средств на закупку новых быстроходных крейсеров в Германии. Жертвовали по копеечке всем миром — от дворян и промышленников до крестьян и духовенства. Всего за полтора месяца удалось собрать свыше двух миллионов рублей.

Комитет по устройству Добровольного флота возглавил наследник цесаревич Александр Александрович — будущий император Александр III. Уже в июне 1878 года в Кронштадт прибыли три первых парохода, получивших наименования «Россия», «Моск­ва» и «Петербург». Повоевать им не довелось: в июле в Берлине состоялся конгресс, пересмотревший Сан-Стефанский договор с учетом интересов западных держав, после чего международная обстановка стабилизировалась.

Вновь созданный Добровольный флот был преобразован в частное пароходное общество, получавшее, впрочем, ежегодные субсидии от государства. Оно продолжало закупать за границей товаро-пассажирские пароходы (в том числе на верфях Англии) и использовало их в коммерческих целях, но по первому требованию обязывалось предоставлять суда под военные нужды. Так произошло во время Русско-японской и Первой мировой войн: часть кораблей Добровольного флота переоборудовали в боевые суда, другие стали плавучими госпиталями и военными транспортами.

Компания обладала исключительной привилегией на осуществление регулярных рейсов между Черным морем и портами Тихого океана: доставляла пассажиров и переселенцев на Дальний Восток, рельсы и подвижной состав для строительства Транссибирской магистрали, а в обратном направлении перемещала тонны чая, закупленного в Китае и Индии. В результате, являясь действующим резервом для Морского ведомства, Добровольный флот способствовал поддержанию контактов между отдаленными регионами и развитию торговых связей.

С начала 1890‑х годов суда Доб­рофлота постоянно заходили в Петербург. Пароход «Саратов», запечатленный на картине, принадлежал к новому поколению судов компании, обладавших увеличенной скоростью хода. Несколько десятилетий это судно использовалось для перевозок пассажиров и грузов.

В конце 1920 года «Саратов» стал одним из кораблей, на котором эвакуировались из Крыма остатки белой армии генерала Врангеля и беженцы. В Константинополе корабль перешел в управление греческой судоходной компании и был переименован в «Бернину». Последним портом приписки бывшего «Саратова» стала египетская Александрия, а в 1924 году он был продан на слом.


#судно #создание #история

Материал опубликован в газете «Санкт-Петербургские ведомости» № 33 (7609) от 22.02.2024 под заголовком «На Доброфлот собрали по копеечке».


Комментарии