«Пусть бегут столетья, вспоминай меня...». Памяти Мишеля Леграна

В ночь на 26 января в Париже умер знаменитый композитор Мишель Легран. Об этом сообщило Agence France Press со ссылкой на пресс-секретаря Леграна. Музыкант не дожил до своего 87-летия месяц.

«Пусть бегут столетья, вспоминай меня...». Памяти Мишеля Леграна | ФОТО PA Photos/ТАСС

ФОТО PA Photos/ТАСС

Его песни в этот день слушали и напевали не только во Франции, но и в России, где Леграна любили с давних пор. Он платил России той же монетой, не раз признаваясь в любви к нашей стране, которую увидел впервые в молодости, приехав в 1957 году вместе с кинорежиссером Клодом Лелушем в Москву на Всемирный фестиваль молодежи и студентов.

25-летний музыкант приехал с джазовым бендом, которым и руководил. Потом он не раз рассказывал, что с первого взгляда был очарован страной и населявшими ее людьми, которые показались ему более воспитанными и культурно развитыми, чем французы. Как он вспоминал впоследствии, «русская публика оказала нам грандиозный прием».

Легран был большим поклонником советского кино, а самым любимым фильмом называл картину Михаила Калатозова «Летят журавли» (1957), которую пересматривал много раз.

Всемирная слава пришла к Мишелю Леграну после выхода фильма Жака Деми «Шербурские зонтики» (1964), к которому он написал музыку. Режиссер-авангардист, ученик Годара и Трюффо, представитель «новой волны» во французском кинематографе вдруг снял фильм о романтической любви, который приобрел необыкновенную популярность у самой широкой публики. Музыка Леграна сыграла в картине столь же важную роль, что и юная красавица Катрин Денев. Это был, по словам Жака Деми, «фильм в цвете и песнях», первый французский киномюзикл, заложивший основы этого жанра.

Советский Союз был первой страной, которая купила фильм «Шербурские зонтики» после их триумфального проката во Франции. Любовная драма, разыгрывающаяся под музыку Мишеля Леграна, была одобрена советской цензурой, видимо, потому, что кому-то фильм показался «историей из жизни рабочей молодежи».

За свою жизнь Легран сочинил музыку к более чем 200 фильмам и стал единственным композитором, который получил три кинопремии «Оскар»: за песню «Ветряные мельницы твоего сознания» к фильму «Афера Томаса Крауна» (режиссер Норманн Джуисон, 1968); лучший оригинальный саундтрек к романтической мелодраме Роберта Маллигана «Лето 42-го» и лучшую запись песен к музыкальному фильму Барбры Стрейзанд «Йентл» (1983). В его послужном списке также пять премий «Грэмми» в номинации «Лучшая музыка» и один «Золотой глобус».

Национальный центр кинематографии назвал Леграна создателем «музыкального языка кино». Его имя - в ряду таких композиторов, как Нино Рота, Владимир Косма, Эннио Морриконе, Франсис Лэй.

В Россию композитор приезжал часто, называя нашу страну «второй родиной». В 2009 году побывал в Петербурге на премьере поставленного Василием Бархатовым в театре «Карамболь» мюзикла «Шербурские зонтики». Я была на премьере и помню, что после спектакля на глазах у многих зрительниц были слезы.

В марте 2018-го состоялся концерт Леграна в Кремле, а вскоре композитор был награжден почетным знаком «За вклад в российскую культуру».

Мишель Легран не желал уходить на покой и почивать на лаврах, жил активно и ярко. Продолжал работать. Много гастролировал. Водил самолет, яхту, ездил верхом. Он и выглядел как мальчишка, только поседевший. И любовь осветила его последние годы. Осенью 2014 года он обвенчался с актрисой Машей Мериль. История их любви романтическая. Они познакомились в 1964 году, когда Мишелю было 32 года, а Маше - 25. Оба были несвободны, жизнь развела, но они продолжали помнить друг о друге. А спустя полвека все-таки поженились. Легран часто говорил, что хотел бы прожить по меньшей мере сто лет, ведь он так счастлив со своей женой.

Нам в утешение остается его музыка, которая, как сказала откликнувшаяся на его смерть Мирей Матье, будет вечной.

#потеря #композитор #музыка #память

Материал опубликован в газете «Санкт-Петербургские ведомости» № 014 (6367) от 28.01.2019 под заголовком ««Пусть бегут столетья, вспоминай меня...»».


Комментарии