Проза фронта. В Петербурге обсудят литературу о войне

С 20 по 28 августа в Петербурге пройдет открытая литературная школа «Проза над линией фронта». Приют писателям предоставят два литературных музея. В Музее Анны Ахматовой в Фонтанном доме будут лекции, читки и мастер-классы. А в Музее Владимира Набокова состоятся «круглые столы».

Проза фронта. В Петербурге обсудят литературу о войне | ФОТО pixabay

ФОТО pixabay

– В год, когда отмечаем 75-летие со дня Победы в Великой Отечественной войне, мы решили поразмышлять о батальной прозе, – рассказал о проекте один из его кураторов петербургский писатель Андрей Аствацатуров. – Сейчас почти уже не осталось участников Второй мировой войны. Но это не означает, что мы не должны осмысливать этот важный исторический экзистенциальный опыт.

Участники Открытой литературной школы – писатели, которые в своих книгах так или иначе затрагивали тему войны. Илья Бояшов – автор таких книг, как «Господа офицеры», «Армада», а его роман «Танк» стал основой фильма Карена Шахназарова «Белый тигр». Книга Германа Садулаева «Я – чеченец!» состоит из девяти рассказов и повестей, посвященных чеченским войнам и во многом основанных на личном жизненном опыте автора.

Новый роман Ольги Погодиной-Кузминой «Уран» рассказывает о послевоенном времени в СССР, когда в стране создавалось ядерное оружие.

Наринэ Абгарян – автор сборника рассказов о войне в Нагорном Карабахе «Дальше жить: книга о тех, кто пережил войну, и тех, кто нет».

В романе Андрея Геласимова «Степные боги» действие происходит в Забайкалье накануне атомной бомбардировки американцами Хиросимы и Нагасаки.

– Описывая ужасы войны, писатель часто делает это красиво, оставаясь в рамках эстетики, а это примиряет нас с ужасом, – обозначил стоящую перед писателями проблему Андрей Аствацатуров. – Это почувствовали еще в конце XIX века. К примеру, Толстой, Гаршин пытались запретить себе писать о войне красиво.

Александр Бушковский, представляя свой мастер-класс «Писатель и война», говорил о том, что ему не близка героизация войны:

– Мне гораздо ближе отношение к ней Льва Толстого в его «Севастопольских рассказах», Гаршина в его военном цикле, Ремарка в романе «На Западном фронте без перемен» или Константина Воробьева в повести «Убиты под Москвой». Главный посыл этих книг одинаковый, ясный и, на мой взгляд, единственно возможный и правильный: никакой романтики, ничего возвышающего или очищающего душу на войне нет. Только страх, боль, грязь, бессмысленная кровь и изматывающая бессозидательная работа...

Ольга Погодина-Кузмина, чей роман «Уран» вошел в короткий список премии «Национальный бестселлер», будет говорить о войне и мифологии.

– В моем романе описываются события 1953 года, происходящие после войны. Но и сюжет, и атмосфера, и философия романа связаны с войной, как с родовой пуповиной новой истории страны. Война породила своих святых и мучеников, своих апостолов и предателей. Для советского общества она стала огромной травмой, нанесенной людям и обществу, это было труднейшее испытание. Однако Победа стала точкой сборки новой истории страны, фундаментом будущей государственной идеологии и подлинно народной мифологии. Важной исследовательской задачей моей книги стала реконструкция этого мифа с позиций опыта сегодняшнего дня... Атомные бомбардировки Хиросимы и Нагасаки открыли дверь в новую, атомную, эпоху. «Уран» повествует о вовлеченности всей советской страны в создание ядерного щита государства, – рассказала писательница.

Фрагменты книг о войне прозвучат в исполнении профессиональных артистов. Прямые трансляции можно будет посмотреть на странице Музея Анны Ахматовой: https://vk.com/akhmatova.museum

#литература #война #писатель

Материал опубликован в газете «Санкт-Петербургские ведомости» № 146 (6744) от 19.08.2020 под заголовком «Проза войны».


Комментарии