Прошел финал и награждение лауреатов XVII конкурса композиторов им. А. Петрова

Лауреатами первой степени в номинации «Песня и эстрадный романс» стали Анна Малышева и Наталья Зайцева. Награждение прошло в Театре музыкальной комедии.

Прошел финал и награждение лауреатов XVII конкурса композиторов им. А. Петрова | Андрей Петров. 2005 год./ФОТО Сергея ГРИЦКОВА

Андрей Петров. 2005 год./ФОТО Сергея ГРИЦКОВА

Трудно сказать, что представляли собой 400 заявок из 80 городов и населенных пунктов России, Армении, Белоруссии, Германии, Киргизии, Латвии, США и Франции. Но, судя по отобранным сочинениям двенадцати финалистов, услышанным на концерте в Театре музыкальной комедии, общая картина была в этот раз, вероятно, не слишком радостной. Хотя если вспомнить ситуацию на этом же песенном конкурсе два года назад, произведения этого года показались подвергнутыми намного более строгому отбору жюри.

Среди членов жюри под председательством Сергея Никитина были Марина Ланда, Сергей Скрипка, Олег Грабко. Опусы не просто подверглись строгому отбору, но как будто были пропущены сквозь жесткое мерило шедевров самого Андрея Петрова, измерены словно по линейке, и в этом была заметна не совсем правильная тенденция, ведь надо искать и пестовать разное. Впрочем, вряд ли стоит упрекать жюри этого года в поиске только «образа и подобия», все же эти люди знают не понаслышке, что такое «творческая свобода». Однако песня «Мандарины пахнут детством» на слова Константина Эмма, композитор которой Александр Покид­ченко стал лауреатом третьей степени, слишком уж сильно и очевидно напомнила разом и творчество Сергея Никитина с его очаровательным «Диалогом у новогодней елки» из фильма «Москва слезам не верит», и работу Микаэла Таривердиева, написавшего «Никого не будет в доме» из «Иронии судьбы».

Песня Покидченко явила собой некий пастиш, подражание, имитацию, игру в угадывание разных силуэтов, спрятанных на одной картинке. Спору нет, она была мило и вдохновенно исполнена дуэтом Екатерины Мязиной и Анатолия Мачуленко, да и вообще все когда‑то уже было написано… А жюри, вероятно, очень важно было показать конкурсантам, что именно они хотели бы слушать…

Двенадцать услышанных новоявленных вокальных шедевров, и особенно три кавер-версии в номинации «Андрей Петров XXI века», дали понять, какая это невыносимая мука — сочинить даже маленькую простую песню, в которой бы существовали в художественном резонансе слово, мелодия, ритм и душа.

Песни лауреатов первой степени при всей разнице сюжетов оказались очень близки по эмоциональному строю, возникнув на эмоциях грусти и печали. «Романс для мамы» на слова и музыку Анны Малышевой подкупал много больше поэзией, чем безыскусной мелодией, неспешно плывущей в миноре на свободном балладном движении. Стихи о маме, которая «любила любя и строжила строго», не могли не вызвать комка в горле у любого мало-мальски наделенного эмпатией слушателя. После объявления победителей ее спела автор вместе с Валерией Горбушиной.

Песня композитора Натальи ­Зайцевой «А снег идет», представленная певицей Надеждой Алексеевой, стала жанрово-стилистической альтернативой первым словам знаменитой одноименной песни Андрея Эшпая. Получившая здесь вальсовый окрас, новая песня обрела меланхоличное измерение, выкристаллизовавше­еся в словах «Твержу как молитву: «Все пройдет»… А снег, а снег, а снег идет».

Второе место досталось бодрой песне «Движение вверх» на музыку и слова Игоря Мещерина. В ее мягком пафосе слышались отзвуки хиппи, чувствовалось острое желание свободы, а вместе с ним в памяти всплывало песенное наследие других авторов. Эта песня получила и «Приз зрительских симпатий».

Пока жюри обсуждало итоги конкурса, слушателям дали возможность отдохнуть от новых сочинений на песнях самого Андрея Петрова в исполнении тех же солистов в элегантном и интеллигентном сопровождении камерного эстрадного оркестра Continuo под руководством Владимира Кирасирова. Безупречные вкус и стиль, ум и настроение, академическое знание и высшая простота сияли из каждой его песни. И когда внучка Андрея Петрова Манана Гогитидзе запела его тихую молитвенную «Морошку» на слова Николая Рубцова о том, как «Жаль мне доброе поле, Жаль простую избушку, Жаль над омутом старую ель…Что ж так жалобно плачет На болоте кукушка? Что ж не спит по ночам коростель?», — казалось, все грехи мира были прощены разом.


#лауреаты #конкурс #награждение

Материал опубликован в газете «Санкт-Петербургские ведомости» № 182 (7511) от 28.09.2023 под заголовком «Новые песни о главном».


Комментарии