Выйти из сумрака: рецензия на фильм «Гоголь. Страшная месть»

На экранах кинотеатров — третья часть экранной эпопеи о приключениях Николая Васильевича на хуторе близ Диканьки. Называется она «Гоголь. Страшная месть».

Выйти из сумрака: рецензия на фильм «Гоголь. Страшная месть» |

Рецензию на другую новинку российского кинопроката («История одного назначения» Авдотьи Смирновой) - можно прочитать по ссылке.

Узнать, чем запомнились две предыдущие части киносериала про Николая Васильевича («Гоголь.Начало» и «Гоголь. Вий»), можно в наших прошлых материалах.

Когда ровно год назад публика устремилась в кино, чтобы увидеть современную версию некоторых эпизодов биографии классика, перемешанную с мотивами его ранних сочинений, казалось, что сей эксперимент так и останется упражнением на темы текстов русской литературы. Однако мощная рекламная кампания, показ вышедших серий по «мистическому» телеканалу и возросшая популярность артиста Александра Петрова, сыгравшего роль Николая Васильевича, сделали свое дело. Многим захотелось узнать, чем же закончится таинственная история, круто замешанная на мистике и ужасах? Кто тот жуткий всадник-убийца, за которым герои цикла охотились на протяжении двух фильмов, целый год держа зрителей в напряжении. Важно было не переборщить с паузой и оправдать ожидания.

Итак, мы успели соскучиться. В том числе и по отсутствовавшему во второй серии господину Гуро в саркастическом исполнении Олега Меньшикова. Именно его появление в нынешнем фильме и придало сюжету дополнительный импульс (и даже открыло некоторые перспективы на продолжение сериала). Сей персонаж имеет не только полномочия расследовать цепь кровавых смертей диканьских девушек, но еще и... Но здесь умолкаю, ибо жанр фильма ужасов (к каковым, несомненно, тяготеют все части «Гоголя») все-таки предполагает развязку всех запутанных фабульных узелков. И уж поверьте: она будет неожиданной.

Авторы «Страшной мести» во главе с режиссером Егором Барановым не изменили себе и продолжили накручивать витки устрашающих подробностей на стержень сюжета. Они по-прежнему не скрывают того, что постоянно оглядываются на голливудские хорроры и «ужасные» фильмы Тима Бертона вроде «Сонной Лощины». Но от того, что приемы, ракурсы, цветовые и мизансценические решения повторялись прежде и продолжают повторяться в «Страшной мести», атмосфера картины вместо нагнетания страстей вызывает скуку и желание побыстрее узнать весь финальный расклад ролей. Здесь-то и не оправдываются зрительские ожидания новых впечатлений.

Однако режиссер не сдается на милость зрителям и продолжает вместе со сценаристами изобретать новые повороты интриги, включая развернутый эпизод летаргического сна главного героя и его псевдопохорон, тем самым визуализируя одну из главных фобий классика: страх быть похороненным заживо. А что касается очередного фабульного броска в прошлое, связанного с судьбой возлюбленной Гоголя Лизы, то эта вставная новелла не имеет ничего общего ни с текстом повести, у которой позаимствовали название для этой ленты, ни с предыдущими обстоятельствами сюжета, которые толком никто уже и не помнит. Получается, что смотреть цикл Егора Баранова следует скорее как мини-сериал для телевидения, нежели в кинотеатре.

К сожалению, фильм не приблизил публику к пониманию или хотя бы эмоциональному ощущению мира гоголевских персонажей его малороссийского периода. Хотя в титрах авторы попытались заранее отвести от себя возможную критику, указав — «по мотивам произведений Н. В. Гоголя». Взяв все «страшное» и мистическое, они упустили из виду ту глубокую иронию автора, которая и отличает его «Вечера...» и «Миргород». А уж когда в дело было запущена версия о «темной душе» Гоголя, то и вовсе с экрана повеяло некоторой бесовщиной. Невольные ассоциации и параллели с «Дозорами» приходили на ум, когда в кадре в адрес Николая Васильевича, обретшего вытаращенные глаза артиста Петрова, постоянно раздавалось: «Ты — темный! Ты — темный!». Не пора ли Гоголю выйти из сумрака? И отправиться туда, где он и состоится как писатель...

Режиссер дает своему герою такой шанс, возвращая его на берега Невы. Но чертовщина не покидает Гоголя и здесь, где являются ему на помощь два гения отечественной словесности — Пушкин и Лермонтов. Ужас оборачивается вампукой. Может быть, это некоторая стилистическая виньетка режиссера на фоне мрачноватого колорита всего фильма. Однако выглядит она как пародия. Там, где публика должна была ахнуть от страха и завороженно следить за происходящим, она просто хихикает.

Остается главный вопрос, который беспокоил многих на протяжении года, когда создавалась экранная трилогия. Этот вопрос с юношеской прямотой выразили при обсуждении этой картины студенты нашего Университета на одном из семинаров: а при чем здесь Гоголь? Егор Баранов, дайте ответ! Не дает ответа...

КСТАТИ

В следующем году телеканал «ТВ-3» покажет киносериал «Гоголь», который будет состоять из восьми серий. В будущем, сообщает пресс-служба телеканала, авторы проекта планируют создать целую фантастическую киновселенную, главными действующими героями которой станут российские писатели-классики.

#фильм #премьера #рецензия #Гоголь

Материал опубликован в газете «Санкт-Петербургские ведомости» № 166 (6265) от 10.09.2018 под заголовком «При чем здесь Гоголь?».


Комментарии



Загрузка...

Самое читаемое

#
#
Лариса Малеванная: «Купчинскую квартиру выстроили  в Румынии – это дешевле»
22 Января 2019

Лариса Малеванная: «Купчинскую квартиру выстроили в Румынии – это дешевле»

Народная артистка России празднует сегодня юбилей – 80 лет. Наш автор пообщался с актрисой.

Делатель судеб. К 100-летию Игоря Владимирова
10 Января 2019

Делатель судеб. К 100-летию Игоря Владимирова

Его учеников-актеров было так много, что из них в Ленинграде с нуля был создан новый театр – Молодежный, который жив и сегодня.

Михаил Пиотровский. Что мы приносим в Петербург
19 Декабря 2018

Михаил Пиотровский. Что мы приносим в Петербург

Глава Эрмитажа – о прошедшем Дне музея и о том, что можно делать на Дворцовой площади.

«Иллюстратор» на фоне истории
13 Декабря 2018

«Иллюстратор» на фоне истории

Книга известного петербургского кинематографиста Дмитрия Долинина построена на воспоминаниях художника-иллюстратора Петра Воскресенского. Разберем ее составляющие.

Хирург запустил «Русский реактор» в Петербурге
08 Октября 2018

Хирург запустил «Русский реактор» в Петербурге

Фильм, снятый лидером Всероссийского мотоклуба «Ночные волки», представили в День рождения президента России.

Почему Анну Старобинец признали лучшим фантастом Европы
01 Августа 2018

Почему Анну Старобинец признали лучшим фантастом Европы

Как случается с любой более-менее резонансной литературной наградой, от Нобелевской премии до «Большой книги», одни коллеги поздравляли московскую писательницу с победой, другие шумно негодовали.

Михаил Пиотровский: «Есть великие примеры»
02 Июня 2018

Михаил Пиотровский: «Есть великие примеры»

Директор Эрмитажа - об автономности культуры, уголовных делах, связанных с хищениями в музее и о прошедшем Юридическом форуме.

Александр Петров, родившийся заново
01 Февраля 2018

Александр Петров, родившийся заново

Саша Петров поставил исповедальное поэтически-музыкальное шоу «#Зановородиться» по собственным стихам и издал книгу, которая вышла в январе.

Топ-100 от РОСФОТО
17 Июля 2017

Топ-100 от РОСФОТО

Свое 15-летие музейно-выставочный центр РОСФОТО отмечает выставкой ста лучших фотографий из собственной коллекции.

Сказать всё, никого не обидев
12 Июля 2017

Сказать всё, никого не обидев

Музей работает для всех, но ему важна понимающая аудитория. Есть люди, которые все понимают, ориентироваться надо на них. Сегодня это важно.

Юность покоряет олимп в Петербурге
20 Июня 2017

Юность покоряет олимп в Петербурге

На XXII международном фестивале «Музыкальный олимп» выступили лауреаты самых престижных конкурсов последних лет из семнадцати стран, среди которых значились не только США и Германия, но также Египет, ...

Уроки танца не кончаются
13 Июня 2017

Уроки танца не кончаются

Состоялся 275-й выпуск Академии русского балета им. А. Я. Вагановой. По давней традиции, в июне выпускники демонстрируют свои таланты на сцене Мариинского театра в рамках фестиваля «Звезды белых ночей...