Выйти из сумрака: рецензия на фильм «Гоголь. Страшная месть»

На экранах кинотеатров — третья часть экранной эпопеи о приключениях Николая Васильевича на хуторе близ Диканьки. Называется она «Гоголь. Страшная месть».

Выйти из сумрака: рецензия на фильм «Гоголь. Страшная месть» |

Рецензию на другую новинку российского кинопроката («История одного назначения» Авдотьи Смирновой) - можно прочитать по ссылке.

Узнать, чем запомнились две предыдущие части киносериала про Николая Васильевича («Гоголь.Начало» и «Гоголь. Вий»), можно в наших прошлых материалах.

Когда ровно год назад публика устремилась в кино, чтобы увидеть современную версию некоторых эпизодов биографии классика, перемешанную с мотивами его ранних сочинений, казалось, что сей эксперимент так и останется упражнением на темы текстов русской литературы. Однако мощная рекламная кампания, показ вышедших серий по «мистическому» телеканалу и возросшая популярность артиста Александра Петрова, сыгравшего роль Николая Васильевича, сделали свое дело. Многим захотелось узнать, чем же закончится таинственная история, круто замешанная на мистике и ужасах? Кто тот жуткий всадник-убийца, за которым герои цикла охотились на протяжении двух фильмов, целый год держа зрителей в напряжении. Важно было не переборщить с паузой и оправдать ожидания.

Итак, мы успели соскучиться. В том числе и по отсутствовавшему во второй серии господину Гуро в саркастическом исполнении Олега Меньшикова. Именно его появление в нынешнем фильме и придало сюжету дополнительный импульс (и даже открыло некоторые перспективы на продолжение сериала). Сей персонаж имеет не только полномочия расследовать цепь кровавых смертей диканьских девушек, но еще и... Но здесь умолкаю, ибо жанр фильма ужасов (к каковым, несомненно, тяготеют все части «Гоголя») все-таки предполагает развязку всех запутанных фабульных узелков. И уж поверьте: она будет неожиданной.

Авторы «Страшной мести» во главе с режиссером Егором Барановым не изменили себе и продолжили накручивать витки устрашающих подробностей на стержень сюжета. Они по-прежнему не скрывают того, что постоянно оглядываются на голливудские хорроры и «ужасные» фильмы Тима Бертона вроде «Сонной Лощины». Но от того, что приемы, ракурсы, цветовые и мизансценические решения повторялись прежде и продолжают повторяться в «Страшной мести», атмосфера картины вместо нагнетания страстей вызывает скуку и желание побыстрее узнать весь финальный расклад ролей. Здесь-то и не оправдываются зрительские ожидания новых впечатлений.

Однако режиссер не сдается на милость зрителям и продолжает вместе со сценаристами изобретать новые повороты интриги, включая развернутый эпизод летаргического сна главного героя и его псевдопохорон, тем самым визуализируя одну из главных фобий классика: страх быть похороненным заживо. А что касается очередного фабульного броска в прошлое, связанного с судьбой возлюбленной Гоголя Лизы, то эта вставная новелла не имеет ничего общего ни с текстом повести, у которой позаимствовали название для этой ленты, ни с предыдущими обстоятельствами сюжета, которые толком никто уже и не помнит. Получается, что смотреть цикл Егора Баранова следует скорее как мини-сериал для телевидения, нежели в кинотеатре.

К сожалению, фильм не приблизил публику к пониманию или хотя бы эмоциональному ощущению мира гоголевских персонажей его малороссийского периода. Хотя в титрах авторы попытались заранее отвести от себя возможную критику, указав — «по мотивам произведений Н. В. Гоголя». Взяв все «страшное» и мистическое, они упустили из виду ту глубокую иронию автора, которая и отличает его «Вечера...» и «Миргород». А уж когда в дело было запущена версия о «темной душе» Гоголя, то и вовсе с экрана повеяло некоторой бесовщиной. Невольные ассоциации и параллели с «Дозорами» приходили на ум, когда в кадре в адрес Николая Васильевича, обретшего вытаращенные глаза артиста Петрова, постоянно раздавалось: «Ты — темный! Ты — темный!». Не пора ли Гоголю выйти из сумрака? И отправиться туда, где он и состоится как писатель...

Режиссер дает своему герою такой шанс, возвращая его на берега Невы. Но чертовщина не покидает Гоголя и здесь, где являются ему на помощь два гения отечественной словесности — Пушкин и Лермонтов. Ужас оборачивается вампукой. Может быть, это некоторая стилистическая виньетка режиссера на фоне мрачноватого колорита всего фильма. Однако выглядит она как пародия. Там, где публика должна была ахнуть от страха и завороженно следить за происходящим, она просто хихикает.

Остается главный вопрос, который беспокоил многих на протяжении года, когда создавалась экранная трилогия. Этот вопрос с юношеской прямотой выразили при обсуждении этой картины студенты нашего Университета на одном из семинаров: а при чем здесь Гоголь? Егор Баранов, дайте ответ! Не дает ответа...

КСТАТИ

В следующем году телеканал «ТВ-3» покажет киносериал «Гоголь», который будет состоять из восьми серий. В будущем, сообщает пресс-служба телеканала, авторы проекта планируют создать целую фантастическую киновселенную, главными действующими героями которой станут российские писатели-классики.

#фильм #премьера #рецензия #Гоголь

Материал опубликован в газете «Санкт-Петербургские ведомости» № 166 (6265) от 10.09.2018 под заголовком «При чем здесь Гоголь?».


Комментарии



Загрузка...

Самое читаемое

#
#
Эротика в обмен на продукты. Как художник Сомов выживал в Петрограде
21 Августа 2019

Эротика в обмен на продукты. Как художник Сомов выживал в Петрограде

Русский музей развернул в Михайловском замке выставку к 150-летию Константина Сомова.

Иронический оптимизм от Тарантино. О чем рассказывает фильм «Однажды в... Голливуде»
16 Августа 2019

Иронический оптимизм от Тарантино. О чем рассказывает фильм «Однажды в... Голливуде»

В своей картине режиссер противопоставляет жизненную правду - и ее вечную, несокрушимую экранную имитацию.

Перчик под дождем. Как прошел фестиваль «Оперетта-парк» в Гатчине
06 Августа 2019

Перчик под дождем. Как прошел фестиваль «Оперетта-парк» в Гатчине

Оперетта хороша в любое время года, но летом - особенно.

Михаил Пиотровский. Не отрекаясь и не проклиная
31 Июля 2019

Михаил Пиотровский. Не отрекаясь и не проклиная

Настал важный момент для культуры нашей страны: идет война за то, как она будет развиваться дальше.

Люди земли и неба. Какими были Семен Аранович и Илья Авербах
29 Июля 2019

Люди земли и неба. Какими были Семен Аранович и Илья Авербах

Вспоминаем двух советских режиссеров.

Маринист на рейде. 35 картин и рисунков Айвазовского представили на выставке в Кронштадте
03 Июля 2019

Маринист на рейде. 35 картин и рисунков Айвазовского представили на выставке в Кронштадте

Участие коллекционеров позволило наглядно показать контрасты художника, которого одинаково занимали темы бури и покоя.

Граф поклонялся искусству. В Эрмитаже представили коллекцию Строганова
27 Июня 2019

Граф поклонялся искусству. В Эрмитаже представили коллекцию Строганова

Живопись, акварели, скульптура, фарфор, мебель, редкие книги — все это показывает хороший вкус коллекционера.

Анна Нетребко впервые исполнила в России партию Аиды в опере Верди
13 Июня 2019

Анна Нетребко впервые исполнила в России партию Аиды в опере Верди

Это случилось на исторической сцене Мариинского театра на фестивале «Звезды белых ночей».

В особняке Карла Шредера открыли доступ в кабинет хозяина
11 Июня 2019

В особняке Карла Шредера открыли доступ в кабинет хозяина

Туда можно попасть с экскурсией просветительской программы «Открытый город».

Открыли архивы: неожиданные повороты в судьбах известных зданий Петербурга
10 Июня 2019

Открыли архивы: неожиданные повороты в судьбах известных зданий Петербурга

О том, как решения властей отражались в судьбе самых известных объектов города, можно узнать на выставке.

«Теперь у нас подлецов не бывает». Размышления о спектакле «Мертвые души» в Театре имени Ленсовета
08 Июня 2019

«Теперь у нас подлецов не бывает». Размышления о спектакле «Мертвые души» в Театре имени Ленсовета

Спектакль молодого режиссера Романа Кочержевского – это тоска по живой душе в круговороте душ мертвых.

Михаил Пиотровский. Провокация в Венеции
05 Июня 2019

Михаил Пиотровский. Провокация в Венеции

Почему присутствие Эрмитажа на Венецианской биеннале вызвало у многих раздражение?