Выйти из сумрака: рецензия на фильм «Гоголь. Страшная месть»

На экранах кинотеатров — третья часть экранной эпопеи о приключениях Николая Васильевича на хуторе близ Диканьки. Называется она «Гоголь. Страшная месть».

Выйти из сумрака: рецензия на фильм «Гоголь. Страшная месть» |

Рецензию на другую новинку российского кинопроката («История одного назначения» Авдотьи Смирновой) - можно прочитать по ссылке.

Узнать, чем запомнились две предыдущие части киносериала про Николая Васильевича («Гоголь.Начало» и «Гоголь. Вий»), можно в наших прошлых материалах.

Когда ровно год назад публика устремилась в кино, чтобы увидеть современную версию некоторых эпизодов биографии классика, перемешанную с мотивами его ранних сочинений, казалось, что сей эксперимент так и останется упражнением на темы текстов русской литературы. Однако мощная рекламная кампания, показ вышедших серий по «мистическому» телеканалу и возросшая популярность артиста Александра Петрова, сыгравшего роль Николая Васильевича, сделали свое дело. Многим захотелось узнать, чем же закончится таинственная история, круто замешанная на мистике и ужасах? Кто тот жуткий всадник-убийца, за которым герои цикла охотились на протяжении двух фильмов, целый год держа зрителей в напряжении. Важно было не переборщить с паузой и оправдать ожидания.

Итак, мы успели соскучиться. В том числе и по отсутствовавшему во второй серии господину Гуро в саркастическом исполнении Олега Меньшикова. Именно его появление в нынешнем фильме и придало сюжету дополнительный импульс (и даже открыло некоторые перспективы на продолжение сериала). Сей персонаж имеет не только полномочия расследовать цепь кровавых смертей диканьских девушек, но еще и... Но здесь умолкаю, ибо жанр фильма ужасов (к каковым, несомненно, тяготеют все части «Гоголя») все-таки предполагает развязку всех запутанных фабульных узелков. И уж поверьте: она будет неожиданной.

Авторы «Страшной мести» во главе с режиссером Егором Барановым не изменили себе и продолжили накручивать витки устрашающих подробностей на стержень сюжета. Они по-прежнему не скрывают того, что постоянно оглядываются на голливудские хорроры и «ужасные» фильмы Тима Бертона вроде «Сонной Лощины». Но от того, что приемы, ракурсы, цветовые и мизансценические решения повторялись прежде и продолжают повторяться в «Страшной мести», атмосфера картины вместо нагнетания страстей вызывает скуку и желание побыстрее узнать весь финальный расклад ролей. Здесь-то и не оправдываются зрительские ожидания новых впечатлений.

Однако режиссер не сдается на милость зрителям и продолжает вместе со сценаристами изобретать новые повороты интриги, включая развернутый эпизод летаргического сна главного героя и его псевдопохорон, тем самым визуализируя одну из главных фобий классика: страх быть похороненным заживо. А что касается очередного фабульного броска в прошлое, связанного с судьбой возлюбленной Гоголя Лизы, то эта вставная новелла не имеет ничего общего ни с текстом повести, у которой позаимствовали название для этой ленты, ни с предыдущими обстоятельствами сюжета, которые толком никто уже и не помнит. Получается, что смотреть цикл Егора Баранова следует скорее как мини-сериал для телевидения, нежели в кинотеатре.

К сожалению, фильм не приблизил публику к пониманию или хотя бы эмоциональному ощущению мира гоголевских персонажей его малороссийского периода. Хотя в титрах авторы попытались заранее отвести от себя возможную критику, указав — «по мотивам произведений Н. В. Гоголя». Взяв все «страшное» и мистическое, они упустили из виду ту глубокую иронию автора, которая и отличает его «Вечера...» и «Миргород». А уж когда в дело было запущена версия о «темной душе» Гоголя, то и вовсе с экрана повеяло некоторой бесовщиной. Невольные ассоциации и параллели с «Дозорами» приходили на ум, когда в кадре в адрес Николая Васильевича, обретшего вытаращенные глаза артиста Петрова, постоянно раздавалось: «Ты — темный! Ты — темный!». Не пора ли Гоголю выйти из сумрака? И отправиться туда, где он и состоится как писатель...

Режиссер дает своему герою такой шанс, возвращая его на берега Невы. Но чертовщина не покидает Гоголя и здесь, где являются ему на помощь два гения отечественной словесности — Пушкин и Лермонтов. Ужас оборачивается вампукой. Может быть, это некоторая стилистическая виньетка режиссера на фоне мрачноватого колорита всего фильма. Однако выглядит она как пародия. Там, где публика должна была ахнуть от страха и завороженно следить за происходящим, она просто хихикает.

Остается главный вопрос, который беспокоил многих на протяжении года, когда создавалась экранная трилогия. Этот вопрос с юношеской прямотой выразили при обсуждении этой картины студенты нашего Университета на одном из семинаров: а при чем здесь Гоголь? Егор Баранов, дайте ответ! Не дает ответа...

КСТАТИ

В следующем году телеканал «ТВ-3» покажет киносериал «Гоголь», который будет состоять из восьми серий. В будущем, сообщает пресс-служба телеканала, авторы проекта планируют создать целую фантастическую киновселенную, главными действующими героями которой станут российские писатели-классики.

#фильм #премьера #рецензия #Гоголь

Материал опубликован в газете «Санкт-Петербургские ведомости» № 166 (6265) от 10.09.2018 под заголовком «При чем здесь Гоголь?».


Комментарии