Черт знает что

На экранах новый отечественный фильм по мотивам произведений классика русской литературы - «Гоголь. Вий».

Черт знает что |

Те, кто следит за текущим российским кинорепертуаром, знают, что речь идет о продолжении проекта, в основу которого положены не только ранние творения Гоголя, но и некоторые факты и легенды из биографии писателя. В начале осени прошлого года многие обсуждали явление публике ленты «Гоголь. Начало», которую тоже поставил режиссер Егор Баранов. В ее финале было обещано продолжение, которое и явилось нынче зрителям.

Как и первый фильм гоголевского киноцикла, нынешний сохраняет сериальную структуру, он формально разделен на две серии. В первой продолжается история про страшного всадника, убивающего девушек из Диканьки, начатая в стартовой картине. А вторая серия, собственно, и есть история про того самого Вия, который, согласно тексту литературного первоисточника, требует поднять ему веки. Авторы решили создать мини-сериал со сквозным детективным сюжетом, на который нанизываются дополнительные эпизоды. В их основе - фабулы повестей из «Вечеров на хуторе близ Диканьки» и «Миргорода». Причем отряду сценаристов экранного проекта понадобились именно «страшные» повести, где чертовщина соседствует с сочным и солнечным малороссийским колоритом. Но колорит, как и в первом фильме, приобрел откровенно мрачные тона, компьютерные «ужасы» все так же появляются один за другим - то горящие знаки, то кричащие с перекошенными лицами ведьмы, то грозный и таинственный всадник, мчащийся через лесную чащу.

Однако появляются и новые мотивы для нагнетания мистической атмосферы фильма. Гоголь неожиданно получает в руки документ, доставшийся ему от исчезнувшего с экрана его прямого начальника - следователя Гуро (Олег Меньшиков). Суть информации - прямое указание на тайну происхождения писателя, что еще больше запутывает бедных зрителей, не успевающих за полетом мыслей авторов фильма.

Александр Петров старательно изображает Николая Васильевича персонажем мятущимся, растерянным от мистики и кровавых деяний представителей потустороннего мира. Вокруг него в прямом и переносном смысле творится «черт знает что». Робкие попытки чиновника-следователя Гоголя изменить ситуацию не дают результата. Его по-прежнему мучают видения и привидения, кошмары и странные воспоминания, будто всплывающие из глубин подсознания. Реплика одной из невольных подружек-утопленниц: «Да ты же «черный»!» — подталкивает зрителя к ненужным ассоциациям с «Ночным дозором» и к мысли о том, что пора бы выйти из сумрака мистической «киногоголианы».

Ведьмы, злодеи-убийцы и вурдалаки, кажется, навсегда прописались в бедной Диканьке. И даже такой опытный борец с преступным миром, как местный блюститель порядка Бинх (Евгений Стычкин), не в силах дать отпор нечисти. Зато ряды сторонников борьбы с нею пополняет знакомый многим с детства персонаж по имени Хома Брут (Алексей Вертков). Ему волею Гоголя отведена роль борца против черных сил. В нынешней экранной реинкарнации Хома из бурсака превратился в этакого мастера восточных единоборств, вольного охотника за ведьмами и ведьмаками. Себя же он именует скромно: «экзорцист», по-русски говоря - «изгоняющий дьявола».

Именно Хома склоняет трепещущего от самой мысли о Зле и Тьме Гоголя к борьбе с Вием и очередной ведьмой путем противостояния в церкви. Вот уж где разыгралась фантазия авторов фильма. Пляски и завывания нечисти продемонстрированы в этом случае с убедительным размахом. Правда, развязке нынешнего фильма про Вия очень уж далеко до финала гоголевской повести ужасов.

В этом видно желание свести сюжетные концы с концами. Но ощущение растерянности и желание получить ответы на вопросы, доставшиеся в наследство от первой ленты, не покидают до финала нынешнего фильма: кто убийца, куда делся и вернется ли следователь Гуро? И главный вопрос: куда исчез сочный южный колорит гоголевской Диканьки?..

Единственное, что примиряет с парадом экранной чертовщины, так это анонс следующей (обещано - финальной) части цикла. Экранные разборки с классиком и его каноническими текстами будут продолжены. Особо нетерпеливым поклонникам Гоголя и жанра мистического детектива придется подождать ответов на свои вопросы до конца будущего лета. Возможно, мы снова увидим то, чего не ждали. Впрочем, от Николая Васильевича и его интерпретаторов можно ждать всяческих сюрпризов.

#«Гоголь. Вий» #премьера #Александр Цекало

Комментарии



Загрузка...

Самое читаемое

#
#
Эротика в обмен на продукты. Как художник Сомов выживал в Петрограде
21 Августа 2019

Эротика в обмен на продукты. Как художник Сомов выживал в Петрограде

Русский музей развернул в Михайловском замке выставку к 150-летию Константина Сомова.

Иронический оптимизм от Тарантино. О чем рассказывает фильм «Однажды в... Голливуде»
16 Августа 2019

Иронический оптимизм от Тарантино. О чем рассказывает фильм «Однажды в... Голливуде»

В своей картине режиссер противопоставляет жизненную правду - и ее вечную, несокрушимую экранную имитацию.

Перчик под дождем. Как прошел фестиваль «Оперетта-парк» в Гатчине
06 Августа 2019

Перчик под дождем. Как прошел фестиваль «Оперетта-парк» в Гатчине

Оперетта хороша в любое время года, но летом - особенно.

Михаил Пиотровский. Не отрекаясь и не проклиная
31 Июля 2019

Михаил Пиотровский. Не отрекаясь и не проклиная

Настал важный момент для культуры нашей страны: идет война за то, как она будет развиваться дальше.

Люди земли и неба. Какими были Семен Аранович и Илья Авербах
29 Июля 2019

Люди земли и неба. Какими были Семен Аранович и Илья Авербах

Вспоминаем двух советских режиссеров.

Маринист на рейде. 35 картин и рисунков Айвазовского представили на выставке в Кронштадте
03 Июля 2019

Маринист на рейде. 35 картин и рисунков Айвазовского представили на выставке в Кронштадте

Участие коллекционеров позволило наглядно показать контрасты художника, которого одинаково занимали темы бури и покоя.

Граф поклонялся искусству. В Эрмитаже представили коллекцию Строганова
27 Июня 2019

Граф поклонялся искусству. В Эрмитаже представили коллекцию Строганова

Живопись, акварели, скульптура, фарфор, мебель, редкие книги — все это показывает хороший вкус коллекционера.

Анна Нетребко впервые исполнила в России партию Аиды в опере Верди
13 Июня 2019

Анна Нетребко впервые исполнила в России партию Аиды в опере Верди

Это случилось на исторической сцене Мариинского театра на фестивале «Звезды белых ночей».

В особняке Карла Шредера открыли доступ в кабинет хозяина
11 Июня 2019

В особняке Карла Шредера открыли доступ в кабинет хозяина

Туда можно попасть с экскурсией просветительской программы «Открытый город».

Открыли архивы: неожиданные повороты в судьбах известных зданий Петербурга
10 Июня 2019

Открыли архивы: неожиданные повороты в судьбах известных зданий Петербурга

О том, как решения властей отражались в судьбе самых известных объектов города, можно узнать на выставке.

«Теперь у нас подлецов не бывает». Размышления о спектакле «Мертвые души» в Театре имени Ленсовета
08 Июня 2019

«Теперь у нас подлецов не бывает». Размышления о спектакле «Мертвые души» в Театре имени Ленсовета

Спектакль молодого режиссера Романа Кочержевского – это тоска по живой душе в круговороте душ мертвых.

Михаил Пиотровский. Провокация в Венеции
05 Июня 2019

Михаил Пиотровский. Провокация в Венеции

Почему присутствие Эрмитажа на Венецианской биеннале вызвало у многих раздражение?