Черт знает что

На экранах новый отечественный фильм по мотивам произведений классика русской литературы - «Гоголь. Вий».

Черт знает что |

Те, кто следит за текущим российским кинорепертуаром, знают, что речь идет о продолжении проекта, в основу которого положены не только ранние творения Гоголя, но и некоторые факты и легенды из биографии писателя. В начале осени прошлого года многие обсуждали явление публике ленты «Гоголь. Начало», которую тоже поставил режиссер Егор Баранов. В ее финале было обещано продолжение, которое и явилось нынче зрителям.

Как и первый фильм гоголевского киноцикла, нынешний сохраняет сериальную структуру, он формально разделен на две серии. В первой продолжается история про страшного всадника, убивающего девушек из Диканьки, начатая в стартовой картине. А вторая серия, собственно, и есть история про того самого Вия, который, согласно тексту литературного первоисточника, требует поднять ему веки. Авторы решили создать мини-сериал со сквозным детективным сюжетом, на который нанизываются дополнительные эпизоды. В их основе - фабулы повестей из «Вечеров на хуторе близ Диканьки» и «Миргорода». Причем отряду сценаристов экранного проекта понадобились именно «страшные» повести, где чертовщина соседствует с сочным и солнечным малороссийским колоритом. Но колорит, как и в первом фильме, приобрел откровенно мрачные тона, компьютерные «ужасы» все так же появляются один за другим - то горящие знаки, то кричащие с перекошенными лицами ведьмы, то грозный и таинственный всадник, мчащийся через лесную чащу.

Однако появляются и новые мотивы для нагнетания мистической атмосферы фильма. Гоголь неожиданно получает в руки документ, доставшийся ему от исчезнувшего с экрана его прямого начальника - следователя Гуро (Олег Меньшиков). Суть информации - прямое указание на тайну происхождения писателя, что еще больше запутывает бедных зрителей, не успевающих за полетом мыслей авторов фильма.

Александр Петров старательно изображает Николая Васильевича персонажем мятущимся, растерянным от мистики и кровавых деяний представителей потустороннего мира. Вокруг него в прямом и переносном смысле творится «черт знает что». Робкие попытки чиновника-следователя Гоголя изменить ситуацию не дают результата. Его по-прежнему мучают видения и привидения, кошмары и странные воспоминания, будто всплывающие из глубин подсознания. Реплика одной из невольных подружек-утопленниц: «Да ты же «черный»!» — подталкивает зрителя к ненужным ассоциациям с «Ночным дозором» и к мысли о том, что пора бы выйти из сумрака мистической «киногоголианы».

Ведьмы, злодеи-убийцы и вурдалаки, кажется, навсегда прописались в бедной Диканьке. И даже такой опытный борец с преступным миром, как местный блюститель порядка Бинх (Евгений Стычкин), не в силах дать отпор нечисти. Зато ряды сторонников борьбы с нею пополняет знакомый многим с детства персонаж по имени Хома Брут (Алексей Вертков). Ему волею Гоголя отведена роль борца против черных сил. В нынешней экранной реинкарнации Хома из бурсака превратился в этакого мастера восточных единоборств, вольного охотника за ведьмами и ведьмаками. Себя же он именует скромно: «экзорцист», по-русски говоря - «изгоняющий дьявола».

Именно Хома склоняет трепещущего от самой мысли о Зле и Тьме Гоголя к борьбе с Вием и очередной ведьмой путем противостояния в церкви. Вот уж где разыгралась фантазия авторов фильма. Пляски и завывания нечисти продемонстрированы в этом случае с убедительным размахом. Правда, развязке нынешнего фильма про Вия очень уж далеко до финала гоголевской повести ужасов.

В этом видно желание свести сюжетные концы с концами. Но ощущение растерянности и желание получить ответы на вопросы, доставшиеся в наследство от первой ленты, не покидают до финала нынешнего фильма: кто убийца, куда делся и вернется ли следователь Гуро? И главный вопрос: куда исчез сочный южный колорит гоголевской Диканьки?..

Единственное, что примиряет с парадом экранной чертовщины, так это анонс следующей (обещано - финальной) части цикла. Экранные разборки с классиком и его каноническими текстами будут продолжены. Особо нетерпеливым поклонникам Гоголя и жанра мистического детектива придется подождать ответов на свои вопросы до конца будущего лета. Возможно, мы снова увидим то, чего не ждали. Впрочем, от Николая Васильевича и его интерпретаторов можно ждать всяческих сюрпризов.

#«Гоголь. Вий» #премьера #Александр Цекало

Комментарии