Черт знает что

На экранах новый отечественный фильм по мотивам произведений классика русской литературы - «Гоголь. Вий».

Черт знает что |

Те, кто следит за текущим российским кинорепертуаром, знают, что речь идет о продолжении проекта, в основу которого положены не только ранние творения Гоголя, но и некоторые факты и легенды из биографии писателя. В начале осени прошлого года многие обсуждали явление публике ленты «Гоголь. Начало», которую тоже поставил режиссер Егор Баранов. В ее финале было обещано продолжение, которое и явилось нынче зрителям.

Как и первый фильм гоголевского киноцикла, нынешний сохраняет сериальную структуру, он формально разделен на две серии. В первой продолжается история про страшного всадника, убивающего девушек из Диканьки, начатая в стартовой картине. А вторая серия, собственно, и есть история про того самого Вия, который, согласно тексту литературного первоисточника, требует поднять ему веки. Авторы решили создать мини-сериал со сквозным детективным сюжетом, на который нанизываются дополнительные эпизоды. В их основе - фабулы повестей из «Вечеров на хуторе близ Диканьки» и «Миргорода». Причем отряду сценаристов экранного проекта понадобились именно «страшные» повести, где чертовщина соседствует с сочным и солнечным малороссийским колоритом. Но колорит, как и в первом фильме, приобрел откровенно мрачные тона, компьютерные «ужасы» все так же появляются один за другим - то горящие знаки, то кричащие с перекошенными лицами ведьмы, то грозный и таинственный всадник, мчащийся через лесную чащу.

Однако появляются и новые мотивы для нагнетания мистической атмосферы фильма. Гоголь неожиданно получает в руки документ, доставшийся ему от исчезнувшего с экрана его прямого начальника - следователя Гуро (Олег Меньшиков). Суть информации - прямое указание на тайну происхождения писателя, что еще больше запутывает бедных зрителей, не успевающих за полетом мыслей авторов фильма.

Александр Петров старательно изображает Николая Васильевича персонажем мятущимся, растерянным от мистики и кровавых деяний представителей потустороннего мира. Вокруг него в прямом и переносном смысле творится «черт знает что». Робкие попытки чиновника-следователя Гоголя изменить ситуацию не дают результата. Его по-прежнему мучают видения и привидения, кошмары и странные воспоминания, будто всплывающие из глубин подсознания. Реплика одной из невольных подружек-утопленниц: «Да ты же «черный»!» — подталкивает зрителя к ненужным ассоциациям с «Ночным дозором» и к мысли о том, что пора бы выйти из сумрака мистической «киногоголианы».

Ведьмы, злодеи-убийцы и вурдалаки, кажется, навсегда прописались в бедной Диканьке. И даже такой опытный борец с преступным миром, как местный блюститель порядка Бинх (Евгений Стычкин), не в силах дать отпор нечисти. Зато ряды сторонников борьбы с нею пополняет знакомый многим с детства персонаж по имени Хома Брут (Алексей Вертков). Ему волею Гоголя отведена роль борца против черных сил. В нынешней экранной реинкарнации Хома из бурсака превратился в этакого мастера восточных единоборств, вольного охотника за ведьмами и ведьмаками. Себя же он именует скромно: «экзорцист», по-русски говоря - «изгоняющий дьявола».

Именно Хома склоняет трепещущего от самой мысли о Зле и Тьме Гоголя к борьбе с Вием и очередной ведьмой путем противостояния в церкви. Вот уж где разыгралась фантазия авторов фильма. Пляски и завывания нечисти продемонстрированы в этом случае с убедительным размахом. Правда, развязке нынешнего фильма про Вия очень уж далеко до финала гоголевской повести ужасов.

В этом видно желание свести сюжетные концы с концами. Но ощущение растерянности и желание получить ответы на вопросы, доставшиеся в наследство от первой ленты, не покидают до финала нынешнего фильма: кто убийца, куда делся и вернется ли следователь Гуро? И главный вопрос: куда исчез сочный южный колорит гоголевской Диканьки?..

Единственное, что примиряет с парадом экранной чертовщины, так это анонс следующей (обещано - финальной) части цикла. Экранные разборки с классиком и его каноническими текстами будут продолжены. Особо нетерпеливым поклонникам Гоголя и жанра мистического детектива придется подождать ответов на свои вопросы до конца будущего лета. Возможно, мы снова увидим то, чего не ждали. Впрочем, от Николая Васильевича и его интерпретаторов можно ждать всяческих сюрпризов.

#«Гоголь. Вий» #премьера #Александр Цекало

Комментарии



Загрузка...

Самое читаемое

#
#
Почему Анну Старобинец признали лучшим фантастом Европы
01 Августа 2018

Почему Анну Старобинец признали лучшим фантастом Европы

Как случается с любой более-менее резонансной литературной наградой, от Нобелевской премии до «Большой книги», одни коллеги поздравляли московскую писательницу с победой, другие шумно негодовали.

Михаил Пиотровский: «Есть великие примеры»
02 Июня 2018

Михаил Пиотровский: «Есть великие примеры»

Директор Эрмитажа - об автономности культуры, уголовных делах, связанных с хищениями в музее и о прошедшем Юридическом форуме.

Сказать всё, никого не обидев
12 Июля 2017

Сказать всё, никого не обидев

Музей работает для всех, но ему важна понимающая аудитория. Есть люди, которые все понимают, ориентироваться надо на них. Сегодня это важно.

Уроки танца не кончаются
13 Июня 2017

Уроки танца не кончаются

Состоялся 275-й выпуск Академии русского балета им. А. Я. Вагановой. По давней традиции, в июне выпускники демонстрируют свои таланты на сцене Мариинского театра в рамках фестиваля «Звезды белых ночей...

Гений места движет фестиваль
25 Мая 2017

Гений места движет фестиваль

XXV, международный фестиваль «Дворцы Санкт-Петербурга» откроется 31 мая в Эрмитажном театре концертным исполнением оперы «Сельская честь» Масканьи.

Великая Победа глазами потомков
19 Мая 2017

Великая Победа глазами потомков

В нарядном недавно отреставрированном Доме журналиста на Невском вчера было непривычно, по-школьному, шумно...

Вся ночь впереди
19 Мая 2017

Вся ночь впереди

Завтра в 10-й раз в Петербург придет «Ночь музеев» - одно из главных культурных событий года.

Гранатовый браслет из Гатчины
02 Мая 2017

Гранатовый браслет из Гатчины

В Гатчине подвели итоги XXIII кинофестиваля «Литература и кино».

Кармен-сюита
25 Апреля 2017

Кармен-сюита

Удивительное дело: ни в одной другой экранизации не было так очевидно, что эти двое совершенно не созданы друг для друга...

Уважение рождается в борьбе
09 Марта 2017

Уважение рождается в борьбе

Благодаря музею Исаакий стал гражданской святыней, обрел значение, которое выдвинуло его в первый ряд памятников Петербурга. Музеи всегда оказываются на передовой линии борьбы за цивилизацию. Они подч...

Михаил Пиотровский: Исаакий себя защитит
02 Февраля 2017

Михаил Пиотровский: Исаакий себя защитит

Я написал письмо Патриарху Кириллу. Пресс-секретарь Святейшего сообщил, что Патриарх готов встречаться и обсуждать эти вопросы.

Как сэкономить на культуре
15 Декабря 2015

Как сэкономить на культуре

Посещение музеев, особенно всей семьей, обычно влетает в копеечку и для многих становится роскошью. Сегодня мы расскажем о том, как можно сэкономить, напомним о бесплатных днях и льготах.