Черт знает что

На экранах новый отечественный фильм по мотивам произведений классика русской литературы - «Гоголь. Вий».

Черт знает что |

Те, кто следит за текущим российским кинорепертуаром, знают, что речь идет о продолжении проекта, в основу которого положены не только ранние творения Гоголя, но и некоторые факты и легенды из биографии писателя. В начале осени прошлого года многие обсуждали явление публике ленты «Гоголь. Начало», которую тоже поставил режиссер Егор Баранов. В ее финале было обещано продолжение, которое и явилось нынче зрителям.

Как и первый фильм гоголевского киноцикла, нынешний сохраняет сериальную структуру, он формально разделен на две серии. В первой продолжается история про страшного всадника, убивающего девушек из Диканьки, начатая в стартовой картине. А вторая серия, собственно, и есть история про того самого Вия, который, согласно тексту литературного первоисточника, требует поднять ему веки. Авторы решили создать мини-сериал со сквозным детективным сюжетом, на который нанизываются дополнительные эпизоды. В их основе - фабулы повестей из «Вечеров на хуторе близ Диканьки» и «Миргорода». Причем отряду сценаристов экранного проекта понадобились именно «страшные» повести, где чертовщина соседствует с сочным и солнечным малороссийским колоритом. Но колорит, как и в первом фильме, приобрел откровенно мрачные тона, компьютерные «ужасы» все так же появляются один за другим - то горящие знаки, то кричащие с перекошенными лицами ведьмы, то грозный и таинственный всадник, мчащийся через лесную чащу.

Однако появляются и новые мотивы для нагнетания мистической атмосферы фильма. Гоголь неожиданно получает в руки документ, доставшийся ему от исчезнувшего с экрана его прямого начальника - следователя Гуро (Олег Меньшиков). Суть информации - прямое указание на тайну происхождения писателя, что еще больше запутывает бедных зрителей, не успевающих за полетом мыслей авторов фильма.

Александр Петров старательно изображает Николая Васильевича персонажем мятущимся, растерянным от мистики и кровавых деяний представителей потустороннего мира. Вокруг него в прямом и переносном смысле творится «черт знает что». Робкие попытки чиновника-следователя Гоголя изменить ситуацию не дают результата. Его по-прежнему мучают видения и привидения, кошмары и странные воспоминания, будто всплывающие из глубин подсознания. Реплика одной из невольных подружек-утопленниц: «Да ты же «черный»!» — подталкивает зрителя к ненужным ассоциациям с «Ночным дозором» и к мысли о том, что пора бы выйти из сумрака мистической «киногоголианы».

Ведьмы, злодеи-убийцы и вурдалаки, кажется, навсегда прописались в бедной Диканьке. И даже такой опытный борец с преступным миром, как местный блюститель порядка Бинх (Евгений Стычкин), не в силах дать отпор нечисти. Зато ряды сторонников борьбы с нею пополняет знакомый многим с детства персонаж по имени Хома Брут (Алексей Вертков). Ему волею Гоголя отведена роль борца против черных сил. В нынешней экранной реинкарнации Хома из бурсака превратился в этакого мастера восточных единоборств, вольного охотника за ведьмами и ведьмаками. Себя же он именует скромно: «экзорцист», по-русски говоря - «изгоняющий дьявола».

Именно Хома склоняет трепещущего от самой мысли о Зле и Тьме Гоголя к борьбе с Вием и очередной ведьмой путем противостояния в церкви. Вот уж где разыгралась фантазия авторов фильма. Пляски и завывания нечисти продемонстрированы в этом случае с убедительным размахом. Правда, развязке нынешнего фильма про Вия очень уж далеко до финала гоголевской повести ужасов.

В этом видно желание свести сюжетные концы с концами. Но ощущение растерянности и желание получить ответы на вопросы, доставшиеся в наследство от первой ленты, не покидают до финала нынешнего фильма: кто убийца, куда делся и вернется ли следователь Гуро? И главный вопрос: куда исчез сочный южный колорит гоголевской Диканьки?..

Единственное, что примиряет с парадом экранной чертовщины, так это анонс следующей (обещано - финальной) части цикла. Экранные разборки с классиком и его каноническими текстами будут продолжены. Особо нетерпеливым поклонникам Гоголя и жанра мистического детектива придется подождать ответов на свои вопросы до конца будущего лета. Возможно, мы снова увидим то, чего не ждали. Впрочем, от Николая Васильевича и его интерпретаторов можно ждать всяческих сюрпризов.

#«Гоголь. Вий» #премьера #Александр Цекало

Комментарии



Загрузка...

Самое читаемое

#
#
Лариса Малеванная: «Купчинскую квартиру выстроили  в Румынии – это дешевле»
22 Января 2019

Лариса Малеванная: «Купчинскую квартиру выстроили в Румынии – это дешевле»

Народная артистка России празднует сегодня юбилей – 80 лет. Наш автор пообщался с актрисой.

Делатель судеб. К 100-летию Игоря Владимирова
10 Января 2019

Делатель судеб. К 100-летию Игоря Владимирова

Его учеников-актеров было так много, что из них в Ленинграде с нуля был создан новый театр – Молодежный, который жив и сегодня.

Михаил Пиотровский. Что мы приносим в Петербург
19 Декабря 2018

Михаил Пиотровский. Что мы приносим в Петербург

Глава Эрмитажа – о прошедшем Дне музея и о том, что можно делать на Дворцовой площади.

«Иллюстратор» на фоне истории
13 Декабря 2018

«Иллюстратор» на фоне истории

Книга известного петербургского кинематографиста Дмитрия Долинина построена на воспоминаниях художника-иллюстратора Петра Воскресенского. Разберем ее составляющие.

Хирург запустил «Русский реактор» в Петербурге
08 Октября 2018

Хирург запустил «Русский реактор» в Петербурге

Фильм, снятый лидером Всероссийского мотоклуба «Ночные волки», представили в День рождения президента России.

Почему Анну Старобинец признали лучшим фантастом Европы
01 Августа 2018

Почему Анну Старобинец признали лучшим фантастом Европы

Как случается с любой более-менее резонансной литературной наградой, от Нобелевской премии до «Большой книги», одни коллеги поздравляли московскую писательницу с победой, другие шумно негодовали.

Михаил Пиотровский: «Есть великие примеры»
02 Июня 2018

Михаил Пиотровский: «Есть великие примеры»

Директор Эрмитажа - об автономности культуры, уголовных делах, связанных с хищениями в музее и о прошедшем Юридическом форуме.

Александр Петров, родившийся заново
01 Февраля 2018

Александр Петров, родившийся заново

Саша Петров поставил исповедальное поэтически-музыкальное шоу «#Зановородиться» по собственным стихам и издал книгу, которая вышла в январе.

Топ-100 от РОСФОТО
17 Июля 2017

Топ-100 от РОСФОТО

Свое 15-летие музейно-выставочный центр РОСФОТО отмечает выставкой ста лучших фотографий из собственной коллекции.

Сказать всё, никого не обидев
12 Июля 2017

Сказать всё, никого не обидев

Музей работает для всех, но ему важна понимающая аудитория. Есть люди, которые все понимают, ориентироваться надо на них. Сегодня это важно.

Юность покоряет олимп в Петербурге
20 Июня 2017

Юность покоряет олимп в Петербурге

На XXII международном фестивале «Музыкальный олимп» выступили лауреаты самых престижных конкурсов последних лет из семнадцати стран, среди которых значились не только США и Германия, но также Египет, ...

Уроки танца не кончаются
13 Июня 2017

Уроки танца не кончаются

Состоялся 275-й выпуск Академии русского балета им. А. Я. Вагановой. По давней традиции, в июне выпускники демонстрируют свои таланты на сцене Мариинского театра в рамках фестиваля «Звезды белых ночей...