Ужас имени классика

На экранах — фильм «Гоголь. Начало», поставленный по мотивам сочинений, известных нам с детства. Сюжетную основу составляют мотивы и образы из «Вечеров на хуторе близ Диканьки», «Миргорода» и других сочинений русской классики.

Ужас имени классика |

Режиссер Егор Баранов, группа сценаристов и продюсеров вывела на экран самого Николая Васильевича в исполнении артиста Александра Петрова, который отдаленно напоминает известные портреты Гоголя.

Отечественная экранная культура в разные времена знала разных исполнителей роли великого писателя — от Георгия Вицина и Леонида Дьячкова до Александра Трофимова. Нынче случай особый, ибо авторам визуальная идентификация ни к чему. Просто назвали персонажа Гоголем, еще одного персонажа картины, того, кто с бакенбардами, определили как Пушкина (Павел Деревянко) и разыграли между ними скетч в духе Хармса. А в основной сюжетной линии разыгрывают леденящие душу истории о мистических кознях злых сил, убийствах, призраках, ведьмах и вампирах. Если зрители читали гоголевские тексты, они узнают имена героев и место действия. И все. Хотя и здесь вышла стилистическая несуразица.

Южный, веселый, ярмарочный колорит первых повестей Гоголя вытеснен сумрачными красками непонятно какой природы и атмосферой надвигающегося ужаса, известного по голливудской продукции. Перед нами — вовсе не колоритные Диканька или Сорочинцы, а какая-то северная деревня за полярным кругом. Оттого-то, наверное, и сам автор «Вечеров» выглядит неадекватным, сознание его пронизано фобиями и готовностью периодически впадать в транс. Через Гоголя якобы являются в реальность некие темные силы. «Ночной дозор» какой-то!

Попутно заметим, что кинолюбов лента Баранова порадует намеками, аллюзиями и цитатами. Вроде той, которую вдруг роняет вслух следователь из Петербурга (Олег Меньшиков): «А не выпить ли нам по рюмашке?!». Объяснять ее происхождение из «Покровских ворот» нет никакой необходимости. Чрезмерная увлеченность молодого режиссера подобными постмодернистскими забавами была к месту, когда он снимал ироническую современную киноверсию приключений Соловья-разбойника. Она уже давала сбои, когда дело дошло до конкретной исторической эпохи в сериале «Фарца». Но с произведениями Николая Васильевича шутки оказались совсем плохи.

Прежде всего размыт экранный формат. Зрители в финале так и не поняли, что увидели, — «разминку», киноверсию будущего телесериала или первую часть некоего хоррора о цепочке кровавых преступлений близ Диканьки. Несмотря на название картины, законы детектива требуют изобличения преступника в каждом законченном эпизоде. То есть некой сюжетной конкретности: статус персонажей, суть событий. Однако авторы ленты, ничего не разъяснив в ситуации с убийствами девушек-красавиц, взялись за новый мистико-кровавый эпизод, заимствованный из повести «Сорочинская ярмарка», но с отношениями персонажей, перевернутыми с ног на голову.

На подобные претензии продюсеры уже отвечали в медийном пространстве репликами вроде: «Фильм поставлен по мотивам», или «Пора стряхнуть пыль с портретов классиков!». Николай Васильевич, наверное, был бы в ужасе. Писатель сочинял повести, размышляя о странностях бытия и реальности, никак не желая загадывать читателям детективные ребусы. Нам же предложили как раз такие загадки и разгадывать. А заодно с помощью приемов, позаимствованных из какого-нибудь «Кошмара на улице Вязов», испытать острые ощущения и вздрагивать от неожиданных появлений в кадре всяческих свиных рыл. Если кому-то из зрителей все это пришлось по душе, спешим обрадовать: скоро вместо «Начала» последует продолжение…

#гоголь #фильм #премьера

Комментарии



Загрузка...

Самое читаемое

#
#
Эротика в обмен на продукты. Как художник Сомов выживал в Петрограде
21 Августа 2019

Эротика в обмен на продукты. Как художник Сомов выживал в Петрограде

Русский музей развернул в Михайловском замке выставку к 150-летию Константина Сомова.

Иронический оптимизм от Тарантино. О чем рассказывает фильм «Однажды в... Голливуде»
16 Августа 2019

Иронический оптимизм от Тарантино. О чем рассказывает фильм «Однажды в... Голливуде»

В своей картине режиссер противопоставляет жизненную правду - и ее вечную, несокрушимую экранную имитацию.

Перчик под дождем. Как прошел фестиваль «Оперетта-парк» в Гатчине
06 Августа 2019

Перчик под дождем. Как прошел фестиваль «Оперетта-парк» в Гатчине

Оперетта хороша в любое время года, но летом - особенно.

Михаил Пиотровский. Не отрекаясь и не проклиная
31 Июля 2019

Михаил Пиотровский. Не отрекаясь и не проклиная

Настал важный момент для культуры нашей страны: идет война за то, как она будет развиваться дальше.

Люди земли и неба. Какими были Семен Аранович и Илья Авербах
29 Июля 2019

Люди земли и неба. Какими были Семен Аранович и Илья Авербах

Вспоминаем двух советских режиссеров.

Маринист на рейде. 35 картин и рисунков Айвазовского представили на выставке в Кронштадте
03 Июля 2019

Маринист на рейде. 35 картин и рисунков Айвазовского представили на выставке в Кронштадте

Участие коллекционеров позволило наглядно показать контрасты художника, которого одинаково занимали темы бури и покоя.

Граф поклонялся искусству. В Эрмитаже представили коллекцию Строганова
27 Июня 2019

Граф поклонялся искусству. В Эрмитаже представили коллекцию Строганова

Живопись, акварели, скульптура, фарфор, мебель, редкие книги — все это показывает хороший вкус коллекционера.

Анна Нетребко впервые исполнила в России партию Аиды в опере Верди
13 Июня 2019

Анна Нетребко впервые исполнила в России партию Аиды в опере Верди

Это случилось на исторической сцене Мариинского театра на фестивале «Звезды белых ночей».

В особняке Карла Шредера открыли доступ в кабинет хозяина
11 Июня 2019

В особняке Карла Шредера открыли доступ в кабинет хозяина

Туда можно попасть с экскурсией просветительской программы «Открытый город».

Открыли архивы: неожиданные повороты в судьбах известных зданий Петербурга
10 Июня 2019

Открыли архивы: неожиданные повороты в судьбах известных зданий Петербурга

О том, как решения властей отражались в судьбе самых известных объектов города, можно узнать на выставке.

«Теперь у нас подлецов не бывает». Размышления о спектакле «Мертвые души» в Театре имени Ленсовета
08 Июня 2019

«Теперь у нас подлецов не бывает». Размышления о спектакле «Мертвые души» в Театре имени Ленсовета

Спектакль молодого режиссера Романа Кочержевского – это тоска по живой душе в круговороте душ мертвых.

Михаил Пиотровский. Провокация в Венеции
05 Июня 2019

Михаил Пиотровский. Провокация в Венеции

Почему присутствие Эрмитажа на Венецианской биеннале вызвало у многих раздражение?