Петербуржцев научат отливать бумагу с водяным знаком

При Музее истории денег, расположенном в Петропавловской крепости, открылся постоянный мастер-класс по ручному отливу бумаги с водяным знаком. Для этой цели «Гознак», владелец музея, отреставрировал двести квадратных метров помещений Кронверкской куртины и Головкина бастиона.

Петербуржцев научат отливать бумагу с водяным знаком | ФОТО АВТОРА

ФОТО АВТОРА

Как рассказал Аркадий Трачук, генеральный директор «Гознака», во время войны в куртину попала немецкая авиабомба, и здание долго не использовалось. Только в 1961 году помещения были переданы Ленинградскому монетному двору, который разместил там производства и склады. В 2020 – 2021 годах четыре каземата Кронверкской куртины и Головкина бастиона были отреставрированы по всем гиоповским правилам. В том числе пороховой погреб бастиона первой половины XVIII века и фрагмент напольного покрытия куртины. По музейным правилам, они накрыты прозрачным стеклом, чтобы посетители мастер-класса могли их рассмотреть. Так же, как и сохранившиеся на сводах фрагменты подлинной штукатурки того же времени.

Одновременно шел поиск технологии (массовое ручное производство бумаги прекратилось еще в 1980-е годы), поиск старого, но действующего оборудования и приспособление современного. Водяные знаки впервые появились в XIII веке в Италии как товарные знаки. В России их стали использовать в петровские времена: на гербовой бумаге водяной знак был в виде двуглавого орла. Сейчас производство защитных знаков полностью автоматизировано.

Радомир Сусоров, главный специалист выставочного отдела музея, провел первый мастер-класс для журналистов. Весь процесс состоит из пяти стадий. Сначала производится размол специально очищенного хлопкового сырья. Это длительное и шумное дело, поэтому в ходе мастер-класса демонстрируется действующая модель электрической мельницы. Раствор уже готов, его надо только размешать.

Затем начинается самое интересное. Надо взять черпальную форму – это рамка формата А5 с металлической сеткой, к которой пришита проволока, или «филигрань», с контурным рисунком Петропавловского собора. Она и дает вид водяного знака за счет уменьшения плотности бумаги. Рамку надо погрузить в чан с бумажной массой, чтобы зачерпнуть ее. Эту операцию необходимо сделать один раз, полностью заполнив рамку. Если массы не хватает, то операцию придется повторить с самого начала. Следующий этап – «скидывание» будущего бумажного листа на деревянную «горку» для первоначального удаления воды – самый ответственный. Даже небольшая неточность движений – и бумага вспучивается, а ее уже не разгладишь. Потом идет отжим на старинном прессе фирмы «Сан-Галли», приобретенном в Брянской области. Потребуются физические усилия. Зато финальная сушка производится современной машиной цилиндрической формы без участия человеческих рук.

Для тех, кто чувствует себя уверенно, подготовлена вторая линия. На ней можно отлить бумагу формата А4 с водяным знаком «Разведенные мосты». Наконец, для любителей открыток приобретен станок высокой печати лондонской фирмы «Хопкинсон». На вопрос, где его купили, Радомир ответил, что примерно там же, где и произвели. На форму надо нанести краску, положить на нее бумагу и сделать оттиск. Но даже эти простые действия требуют сноровки. Иначе четкая насыщенная открытка не получится.

Теперь – практическая информация. График проведения мастер-классов такой: 12.00, 14.00 и 16.00, кроме среды и четверга. Количество участников в одной группе не более 10 человек. Каждый должен быть старше семи лет. Билеты продаются онлайн и в самом Музее истории денег.

В 2023 году «Гознак» планирует открыть рядом мастер-класс по чеканке монет.


#музей #мастер-класс #обучение

Материал опубликован в газете «Санкт-Петербургские ведомости» № 173 (7010) от 16.09.2021 под заголовком «Ручной отлив в крепости».


Комментарии



Загрузка...

Самое читаемое

#
#
Эротика в обмен на продукты. Как художник Сомов выживал в Петрограде
21 августа 2019

Эротика в обмен на продукты. Как художник Сомов выживал в Петрограде

Русский музей развернул в Михайловском замке выставку к 150-летию Константина Сомова.

Иронический оптимизм от Тарантино. О чем рассказывает фильм «Однажды в... Голливуде»
16 августа 2019

Иронический оптимизм от Тарантино. О чем рассказывает фильм «Однажды в... Голливуде»

В своей картине режиссер противопоставляет жизненную правду - и ее вечную, несокрушимую экранную имитацию.

Перчик под дождем. Как прошел фестиваль «Оперетта-парк» в Гатчине
06 августа 2019

Перчик под дождем. Как прошел фестиваль «Оперетта-парк» в Гатчине

Оперетта хороша в любое время года, но летом - особенно.

Михаил Пиотровский. Не отрекаясь и не проклиная
31 июля 2019

Михаил Пиотровский. Не отрекаясь и не проклиная

Настал важный момент для культуры нашей страны: идет война за то, как она будет развиваться дальше.

Люди земли и неба. Какими были Семен Аранович и Илья Авербах
29 июля 2019

Люди земли и неба. Какими были Семен Аранович и Илья Авербах

Вспоминаем двух советских режиссеров.

Маринист на рейде. 35 картин и рисунков Айвазовского представили на выставке в Кронштадте
03 июля 2019

Маринист на рейде. 35 картин и рисунков Айвазовского представили на выставке в Кронштадте

Участие коллекционеров позволило наглядно показать контрасты художника, которого одинаково занимали темы бури и покоя.

Граф поклонялся искусству. В Эрмитаже представили коллекцию Строганова
27 июня 2019

Граф поклонялся искусству. В Эрмитаже представили коллекцию Строганова

Живопись, акварели, скульптура, фарфор, мебель, редкие книги — все это показывает хороший вкус коллекционера.

Анна Нетребко впервые исполнила в России партию Аиды в опере Верди
13 июня 2019

Анна Нетребко впервые исполнила в России партию Аиды в опере Верди

Это случилось на исторической сцене Мариинского театра на фестивале «Звезды белых ночей».

В особняке Карла Шредера открыли доступ в кабинет хозяина
11 июня 2019

В особняке Карла Шредера открыли доступ в кабинет хозяина

Туда можно попасть с экскурсией просветительской программы «Открытый город».

Открыли архивы: неожиданные повороты в судьбах известных зданий Петербурга
10 июня 2019

Открыли архивы: неожиданные повороты в судьбах известных зданий Петербурга

О том, как решения властей отражались в судьбе самых известных объектов города, можно узнать на выставке.

«Теперь у нас подлецов не бывает». Размышления о спектакле «Мертвые души» в Театре имени Ленсовета
08 июня 2019

«Теперь у нас подлецов не бывает». Размышления о спектакле «Мертвые души» в Театре имени Ленсовета

Спектакль молодого режиссера Романа Кочержевского – это тоска по живой душе в круговороте душ мертвых.

Михаил Пиотровский. Провокация в Венеции
05 июня 2019

Михаил Пиотровский. Провокация в Венеции

Почему присутствие Эрмитажа на Венецианской биеннале вызвало у многих раздражение?