Петербургские специалисты «ставят диагноз» произведениям искусства, пострадавшим в Таганроге
Вчера в Корпусе Бенуа специалисты Русского музея вскрывали ящики с ценным грузом, прибывшим из Таганрога. Первым из упаковки был извлечен расколотый мраморный «Портрет мальчика» работы мастера монументальной скульптуры Христофора Геворкяна.
ФОТО Сергея ГРИЦКОВА
Без малого месяц назад, 28 июля, в Таганроге произошел теракт, который повредил здание одного из филиалов Таганрогского художественного музея. К счастью, на тот момент только что ушла группа школьников, других посетителей не было. Более всего пострадала экспозиция «Золотые имена Серебряного века». Повреждения получили двадцать два произведения искусства — работы Зинаиды Серебряковой, Николая Рериха, Филиппа Малявина, Валентина Серова, Констрантина Коровина и других художников.
На помощь коллегам тут же пришел Русский музей.
— Русский музей не остался безучастным, ведь Таганрогский художественный музей входит в Ассоциацию художественных музеев России, которую возглавляет наш музей, — подчеркнула вчера на пресс-конференции генеральный директор Русского музея Алла Манилова.
В Таганрог отправились заведующий отделом реставрации станковой масляной живописи Марат Дашкин и заведующий отделом технологических исследований Сергей Сирро.
— У нас есть опыт работы в сложных условиях, — рассказывает Сергей Сирро. — За полтора дня удалось произведения отснять, законсервировать самые сложные повреждения. Повезло, что не было термических поражений: после огня вернуть картине прежний вид невозможно, ее надо заново написать. В основном — порезы, прорывы, повреждения лакового, иногда красочного слоя. Витринное стекло сыграло не лучшую защитную роль для графики, она повреждена осколками. Мы привезли с собой полный набор аппаратуры, инструментов и реставрационных материалов, чтобы зафиксировать состояние сохранности произведений. Все подготовили к транспортировке, не боясь, что при перевозке что‑то начнет осыпаться, увеличатся разрывы, повреждения красочного слоя…
Было принято решение проводить реставрацию в мастерских Русского музея. В Петербург пострадавшие произведения доставили автофургоном с системой поддержания оптимального температурно-влажностного режима.
Как считают специалисты, дорогу произведения искусства пережили неплохо, но их состояние после взрыва требует тщательной реставрации.
Художник-реставратор скульптуры Анна Казанова осмотрела пострадавший «Портрет мальчика». На первый взгляд кажется, скульптура расколота на две части. Но есть и утраты, которые придется восполнять.
Живописным произведениям «ставит диагноз» художник-реставратор масляной живописи Ольга Кленова. На картине «Благословение Ревекки» автора композиций на библейские темы А. Ф. Шопена много прорывов, глубоких царапин, утрат красочного слоя. Лицевая сторона полотна в нескольких местах заклеена папиросной бумагой. На оборотной стороне заметен горизонтальный прорыв. Сильно пострадал и прелестный портрет «Дама в белом», написанный Александром Леонтовским. В тяжелом состоянии картина Константина Коровина «Терраса». Сломан даже подрамник. Холст провис, на нем два прорыва, есть утраты красочного слоя.
После обследования стало понятно, что вещам, которые передают Русскому музею, требуется не только реставрация, но и исследования. Даже беглое обследование показало, что под красочным слоем сохранились следы первоначальных композиций. Впереди возможны и новые открытия.
— В создании музея, открывшегося в конце XIX века, принял участие Антон Павлович Чехов, — напомнила вчера генеральный директор Русского музея Алла Манилова. — Основа коллекции Таганрогского художественного музея — работы выдающихся русских художников рубежа XIX – XX веков. Решение привезти картины к нам было принято, чтобы здесь состоялась полноценная научная реставрация. Предстоит не просто устранить последствия удара, но и изучить работы Николая Рериха, Зинаиды Серебряковой, Константина Коровина, Валентина Серова.
По оценке специалистов, реставрационные работы займут около года. После их завершения возвращенные к жизни произведения из коллекции Таганрогского художественного музея будут показаны на выставках в Русском музее, Ростове и Таганроге. Реставрация пройдет при поддержке ПАО «Газпром».
Здесь можно было бы поставить точку. Но, как говорит заведующий отделом технологических исследований Русского музея Сергей Сирро, в наши дни любой из музеев может оказаться под угрозой. Необходимо выработать механизм быстрого реагирования — чтобы специалисты могли оперативно приехать, оценить состояние памятника, определить, что ему требуется — реставрация или консервация. Нужно его переместить или на месте отреставрировать. Создать такой механизм предлагалось еще в 2006 году. Тогда возникла идея: хорошо бы на случай природных катаклизмов иметь выездную мобильную группу, которая могла бы быстро приехать на место, оценить размер бедствия, дать рекомендации. Теперь же этот вопрос встал в полный рост.
Материал опубликован в газете «Санкт-Петербургские ведомости» № 156 (7485) от 23.08.2023 под заголовком «Раны на полотне».
Комментарии