Петербургские специалисты «ставят диагноз» произведениям искусства, пострадавшим в Таганроге

Вчера в Корпусе Бенуа специалисты Русского музея вскрывали ящики с ценным грузом, прибывшим из Таганрога. Первым из упаковки был извлечен расколотый мраморный «Портрет мальчика» работы мастера монументальной скульптуры Христофора Геворкяна.

Петербургские специалисты «ставят диагноз» произведениям искусства, пострадавшим в Таганроге | ФОТО Сергея ГРИЦКОВА

ФОТО Сергея ГРИЦКОВА

Без малого месяц назад, 28 июля, в Таганроге произошел теракт, который повредил здание одного из филиалов Таганрогского художественного музея. К счастью, на тот момент только что ушла группа школьников, других посетителей не было. Более всего пострадала экспозиция «Золотые имена Серебряного века». Повреждения получили двадцать два произведения искусства — работы Зинаиды Серебряковой, Николая Рериха, Филиппа Малявина, Валентина Серова, Констрантина Коровина и других художников.

На помощь коллегам тут же пришел Русский музей.

— Русский музей не остался ­безучастным, ведь Таганрогский художественный музей входит в Ассоциацию художественных музеев России, которую возглавляет наш музей, — подчеркнула вчера на пресс-конференции генеральный директор Русского музея Алла Манилова.

В Таганрог отправились заведующий отделом реставрации станковой масляной живописи Марат Дашкин и заведующий отделом технологических исследований Сергей Сирро.

— У нас есть опыт работы в сложных условиях, — рассказывает Сергей Сирро. — За полтора дня удалось произведения отснять, законсервировать самые сложные повреждения. Повезло, что не было термических поражений: после огня вернуть картине прежний вид невозможно, ее надо заново написать. В основном — порезы, прорывы, повреждения лакового, иногда красочного слоя. Витринное стекло сыграло не лучшую защитную роль для графики, она повреж­дена осколками. Мы привезли с собой полный набор аппаратуры, инструментов и реставрационных материалов, чтобы зафиксировать состояние сохранности произведений. Все подготовили к транспортировке, не боясь, что при перевозке что‑то начнет осыпаться, увеличатся разрывы, повреждения красочного слоя…

Было принято решение проводить реставрацию в мастерских Русского музея. В Петербург пострадавшие произведения доставили автофургоном с системой поддержания оптимального температурно-влажностного режима.

Картины4_Г.jpg
ФОТО Сергея ГРИЦКОВА


Как считают специалисты, дорогу произведения искусства пережили неплохо, но их состояние после взрыва требует тщательной реставрации.

Художник-реставратор скульп­туры Анна Казанова осмотрела пострадавший «Портрет мальчика». На первый взгляд кажется, скульптура расколота на две ­части. Но есть и утраты, которые придется восполнять.

Живописным произведениям «ставит диагноз» художник-реставратор масляной живописи Ольга Кленова. На картине «Благословение Ревекки» автора композиций на библейские темы А. Ф. Шопена много прорывов, глубоких царапин, утрат красочного слоя. Лицевая сторона полотна в нескольких местах заклеена папиросной бумагой. На оборотной стороне заметен горизонтальный прорыв. Сильно пострадал и прелестный портрет «Дама в белом», написанный Александром Леонтовским. В тяжелом состоянии картина Константина Коровина «Терраса». Сломан даже подрамник. Холст провис, на нем два прорыва, есть утраты красочного слоя.

Картины2_Г.jpg
ФОТО Сергея ГРИЦКОВА


После обследования стало понятно, что вещам, которые передают Русскому музею, требуется не только реставрация, но и исследования. Даже беглое обследование показало, что под красочным слоем сохранились следы первоначальных композиций. Впереди возможны и новые открытия.

— В создании музея, открывшегося в конце XIX века, принял участие Антон Павлович Чехов, — напомнила вчера генеральный директор Русского музея Алла Манилова. — Основа коллекции Таганрогского художественного музея — работы выдающихся русских художников рубежа XIX – XX веков. Решение привезти картины к нам было принято, чтобы здесь состоялась полноценная научная реставрация. Предстоит не прос­то устранить последствия удара, но и изучить работы Николая Рериха, Зинаиды Серебряковой, Константина Коровина, Валентина Серова.

По оценке специалистов, реставрационные работы займут около года. После их завершения возвращенные к жизни произведения из коллекции Таганрогского художественного музея будут показаны на выставках в Русском музее, Ростове и Таганроге. Реставрация пройдет при поддержке ПАО «Газпром».

Картины3_Г.jpg
ФОТО Сергея ГРИЦКОВА


Здесь можно было бы поставить точку. Но, как говорит заведующий отделом технологических исследований Русского музея Сергей Сирро, в наши дни любой из музеев может оказаться под угрозой. Необходимо выработать механизм быстрого реагирования — чтобы специалисты могли оперативно приехать, оценить состояние памятника, определить, что ему требуется — реставрация или консервация. Нужно его перемес­тить или на месте отреставрировать. Создать такой механизм предлагалось еще в 2006 году. Тогда возникла идея: хорошо бы на случай природных катаклизмов иметь выездную мобильную группу, которая могла бы быстро приехать на место, оценить размер бедствия, дать рекомендации. Теперь же этот вопрос встал в полный рост.


#теракт #картины #реставрация

Материал опубликован в газете «Санкт-Петербургские ведомости» № 156 (7485) от 23.08.2023 под заголовком «Раны на полотне».


Комментарии