В музее-усадьбе «Пенаты» отреставрировали малые архитектурные формы на территории парка

В будущем году исполнится 180 лет со дня рождения Ильи Репина. В преддверии этой даты в музее прошла реставрация. Об уже приведенных в порядок объектах и о планах на будущее «Санкт-Петербургским ведомостям» рассказала заведующая музеем-усадьбой Елена ГЛАДКОВА.

В музее-усадьбе «Пенаты» отреставрировали малые архитектурные формы на территории парка | ФОТО предоставлено пресс-службой Музея Академии художеств

ФОТО предоставлено пресс-службой Музея Академии художеств

— Елена Владимировна, сколько объектов сохранилось в парке? И сколько времени потребовалось на их реставрацию?

— Музей долгое время не имел возможности проводить реставрацию, только в 2018 году мы смогли этим заняться. Тогда произошла смена учредителя, «Пенаты» оказались в подчинении Министерства культуры, а это уже другие акценты в работе и другое финансирование.

Приведение парка в порядок началось с деревянных мостов, их на территории музея пять, и все они требовали реставрации. Известно, что при Репине каждый мост в оформлении перил имел свой оригинальный орнамент, но поскольку до нас дошло только одно подробное изображение, то все мосты мы воссоздали именно по этому образцу, чтобы не нарушать историческую истину.

В прошлом году, к 178‑летию со дня рождения Ильи Ефимовича, мы торжественно открыли отреставрированную беседку-башенку «Шехерезада», в этом — «Храм Озириса и Изиды» и артезианский колодец «Посейдон». Мы восстановили только две беседки, потому что именно их изображения многократно встречаются на исторических фотографиях.

— Сейчас восстановлены уже все беседки и мосты?

— Когда Репин здесь жил и строил свои беседки, он не думал о том, что они когда‑нибудь станут памятниками культуры федерального значения и будут охраняться государством. Сегодня мы даже не можем точно определить количество объектов, которые находились на территории парка. Известно, что была еще беседка «Италия». Она так называлась, потому что стояла в том месте, где всегда много солнца. А павильон «Рембрандт», напротив, находился в тени под старыми елями и освещен был «по‑рембрандтовски» глухо…

— Почему именно башенку «Шехерезада» и «Храм Озириза и Изиды» так часто фотографировали?

башенка Шехерезады.jpg
ФОТО предоставлено пресс-службой Музея Академии художеств

— Возможно, «Италия» и «Рембрандт» недостаточно оригинально выглядели. А вот «Шехерезада» и «Храм Озириса и Изиды» украшены очень затейливо. Башенку «Шехерезада» построили около 1912 года. Это была двухъярусная ажурная беседка со смотровой площадкой. Чуть позже там установили подзорную трубу. Гости могли подниматься наверх и смот­реть на Финский залив. Если сейчас кто‑то захочет подняться на последний уровень башни, залива он не увидит, потому что вокруг растут высокие ели и сосны.

Но при Илье Ефимовиче гос­ти любили фотографироваться на ступенях этой беседки. И на фоне «Храма Озириса и Изиды», украшенного резными орнаментами, мотивы которых близки элементам древнеегипетской архитектуры.

«Храм» поставили на естественном возвышении, укрепленном и украшенном камнями и валунами, извлеченными из земли при осушении территории парка. На исторических фотографиях можно увидеть, что перед беседкой в качестве украшения лежали еще живописные корни деревьев, вывороченных бурей. Существуют также фотографии «Храма» со спортивными снарядами внут­ри. Репин был сторонником здорового образа жизни. Спал почти в любую погоду на открытом воздухе, на балконе, вставал рано, приходил сюда, делал физические упражнения, пил целебную воду из колодца «Посейдон».

— А откуда взялись такие не­ожиданные названия?

— Спутница Ильи Ефимовича — Наталья Нордман — славилась своим умением рассказывать интересные истории, как и героиня знаменитого сборника арабских сказок. Именно так — «моя Шехерезада» — называл художник Наталью Борисовну в переписке: «Ох нет, Вы знаете, как люблю я теперь мою милую, дивную Шехерезаду. Так люблю, что страдаю, любя».

Название «Храма Озириса и Изиды» посвящено союзу Натальи Нордман и Репина. В древнеегипетской мифологии Озирис и Изида — боги, существовавшие в двух ипостасях. Они были супругами и одновременно братом и сестрой. Древние египтяне считали, что эти боги не только подарили простым людям знания о земле, но и посвятили их в тайны ремесла и искусства.

— Речь идет о реставрации или о воссоздании беседок?

— Наш музей имеет драматическую историю. Первое его открытие состоялось в 1940 году, когда по результатам Советско-финляндской войны Куоккала (ныне Репино) оказалась на советской территории. Однако во время Великой Отечественной войны почти все постройки усадьбы были разрушены, и только в 1962 году восстановленный музей снова открылся. К этому моменту «Храм Озириса и Изиды» и башенку «Шехерезада» воссоз­дали.

К сожалению, башенка довольно быстро пришла в ветхость из‑за неправильной реставрации ступеней и фундамента. Так она долго стояла немым укором для всех музейщиков, для всех любителей и знатоков этих мест. К 178‑летию со дня рождения Репина мы ее отреставрировали. Были проведены специальные исследования, и оказалось, что большинство сгнивших деревянных конструкций и декора необходимо заменить. Кроме того, выяснилось, что в ходе восстановительных работ начала 1960‑х годов в конструкции башенки и ее декоре было допущено много неточностей, противоречащих историческим данным. Некоторые из них удалось устранить.

«Храм» же на протяжении полувека выглядел удовлетворительно, хотя в какой‑то момент и ему потребовалась реставрация. Особое внимание было уделено передней части со ступенями и конструкции, напоминающей трибуну. Посетители любили и любят заходить в «Храм», поднимаясь по ступеням беседки, чтобы сфотографироваться на ее причудливом фоне. Поэтому‑то и потребовалась реставрация тех элементов, которые несли на себе наибольшую нагрузку.

— В этом году вы открыли еще и «Посейдон»…

— Колодец «Посейдон» выполнен из камня и бетона, строительного материала, который в начале ХХ века стал все больше входить в моду. Это восьмигранная чаша, по трубе в нее изливается вода из глубокой скважины. На старой фотографии видно, что на трубе была накручена лейка. Известно, что Илья Ефимович любил окунаться в эту купель с ледяной водой, а порой здесь же и принимать душ.

«Посейдон» сохранился лучше, чем остальные объекты. Но во время Великой Отечественной войны артезианская скважина, из которой в него поступала вода, заглохла. В 1960 году ее пробурили вновь, с тех пор вода из нее изливается, хотя и не с таким напором, как при жизни Репина, — ее приходится добывать с помощью насоса. В прошлом году было осуществлено обследование скважины и ее прочистка, отреставрирована чаша колодца, восполнены утраты. В этом году проведены лабораторные исследования воды. Теперь мы можем с уверенностью говорить, что она является питьевой по всем основным показателям.

— В будущем году исполнится 180 лет со дня рождения Репина. Что еще вы планируете сделать к этой дате?

— Главная наша задача — реставрация основного здания музея. Многие посетители недоумевают, почему его не могут хотя бы покрасить для того, чтобы оно приобрело надлежащий вид. Но даже этого нельзя было сделать без полноценного проекта научной реставрации, который разрабатывался на основе предварительных обследований. Потребовалось привлечь историков, архитекторов, конструкторов и даже микологов, чтобы понять, в каком состоянии находятся несущие конструкции здания, требуют ли они замены, как провести работы по приведению в порядок крыши, имеющей сложную конфигурацию, как улучшить температурно-влажностный режим помещений. И при всем этом не навредить зданию. Почти полтора года потребовалось на то, чтобы подготовить проект. Теперь он есть, согласован с комитетом по государственному контролю, использованию и охране памятников истории и культуры Санкт-Петербурга. Проект­но-сметная документация прошла государственную экспертизу. Музей готовит пакет документов для подачи в Министерство культуры — с надеждой на выделение субсидии и возможность приступить к реставрационным работам.

Парк, конечно, тоже требует научной реставрации, но это отдельная большая тема. Труднее всего, на мой взгляд, принять концептуальное решение о том, на какой период времени его восстанавливать. Известно, что при жизни Ильи Ефимовича в разные периоды существования усадьбы возникали такие территории, как яблоневый сад, аллея вишен, аллея сосен, огород…

К работам по подготовке проекта реставрации парка следует привлечь еще большее количест­во специалистов, в том числе историков, биологов и дендрологов, ландшафтных дизайнеров и так далее. Парк — это живой организм, в котором комфортно должны сосуществовать растения и люди. В данном случае работает такой девиз, как «не навреди». Хочется, чтобы и после реставрации усадьба оставалась любимым мес­том отдыха петербуржцев.



#реставрация #музей #усадьба

Материал опубликован в газете «Санкт-Петербургские ведомости» № 155 (7484) от 22.08.2023 под заголовком «Страдать и любить в «Пенатах»».


Комментарии