Не отдавать, а получать

Это уникальная история: совместный проект БДТ и центра «Антон тут рядом» поначалу был чем-то вроде творческой лаборатории, в том числе для артистов БДТ (на одной сцене - и актеры, и люди с аутизмом, студенты - так и говорят, «студенты» - центра). Премьера состоялась в 2015-м во время Петербургского культурного форума, тоже «в порядке эксперимента».К нынешнему моменту режиссер Борис ПАВЛОВИЧ - обладатель спецприза молодежной театральной премии «Прорыв»; сам спектакль по мотивам поэмы Фарида ад-Дина о птицах, ищущих своего царя, стал номинантом высшей театральной премии «Золотая маска». А главное - спектакль вошел в репертуар БДТ. Если без экивоков, это означает: «Язык птиц» не лаборатория, а профессиональная работа, причем уровня БДТ. Накануне «новой премьеры», которая 28 мая состоится на Малой сцене БДТ, беседуем с режиссером.

Не отдавать, а получать | Суфийский персидский мыслитель написал «Язык птиц» в XII веке, а говорят «на птичьем языке» и в веке XXI. ФОТО предоставлено БДТ

Суфийский персидский мыслитель написал «Язык птиц» в XII веке, а говорят «на птичьем языке» и в веке XXI. ФОТО предоставлено БДТ

- Борис, спектакль изменился за два года?

- Я-то был уверен, что почти не изменился, но посмотрел тут видеозапись с премьеры - и с огромным удивлением обнаружил, что изменился, и довольно сильно. Там же буквально два фрагмента взяты из поэмы «Язык птиц», а остальное - личные ассоциации актеров и ребят из центра «Антон тут рядом». А поскольку они импровизируют, то от показа к показу что-то менялось.

И еще одна важная для меня перемена: раньше зазор между актерами БДТ и студентами центра был космический. Это были люди из разных миров. Сейчас уже нет такого ощущения. Когда мы играли на «Золотой маске», многие подходили и спрашивали: а кто есть кто?

- Вы говорите: импровизировали. Но ведь если у человека с аутизмом нарушится некое привычное действие - это вселенская катастрофа. Надо весь мир и распорядок выстраивать заново.

- Абсолютно так. Человек с аутизмом - это человек ритуала. Но спектакль - это некая партитура, которая воспроизводится снова и снова. Станиславский даже был озабочен именно тем, чтобы артист, снова и снова играя один и тот же спектакль, оставался «живым».

Спектакль, драматургия - это и есть очень комфортная среда для человека с аутизмом, потому что он знает, что будет в следующую минуту, что будут делать остальные, - чего в жизни обычно не бывает. И в этой комфортной обстановке может себе позволить гораздо больше, чем в ситуации стрессового, непредсказуемого обычного мира.

- Можно невежливый вопрос? Зачем эта инклюзивность? Не с точки зрения терапии, абилитации - а с профессиональной театральной точки зрения.

- Самая принципиальная вещь - в том, что «условно нормальные» вроде нас с вами... тут важно прибавлять «условно», потому что мы прекрасно понимаем, что норма определена директивно, коридор ее узок и она не имеет никакого отношения к реальным живым людям... Так вот мы с вами умеем подстраиваться под разные социальные ситуации, и потому каждый из нас имеет некоторую коллекцию масок. И в этом смысле никто не знает, какое оно - наше подлинное лицо: каждый, жонглируя, меняет эти маски. Актер - человек, который делает то же самое, просто более профессионально.

Тем не менее для театра ХХ века, для экспериментаторов было очень важно найти «живого актера», не «изображающего», а человека как такового. И весь ХХ век этого артиста пытались найти: Брехт - через гражданскую позицию, Питер Брук - через корни древних культур и так далее.

Так вот, человек с аутизмом - это человек, который равен себе. Мы видим не маску, а человека, каким он сформировался к настоящему моменту. Не лучше нас, не хуже - просто равен себе. И для современного театра это очень важная ценность. Потому что актер может сыграть и то и это, но когда ему говоришь: стань собой, он теряется: как это? А когда он находится рядом с человеком, который действительно является собой и больше никем, - это мощный вызов. Это важная лаборатория для профессиональных актеров: оказаться на одной сцене с людьми максимально органичными, которые ничего не изображают.

Есть спектакли, в которых играют только люди с особенностями. Но нам важна интегрированность. Потому что когда среда неоднородна, когда на сцене - профессионалы и непрофессионалы, они друг для друга - стимул, провокация. Подобных спектаклей в Петербурге больше нет.

- Зрителю стоит идти на этот спектакль, как на любой другой?

- В спектакле нет каких-то вещей, которые требовали бы специальной подготовки, если вы об этом. Все-таки вопрос стоит так: мы все - участники одного сообщества. Другое дело, что сейчас это звучит как утопия, но этот спектакль для меня - первый шаг к реализации этой утопии. К тому, чтобы все мы осознавали себя как людей с разными особенностями и особыми потребностями.

В этом смысле зрителю надо готовиться к спектаклю в той же мере, что и перед встречей с любым другим человеком. Любое общение - всегда какой-то шаг. Проект, в рамках которого был создан «Язык птиц», называется «Встреча»: это встречи театра и центра «Антон тут рядом» на репетициях, а дальше мы, встретившиеся, встречаемся со зрителями. На спектакле есть моменты не то чтобы интерактива, но мы со зрителем находимся в одном пространстве: камерная сцена, все как на ладони.

- Почему для постановки когда-то выбрали именно «Язык птиц»?

- Хореограф Алина Михайлова однажды принесла на наши тренинги со студентами центра эту историю и предложила: а что если на эту тему пофантазировать? И неожиданно эта легенда - о птицах, которые не могли меж собой договориться, но отправились вместе на поиски своего божественного царя, - оказалась очень подходящей.

У нас большая творческая группа: кроме Алины Михайловой - художник Катерина Андреева, заведующая музыкальной частью БДТ Анна Вишнякова и мультиинструменталист Алексей Плюснин. Каждый что-то привнес - это не моя индивидуальная постановка.

- Как-то один немецкий режиссер, ставящий в Германии инклюзивные спектакли, сетовал, как сложно преодолеть первоначальную установку зрителя: он идет «делать доброе дело», «поддерживать». Притом что спектакль - полноценный, профессиональный...

- «Язык птиц» - профессиональный спектакль. Это спектакль, который будет идти на одной из основных площадок БДТ, в этом спектакле участвуют актеры, которые играют во всех ключевых премьерах, например, одну из центральных ролей исполняет Вика Артюхова, Катерина в «Грозе» Андрея Могучего - спектакле, получившем «Золотую маску-2017» за лучшую работу режиссера. Все, что вошло в спектакль, - результат длительного отбора, мы больше полутора лет над ним работали.

Спецприз премии «Прорыв», номинация на «Золотую маску» в категории «Эксперимент», показ на фестивале «Территория» - это я не достижения перечисляю, а констатирую данность. Потому что перечисленное - показатель того, что профессиональное сообщество отнеслось к спектаклю как к факту театрального искусства.

Возможный зрительский вопрос «жалеть - не жалеть», «сочувствовать - не сочувствовать» на самом деле вопрос некоторой предвзятости. Потому что кто знает, кого больше стоит пожалеть в данном случае. Очень часто люди после нашего спектакля говорят, что они к себе по-другому стали относиться. Если мы говорим о ценности того, как человек раскрывается, то вовсе не наши артисты находятся на сцене в уязвимом положении. Наоборот: возможно, обыватель (у которого постоянная работа, ипотека и что там еще) гораздо дальше, чем наши актеры, от себя, и в этом смысле - от счастья.

Я бы пригласил прийти на спектакль, для того чтобы что-то получить - а не что-то отдать.

#«Прорыв» #«Золотая маска» #БДТ

Комментарии



Загрузка...

Самое читаемое

#
#
Михаил Пиотровский. Провокация в Венеции
05 Июня 2019

Михаил Пиотровский. Провокация в Венеции

Почему присутствие Эрмитажа на Венецианской биеннале вызвало у многих раздражение?

Лариса Малеванная: «Купчинскую квартиру выстроили  в Румынии – это дешевле»
22 Января 2019

Лариса Малеванная: «Купчинскую квартиру выстроили в Румынии – это дешевле»

Народная артистка России празднует сегодня юбилей – 80 лет. Наш автор пообщался с актрисой.

Делатель судеб. К 100-летию Игоря Владимирова
10 Января 2019

Делатель судеб. К 100-летию Игоря Владимирова

Его учеников-актеров было так много, что из них в Ленинграде с нуля был создан новый театр – Молодежный, который жив и сегодня.

Михаил Пиотровский. Что мы приносим в Петербург
19 Декабря 2018

Михаил Пиотровский. Что мы приносим в Петербург

Глава Эрмитажа – о прошедшем Дне музея и о том, что можно делать на Дворцовой площади.

«Иллюстратор» на фоне истории
13 Декабря 2018

«Иллюстратор» на фоне истории

Книга известного петербургского кинематографиста Дмитрия Долинина построена на воспоминаниях художника-иллюстратора Петра Воскресенского. Разберем ее составляющие.

Хирург запустил «Русский реактор» в Петербурге
08 Октября 2018

Хирург запустил «Русский реактор» в Петербурге

Фильм, снятый лидером Всероссийского мотоклуба «Ночные волки», представили в День рождения президента России.

Почему Анну Старобинец признали лучшим фантастом Европы
01 Августа 2018

Почему Анну Старобинец признали лучшим фантастом Европы

Как случается с любой более-менее резонансной литературной наградой, от Нобелевской премии до «Большой книги», одни коллеги поздравляли московскую писательницу с победой, другие шумно негодовали.

Михаил Пиотровский: «Есть великие примеры»
02 Июня 2018

Михаил Пиотровский: «Есть великие примеры»

Директор Эрмитажа - об автономности культуры, уголовных делах, связанных с хищениями в музее и о прошедшем Юридическом форуме.

Александр Петров, родившийся заново
01 Февраля 2018

Александр Петров, родившийся заново

Саша Петров поставил исповедальное поэтически-музыкальное шоу «#Зановородиться» по собственным стихам и издал книгу, которая вышла в январе.

Топ-100 от РОСФОТО
17 Июля 2017

Топ-100 от РОСФОТО

Свое 15-летие музейно-выставочный центр РОСФОТО отмечает выставкой ста лучших фотографий из собственной коллекции.

Сказать всё, никого не обидев
12 Июля 2017

Сказать всё, никого не обидев

Музей работает для всех, но ему важна понимающая аудитория. Есть люди, которые все понимают, ориентироваться надо на них. Сегодня это важно.

Юность покоряет олимп в Петербурге
20 Июня 2017

Юность покоряет олимп в Петербурге

На XXII международном фестивале «Музыкальный олимп» выступили лауреаты самых престижных конкурсов последних лет из семнадцати стран, среди которых значились не только США и Германия, но также Египет, ...