Из плеяды Товстоногова. Умерла актриса и режиссер Людмила Шувалова

11 ноября, за два дня до своего 96‑го дня рождения, умерла Людмила Шувалова, актриса и режиссер, чье имя более семидесяти лет связано с БДТ.

Из плеяды Товстоногова. Умерла  актриса и режиссер Людмила Шувалова | ФОТО Unsplash

ФОТО Unsplash

В этот театр Людмила Павловна попала благодаря Владиславу Стржельчику. Они познакомились в Сочи, разгорелся роман. Вопреки предубеждению о недолгой жизни курортных романов, этот стал началом настоящей любви. Так что вскоре Людмила Шувалова оставила Москву, приехала в Ленинград и поступила в БДТ, где Стржельчик уже был одним из ведущих молодых актеров.

Людмила Павловна не раз говорила в интервью, что никогда не считала себя красивой — так воспитали. И это не кокетство, помню, когда мы снимали ее на вручении премии Стржельчика, фотограф удивился. Обычно ведь женщины, а уж актрисы тем более, — позируют, стараются принять выигрышную позу, выгодный ракурс, а Людмиле Павловне было все равно, как она получится на снимке.

Равнодушная к своей внешности, она была по‑настоящему красива — классической благородной красотой. Внешность гармонировала с ее спокойной, доброжелательной и полной достоинства манерой держаться. 

Она поступила в БДТ в 1951 году. Это были золотые годы театра, который гремел на всю страну. Георгий Товстоногов собрал великолепную труппу. Свой творческий путь Людмила Шувалова начала как актриса. Ее первой работой стала роль Малуши в «Снегурочке» по А. Островскому (1951‑й, постановка Ивана Ефремова). В знаменитом спектакле «Идиот» Георгия Товстоногова (1957), за билетами на который занимали очередь ночью, Людмила Павловна сыграла Аделаиду. Также она играла в товстоноговских спектаклях «Иркутская история», «Божественная комедия», «Горе от ума».

Но главных ролей не было, возможно, из‑за отсутствия амбиций. Ей было достаточно того, что муж — на первых ролях и любимец публики. И в 1970 году Георгий Товстоногов предложил ей стать ассистентом режиссера, сказав, как она вспоминала в одном интервью, «ну зачем вам выходить на сцену в массовке?».

Людмила Шувалова согласилась. Что такое ассистент режиссера? Это человек, который поддерживает репертуарные спектакли в хорошем качестве, работает с актерами, занятыми в нем.

В БДТ отмечают, что долгая жизнь спектакля «Пиквикский клуб» по Чарльзу Диккенсу (с 1978-го по 1993 год) — во многом одна из заслуг Шуваловой. А в 1980‑м Людмила Павловна перешла из ассистентов в режиссеры. Работала вместе с Георгием Товстоноговым над спектаклем «Этот пылкий влюбленный», главные роли в котором исполняли Алиса Фрейндлих и Владислав Стржельчик.

Одна из ее ярких работ — возобновление в 1988 году спектакля Розы Сироты «Цена» по пьесе Артура Миллера (премьера состоялась в 1968 году). В 1991 году Людмила Шувалова поставила спектакль «Любовные письма» для актерского ­дуэта Екатерины и Андрея Толубеевых. В 1990‑е и 2000‑е годы Шувалова работала над такими спектаклями, как «Жорж Данден», «Костюмер», «Екатерина Ивановна», «Квартет», «Васса Железнова», «Школа налогоплательщиков».

С Владиславом Стржельчиком — столь же красивым, благородным, доб­рым — они были прекрасной парой и счастливо прожили вместе 45 лет. Людмила Павловна была его ангелом-хранителем, ограждавшим ранимого, тонко чувствующего артис­та от всех житейских проблем. Оградить от болезни было не в ее силах.

Людмила Шувалова сохранила верность Петербургу, оставшись здесь и после смерти любимого мужа. Говорила, что в их квартире, где было прожито столько счастливых лет, словно ощущает его присутствие. И что не сможет жить вдали от его могилы. А в 1998 году учредила Независимую актерскую премию имени Владислава Стржельчика, очень петербургскую по духу и стилю. Она вместе с Алисой Фрейндлих и Олегом Басилашвили были бессменными членами жюри. Эта премия в наши времена, когда главенствует режиссерский театр, создавалась для того, чтобы отдать должное искусству актера. И вручается артистам, которые хранят верность традициям петербургской школы театрального искусства.

«Человек тонкого вкуса, живого ума, замечательной художественной чуткости, исключительного профессионализма, надежный товарищ и отзывчивый друг — такой в БДТ всегда будут помнить Людмилу Шувалову», — написано на сайте театра.

#актриса #театр #БДТ

Материал опубликован в газете «Санкт-Петербургские ведомости» № 213 (7296) от 14.11.2022 под заголовком «Из плеяды Товстоногова».


Комментарии



Загрузка...

Самое читаемое

#
#
Эротика в обмен на продукты. Как художник Сомов выживал в Петрограде
21 августа 2019

Эротика в обмен на продукты. Как художник Сомов выживал в Петрограде

Русский музей развернул в Михайловском замке выставку к 150-летию Константина Сомова.

Иронический оптимизм от Тарантино. О чем рассказывает фильм «Однажды в... Голливуде»
16 августа 2019

Иронический оптимизм от Тарантино. О чем рассказывает фильм «Однажды в... Голливуде»

В своей картине режиссер противопоставляет жизненную правду - и ее вечную, несокрушимую экранную имитацию.

Перчик под дождем. Как прошел фестиваль «Оперетта-парк» в Гатчине
06 августа 2019

Перчик под дождем. Как прошел фестиваль «Оперетта-парк» в Гатчине

Оперетта хороша в любое время года, но летом - особенно.

Михаил Пиотровский. Не отрекаясь и не проклиная
31 июля 2019

Михаил Пиотровский. Не отрекаясь и не проклиная

Настал важный момент для культуры нашей страны: идет война за то, как она будет развиваться дальше.

Люди земли и неба. Какими были Семен Аранович и Илья Авербах
29 июля 2019

Люди земли и неба. Какими были Семен Аранович и Илья Авербах

Вспоминаем двух советских режиссеров.

Маринист на рейде. 35 картин и рисунков Айвазовского представили на выставке в Кронштадте
03 июля 2019

Маринист на рейде. 35 картин и рисунков Айвазовского представили на выставке в Кронштадте

Участие коллекционеров позволило наглядно показать контрасты художника, которого одинаково занимали темы бури и покоя.

Граф поклонялся искусству. В Эрмитаже представили коллекцию Строганова
27 июня 2019

Граф поклонялся искусству. В Эрмитаже представили коллекцию Строганова

Живопись, акварели, скульптура, фарфор, мебель, редкие книги — все это показывает хороший вкус коллекционера.

Анна Нетребко впервые исполнила в России партию Аиды в опере Верди
13 июня 2019

Анна Нетребко впервые исполнила в России партию Аиды в опере Верди

Это случилось на исторической сцене Мариинского театра на фестивале «Звезды белых ночей».

В особняке Карла Шредера открыли доступ в кабинет хозяина
11 июня 2019

В особняке Карла Шредера открыли доступ в кабинет хозяина

Туда можно попасть с экскурсией просветительской программы «Открытый город».

Открыли архивы: неожиданные повороты в судьбах известных зданий Петербурга
10 июня 2019

Открыли архивы: неожиданные повороты в судьбах известных зданий Петербурга

О том, как решения властей отражались в судьбе самых известных объектов города, можно узнать на выставке.

«Теперь у нас подлецов не бывает». Размышления о спектакле «Мертвые души» в Театре имени Ленсовета
08 июня 2019

«Теперь у нас подлецов не бывает». Размышления о спектакле «Мертвые души» в Театре имени Ленсовета

Спектакль молодого режиссера Романа Кочержевского – это тоска по живой душе в круговороте душ мертвых.

Михаил Пиотровский. Провокация в Венеции
05 июня 2019

Михаил Пиотровский. Провокация в Венеции

Почему присутствие Эрмитажа на Венецианской биеннале вызвало у многих раздражение?