Он говорил от имени БДТ. Ушел из жизни народный артист РФ Геннадий Богачев

Вчера не стало народного артиста РФ Геннадия Богачева.

Он говорил от имени БДТ. Ушел из жизни народный артист РФ Геннадий Богачев | ФОТО Александра БЕЛИНСКОГО/ТАСС

ФОТО Александра БЕЛИНСКОГО/ТАСС

Полвека с хвостиком Геннадий Петрович прослужил в БДТ. Случай почти уникальный: всю жизнь быть верным одной сцене. Один раз, правда, «изменил», но по уважительной причине. Театру им. В. Ф. Комиссаржевской никак было не найти артиста на роль Петра I в спектакле «Шут Балакирев», и Богачев, с его статью, харизмой, звучным голосом, подошел как никто другой. Голос артиста останется в стенах Большого драматического театра и после его ухода: в одной из последних своих ролей он озвучил автора в спектакле «Крещенные крестами» по прозе Эдуарда Кочергина.

Богачев мог говорить «от автора». Имел право. Поскольку вся его творческая жизнь драматического актера прошла здесь, в театре на Фонтанке, куда он пришел по приглашению Г. А. Товстоногова после окончания института на Моховой. Великий режиссер сразу распознал в дебютанте артиста своей группы крови. И не было сезона, чтобы премьеры обходились без него. За небольшими персонажами и вводами последовали роли, в которых зрители уже не могли представить никого другого: князь Котэ Пантиашвили в «Хануме», Муаррон в «Мольере», Уинкль в «Пиквикском клубе», Никита в «Жестоких играх», Мурзавецкий в «Волках и овцах», Васька Пепел в «На дне»…

Хочется перечислять дальше и дальше, поскольку история БДТ в 1970 – 2000‑е годы — это и личная история артиста. Режиссер всегда находил для него опорные роли, что было — как сейчас кажется — легко. Потому что Богачев, при видимой «социальности», готовности к современным ролям, был столь пластичен, готов к перевоплощениям, что лихо погружался в классику, в характерность и героичность, быстро пройдя путь от молодых героев к главным. Голос автора, столь важный для театра на Фонтанке, зачастую доверяли именно ему. Он подхватил эту миссию, наверное, от Кирилла Лаврова, дополнив своим отношением к жизни, к героям, к проблемам, волновавшим театр и зрителей. А поскольку лирическое отношение к персонажам у него сочеталось с подлинной артистичностью, театральностью, остротой взгляда и сценического рисунка, то все эпохи творчества БДТ находили в нем интереснейшего интерпретатора.

По сути, он был голосом театра. И незаменимым партнером для ведущих артистов труппы — от Евгения Лебедева, Владислава Стржельчика, Сергея Юрского до Андрея Толубеева, Алисы Фрейндлих, Светланы Крючковой, Елены Поповой… Не хочется в связи с его уходом говорить о конце эпохи, но определенное «подведение черты» не может не ощущаться.

Так же будет не хватать Геннадия Богачева и кино, куда он пришел еще студентом и где озвучил ролей не меньше, чем сыграл на сцене, и телевидению, и радио. Но там хотя бы, как и в спектакле «Крещенные крестами», останется нам на память его узнаваемый голос — как эхо золотого века Большого драматического театра.


#артист #театр #БДТ

Материал опубликован в газете «Санкт-Петербургские ведомости» № 75 (7404) от 26.04.2023 под заголовком «Он говорил от имени БДТ».


Комментарии