Михаил Пиотровский. Наводя мосты доверия

Михаил Пиотровский. Наводя мосты доверия |

Недавно я вернулся из Далласа, где обсуждалась проблема восстановления давно замороженного обмена выставками между музеями России и США.

Ассоциация директоров американских художественных музеев, которая активно принимает участие в попытках разрешить ситуацию, созвала семинар в Южном методистском университете Далласа. Речь шла о том, есть ли рецепты выхода из кризиса.

Сегодня, как известно, между нашими странами доверия нет, в том числе и в музейной сфере. Напомню историю. Россия требует от США государственных гарантий возврата выставок. Иначе говоря, честного слова. Американцы возражают: зачем вам наше честное слово, если есть закон? Налицо расхождение культур.

В США действительно есть закон, который защищает некоммерческие выставки, внесенные в реестр важных культурных событий. Сегодня в суд обращаются не только потомки бывших владельцев вещей, но и те, кто считает, что ему что-то задолжало государство. Так это произошло с пресловутой швейцарской фирмой «Нога», которая пыталась арестовать российские корабли и выставки, чтобы обеспечить выполнение своих требований.

Шесть лет назад произошла история, в которой до сих пор не могут разобраться наши американские коллеги.

Вашингтонский суд принял решение о выдаче секте хасидов библиотеки и архива Шнеерсона - коллекции древнееврейских рукописей и книг. Архив входит в число перемещенных ценностей, у него особый статус. После войны он привезен в Россию с германскими репарациями, о его дальнейшей судьбе возможны переговоры. Библиотека всегда находилась в нашей стране. Как многое другое, она была национализирована после революции, оставалась в Москве.

Тем не менее решение вашингтонского суда вынесено. В том случае если оно не исполняется, установлен штраф за каждый просроченный день. Явное нарушение российского суверенитета. У американцев особый подход к суверенитету, не такой, как в Европе. Они полагают, что могут распоряжаться на чужой территории. Тоже один из примеров разницы культур.

Поскольку наша страна решение вашингтонского суда не признала, адвокат хасидов заявил, что надо арестовывать российскую государственную собственность на территории Америки, в том числе выставки. Наша реакция - мы не можем посылать их без гарантий возврата от правительства США.

Система государственных гарантий для выставок, в том числе если возникнут судебные иски, действует в разных странах, даже в не дружественной к нам Австралии. США - исключение. Нас уверяют: Америка - демократическая страна, здесь исполнительная, законодательная и судебная власти разделены. Мы не стали рисковать. Американские музеи в ответ тоже перестали присылать выставки.

Полностью контакты не прервались. Российское правительство гарантии обеспечивает, к нам привозят вещи из частных собраний. Недавно все видели Лейденскую коллекцию Томаса Каплана, одна из картин выставки Пьеро делла Франческа прибыла из частной американской коллекции, выставка Кабакова - из частного собрания. Но музеи ничего не дают.

Справедливости ради надо сказать, что американцы пытались ситуацию исправить. Сенат принял специальный билль, позволяющий правительству США давать гарантии. В нем есть оговорки, которые при хорошем отношении между странами не страшны. Но приходится учитывать сегодняшнюю ситуацию. Она хуже некуда. В эпоху холодной войны из нашей страны в Америку и оттуда к нам ездили выставки, принимались законы, чтобы их защитить.

В Далласе никаких решений, разумеется, принято не было. Нам было важно посмотреть на уровень доброй воли американской стороны. Встреча происходила в Техасе, на нее собрались не только музейщики, но и богатые люди, которые Россию не сильно любят даже по экономическим соображениям. Это влиятельный слой людей около культуры, которые собирают коллекции, помогают музею. Они понимают, что культура выше политики и экономики.

Сегодня выставки подвергаются опасности всюду: что-то требуют вернуть египтяне, что-то немцы, греки, турки... Исков много, гарантии иммунитетов важны. Они есть, разработаны музейным сообществом, пусть даже их юридическая формулировка не очень соотносится с правом частной собственности.

Если мы сможем как-то продвинуться в русско-американских отношениях, это пойдет на пользу всему миру. Изменения на уровне культуры способны сдвинуть многое другое. Моя формулировка, что этот мост культуры будут взорван последним, часто цитируется.

На встрече мы обсуждали практические идеи. Предлагалось уточнить, какими именно должны быть гарантии. Возможно, стоит создать совместный проект, чтобы попытаться для него получить возможные гарантии. Не исключено двухстороннее соглашение обмена выставками между нашими странами.

Наконец, может быть обмен точечными выставками. Я предлагал, давайте на мосту в Берлине дадим друг другу по картине под гарантии, потом на том же месте их поменяем, как меняли шпионов. Американцы предлагают: проявите смелость, пришлите выставку. Мы отвечаем: сделайте это первыми.

Думаю, в разговорах родится если не истина, то инициатива. Мы решили подобную встречу провести в Петербурге в Эрмитаже. В ней примут участие представители музеев и политики. Когда политики слушают нас, они и сами пытаются найти точки соприкосновения.

Понимаю, что пока нет конкретных решений, но, если ничего не предпринимать, ситуация не изменится. Речь идет о доверии и поисках способов его расширить.

Есть эпизод на ту же тему из нашей жизни. 1 марта в Эрмитаже открывается выставка картин и рисунков Якоба Йорданса. В ней будет участвовать картина из Троицкого собора Александро-Невской лавры. Лавре ее подарила Екатерина Великая. Разрешение на участие картины в выставке дал владыка Назарий.

Мы обсуждаем ситуацию с хранящейся в Эрмитаже ракой Александра Невского, которую реставрируем. Сделаны формы для изготовления копии для церкви, надо искать для этого деньги. Все возможно, если исходить из доверия между музеем и церковью.

Это важно, потому что сегодня в обществе, даже если судить по средствам информации и судебным делам, нет не только доверия, но и презумпции невиновности. В таком случае виновными считаются все. Мне не верят, я никому не верю.

Для музеев доверие - важная проблема. Можно ли доверять зрителю? Наши системы безопасности, если задуматься, для людей оскорбительны. Человек смотрит на великую картину под камерами через защитное стекло. Звенят сигналы, если он чуть-чуть ближе подвинется. Получается, мы зрителю не доверяем, идем на риск. Можно ли доверять музейщикам, тоже вечный разговор.

Необходимы шаги, которые укрепляют доверие музея и публики. Я имею в виду мероприятия, которые происходят вне музейной зоны. Прошел День детской книги на первом этаже Главного штаба, там же фестиваль «Узнай Европу в Эрмитаже», выставка научных приборов, которые вышли из употребления, а художники подарили им новую жизнь...

В Дни Кавказа мы соединяем науку и развлечения: доклады для широкой публики, музыка, кино... Интеллектуальный марафон в Главном штабе кроме дискуссий включает кинопоказы, выставки молодых художников. В «круглых столах» участвуют разные люди, далеко не все они соответствуют эрмитажной традиции и любят Эрмитаж. Мы можем свободно общаться, немножко играем с публикой. Другой стиль общения.

Миссия музея - создавать доверие, которое сегодня исчезает на глазах, как тающее масло. Доверие людей друг к другу, к власти, власти к людям, бизнеса к бизнесу. Слепого доверия не бывает, оно рождается из понимания.

Культура без доверия существовать не может, иначе она превращается в орудие агрессии, насилия.

Ранее Михаил Пиотровский в своей эксклюзивной колонке для «Санкт-Петербургских ведомостей» рассказал о «пикнике» вандалов у Медного всадника, роли Дворцовой площади в жизни Петербурга, противостоянии культуры с «цифрой»инвестициях в будущее, планах Эрмитажа на ближайший год и пояснил, зачем Данае ехать на Восток и что мы приносим в Петербург.

#Эрмитаж #культура #Пиотровский

Материал опубликован в газете «Санкт-Петербургские ведомости» № 036 (6389) от 27.02.2019 под заголовком «Наводя мосты доверия».


Комментарии