По следам Кабаковых. Внутри выставки «В будущее возьмут не всех»

В Главном штабе Эрмитажа открылась выставка Ильи и Эмилии Кабаковых, в которую вошли более ста произведений из музеев и частных собраний России, Европы и США.

По следам Кабаковых. Внутри выставки «В будущее возьмут не всех» | Фото Александра Демьянчука / ТАСС

Фото Александра Демьянчука / ТАСС

Проект «В будущее возьмут не всех» был задуман тремя музеями - Эрмитажем, британской Тейт Модерн и Третьяковской галереей, чтобы быть представленным последовательно в Лондоне, Петербурге и Москве. Как часто бывает в подобных случаях, состав выставки отличается от музея к музею, акценты делаются разные.

Англичане показали «В будущее возьмут не всех» осенью 2017 года и приурочили выставку к 100-летию русской революции. Эрмитаж сделал другой акцент: Кабаковы - художники, для которых важнейшим элементом визуального является слово, точнее - повествование, его восприятие, переживание зрителем. Поэтому эрмитажная версия - это приглашение совершить путешествие по «изображениям» текстов, которые Кабаковы создали в разные годы.

Хотя хронологически выставка охватывает почти все творчество сначала Ильи, а потом дуэта начиная с 1960-х годов до наших дней, ее кураторы Дмитрий Озерков и Натела Тетруашвили избежали традиционной ретроспективы, когда «от и до». На выставке даже не показаны все работы Кабаковых, которые хранятся в собрании Эрмитажа.

Кураторы выделяют только самые важные, узловые точки их творчества. Тому есть три причины. Первая: Кабаковы выставлялись в Эрмитаже несколько раз - персонально в 2004 году, в тогда еще не отреставрированном Главном штабе, через десять лет вместе с работами Эль Лисицкого. Видеодокументация перформанса «Жук и муха» с участием Ильи Кабакова демонстрировалась на выставке Яна Фабра.

Две другие причины поважнее. Это трепетное отношение Кабаковых к музеям. По их мнению, художник, чьи работы взяты в музей, уже попал в будущее. Эта тема всегда в фокусе Эрмитажа. Наконец, в том же фокусе интерес современных художников к искусству разных времен. За несколько дней до вернисажа в публичном диалоге «Эмилия Кабакова - Михаил Пиотровский» директор Эрмитажа назвал среди источников творчества художников картину Паулюса Поттера «Наказание охотника» (1647), русские житийные иконы и греческий краснофигурный сосуд «Ласточка» (510 год до н. э.).

Илья не смог прилететь в Петербург. Кроме обычных благодарственных слов Эрмитажу он сообщил, что лучшей статьей в международном каталоге выставки стал текст Озеркова «Илья Кабаков и русский авангард». Там сделано важное замечание о том, что объединяет этого художника с авангардистами. Это интерес к «проектантству» - созданию во всех деталях и мелочах пространств, например, города, которые не могут быть реализованы, но являются хорошим поводом подумать о реальной жизни. И одновременно Кабакову чужд пафос футуристов «сбросим с корабля современности»...

Совершим предложенное кураторами путешествие. Первая остановка - инсталляция «В будущее возьмут не всех». Уносится вдаль поезд, на рельсах остались разбросанные картины тех, кого не взяли в будущее. Всегда ли справедливо, спрашивают авторы. Может, среди невзятых те, кто не гнался за модой, не искал ходов к начальству?

Следующая остановка - «Красный вагон»: объект, созданный в 1991 году, за несколько месяцев до распада СССР, посвящен краху коммунистического мифа. За ним следует первая и самая знаменитая инсталляция Кабакова - «Человек, улетевший в космос из своей комнаты», она рассказывает про вечное противоречие между мечтой и повседневностью.

Большая тотальная инсталляция «Лабиринт. Альбом матери» - документальное произведение Кабакова, это 76 коллажей, где воспроизведены фрагменты воспоминаний Берты Солодухиной. Старшая в семье из пяти детей, рано оставшихся без родителей, неудачное замужество. Одна черная работа за другой, три стула в чужой комнате вместо кровати, и все для того, чтобы помочь сыну получить художественное образование. А в финале признание «Все тяжелое забывается. И только покой есть счастье».

Важный комментарий для зрителей. В 1959 году, получив свой первый гонорар за иллюстрации, Кабаков купил маме дом в Бердянске, где жила ее сестра.

После «Лабиринта» можно посидеть в «Библиотеке» и посмотреть ранние альбомы «10 персонажей». Один из них - «Вшкафусидящий Примаков» (орфография автора) автобиографичен. В детстве Илья предпочитал уединяться в шкафу, читая книги.

Финальная остановка - модель объекта «Как встретить ангела» закольцовывает всю выставку. Если вас взяли в будущее, то готовы ли вы к такой встрече? Жаль, что по разным причинам выставку не удалось разместить непрерывно по всей анфиладе дворов и залов-трансформеров Главного штаба. Тогда, начавшись в большом амфитеатре пятого двора, она заканчивалась бы в малом амфитеатре первого двора. И зритель, пообщавшись с ангелами, сразу спускался бы вниз к своим повседневным делам. Разрыв в повествовании, длинный переход на другой этаж отвлекает. Те, кто не привык следить за указателями, теряют маршрут.

В упомянутом диалоге молодой человек, возможно, художник, спросил Эмилию Кабакову, как узнать, возьмут ли его в будущее. Последовал ответ: «Если вы задаете себе подобные вопросы, то шансы есть».

Выставка будет открыта по 29 июля.Обещаны дежурства консультантов и еженедельные подробные экскурсии. Летом намечен ночной интеллектуальный марафон с участием философов, критиков, кураторов.

Материал был опубликован в газете под № 073 (6182) от 24.04.2018 под заголовком «В космос из коммуналки».

#Эрмитаж #современное искусство #выставка

Материал опубликован в газете «Санкт-Петербургские ведомости» № 073 (6182) от 24.04.2018.


Комментарии