По следам Кабаковых. Внутри выставки «В будущее возьмут не всех»

В Главном штабе Эрмитажа открылась выставка Ильи и Эмилии Кабаковых, в которую вошли более ста произведений из музеев и частных собраний России, Европы и США.

По следам Кабаковых. Внутри выставки «В будущее возьмут не всех» | Фото Александра Демьянчука / ТАСС

Фото Александра Демьянчука / ТАСС

Проект «В будущее возьмут не всех» был задуман тремя музеями - Эрмитажем, британской Тейт Модерн и Третьяковской галереей, чтобы быть представленным последовательно в Лондоне, Петербурге и Москве. Как часто бывает в подобных случаях, состав выставки отличается от музея к музею, акценты делаются разные.

Англичане показали «В будущее возьмут не всех» осенью 2017 года и приурочили выставку к 100-летию русской революции. Эрмитаж сделал другой акцент: Кабаковы - художники, для которых важнейшим элементом визуального является слово, точнее - повествование, его восприятие, переживание зрителем. Поэтому эрмитажная версия - это приглашение совершить путешествие по «изображениям» текстов, которые Кабаковы создали в разные годы.

Хотя хронологически выставка охватывает почти все творчество сначала Ильи, а потом дуэта начиная с 1960-х годов до наших дней, ее кураторы Дмитрий Озерков и Натела Тетруашвили избежали традиционной ретроспективы, когда «от и до». На выставке даже не показаны все работы Кабаковых, которые хранятся в собрании Эрмитажа.

Кураторы выделяют только самые важные, узловые точки их творчества. Тому есть три причины. Первая: Кабаковы выставлялись в Эрмитаже несколько раз - персонально в 2004 году, в тогда еще не отреставрированном Главном штабе, через десять лет вместе с работами Эль Лисицкого. Видеодокументация перформанса «Жук и муха» с участием Ильи Кабакова демонстрировалась на выставке Яна Фабра.

Две другие причины поважнее. Это трепетное отношение Кабаковых к музеям. По их мнению, художник, чьи работы взяты в музей, уже попал в будущее. Эта тема всегда в фокусе Эрмитажа. Наконец, в том же фокусе интерес современных художников к искусству разных времен. За несколько дней до вернисажа в публичном диалоге «Эмилия Кабакова - Михаил Пиотровский» директор Эрмитажа назвал среди источников творчества художников картину Паулюса Поттера «Наказание охотника» (1647), русские житийные иконы и греческий краснофигурный сосуд «Ласточка» (510 год до н. э.).

Илья не смог прилететь в Петербург. Кроме обычных благодарственных слов Эрмитажу он сообщил, что лучшей статьей в международном каталоге выставки стал текст Озеркова «Илья Кабаков и русский авангард». Там сделано важное замечание о том, что объединяет этого художника с авангардистами. Это интерес к «проектантству» - созданию во всех деталях и мелочах пространств, например, города, которые не могут быть реализованы, но являются хорошим поводом подумать о реальной жизни. И одновременно Кабакову чужд пафос футуристов «сбросим с корабля современности»...

Совершим предложенное кураторами путешествие. Первая остановка - инсталляция «В будущее возьмут не всех». Уносится вдаль поезд, на рельсах остались разбросанные картины тех, кого не взяли в будущее. Всегда ли справедливо, спрашивают авторы. Может, среди невзятых те, кто не гнался за модой, не искал ходов к начальству?

Следующая остановка - «Красный вагон»: объект, созданный в 1991 году, за несколько месяцев до распада СССР, посвящен краху коммунистического мифа. За ним следует первая и самая знаменитая инсталляция Кабакова - «Человек, улетевший в космос из своей комнаты», она рассказывает про вечное противоречие между мечтой и повседневностью.

Большая тотальная инсталляция «Лабиринт. Альбом матери» - документальное произведение Кабакова, это 76 коллажей, где воспроизведены фрагменты воспоминаний Берты Солодухиной. Старшая в семье из пяти детей, рано оставшихся без родителей, неудачное замужество. Одна черная работа за другой, три стула в чужой комнате вместо кровати, и все для того, чтобы помочь сыну получить художественное образование. А в финале признание «Все тяжелое забывается. И только покой есть счастье».

Важный комментарий для зрителей. В 1959 году, получив свой первый гонорар за иллюстрации, Кабаков купил маме дом в Бердянске, где жила ее сестра.

После «Лабиринта» можно посидеть в «Библиотеке» и посмотреть ранние альбомы «10 персонажей». Один из них - «Вшкафусидящий Примаков» (орфография автора) автобиографичен. В детстве Илья предпочитал уединяться в шкафу, читая книги.

Финальная остановка - модель объекта «Как встретить ангела» закольцовывает всю выставку. Если вас взяли в будущее, то готовы ли вы к такой встрече? Жаль, что по разным причинам выставку не удалось разместить непрерывно по всей анфиладе дворов и залов-трансформеров Главного штаба. Тогда, начавшись в большом амфитеатре пятого двора, она заканчивалась бы в малом амфитеатре первого двора. И зритель, пообщавшись с ангелами, сразу спускался бы вниз к своим повседневным делам. Разрыв в повествовании, длинный переход на другой этаж отвлекает. Те, кто не привык следить за указателями, теряют маршрут.

В упомянутом диалоге молодой человек, возможно, художник, спросил Эмилию Кабакову, как узнать, возьмут ли его в будущее. Последовал ответ: «Если вы задаете себе подобные вопросы, то шансы есть».

Выставка будет открыта по 29 июля.Обещаны дежурства консультантов и еженедельные подробные экскурсии. Летом намечен ночной интеллектуальный марафон с участием философов, критиков, кураторов.

Материал был опубликован в газете под № 073 (6182) от 24.04.2018 под заголовком «В космос из коммуналки».

#Эрмитаж #современное искусство #выставка

Материал опубликован в газете «Санкт-Петербургские ведомости» № 073 (6182) от 24.04.2018.

Комментарии



Загрузка...

Самое читаемое

#
#
Почему Анну Старобинец признали лучшим фантастом Европы
01 Августа 2018

Почему Анну Старобинец признали лучшим фантастом Европы

Как случается с любой более-менее резонансной литературной наградой, от Нобелевской премии до «Большой книги», одни коллеги поздравляли московскую писательницу с победой, другие шумно негодовали.

Михаил Пиотровский: «Есть великие примеры»
02 Июня 2018

Михаил Пиотровский: «Есть великие примеры»

Директор Эрмитажа - об автономности культуры, уголовных делах, связанных с хищениями в музее и о прошедшем Юридическом форуме.

Сказать всё, никого не обидев
12 Июля 2017

Сказать всё, никого не обидев

Музей работает для всех, но ему важна понимающая аудитория. Есть люди, которые все понимают, ориентироваться надо на них. Сегодня это важно.

Уроки танца не кончаются
13 Июня 2017

Уроки танца не кончаются

Состоялся 275-й выпуск Академии русского балета им. А. Я. Вагановой. По давней традиции, в июне выпускники демонстрируют свои таланты на сцене Мариинского театра в рамках фестиваля «Звезды белых ночей...

Гений места движет фестиваль
25 Мая 2017

Гений места движет фестиваль

XXV, международный фестиваль «Дворцы Санкт-Петербурга» откроется 31 мая в Эрмитажном театре концертным исполнением оперы «Сельская честь» Масканьи.

Великая Победа глазами потомков
19 Мая 2017

Великая Победа глазами потомков

В нарядном недавно отреставрированном Доме журналиста на Невском вчера было непривычно, по-школьному, шумно...

Вся ночь впереди
19 Мая 2017

Вся ночь впереди

Завтра в 10-й раз в Петербург придет «Ночь музеев» - одно из главных культурных событий года.

Гранатовый браслет из Гатчины
02 Мая 2017

Гранатовый браслет из Гатчины

В Гатчине подвели итоги XXIII кинофестиваля «Литература и кино».

Кармен-сюита
25 Апреля 2017

Кармен-сюита

Удивительное дело: ни в одной другой экранизации не было так очевидно, что эти двое совершенно не созданы друг для друга...

Уважение рождается в борьбе
09 Марта 2017

Уважение рождается в борьбе

Благодаря музею Исаакий стал гражданской святыней, обрел значение, которое выдвинуло его в первый ряд памятников Петербурга. Музеи всегда оказываются на передовой линии борьбы за цивилизацию. Они подч...

Михаил Пиотровский: Исаакий себя защитит
02 Февраля 2017

Михаил Пиотровский: Исаакий себя защитит

Я написал письмо Патриарху Кириллу. Пресс-секретарь Святейшего сообщил, что Патриарх готов встречаться и обсуждать эти вопросы.

Как сэкономить на культуре
15 Декабря 2015

Как сэкономить на культуре

Посещение музеев, особенно всей семьей, обычно влетает в копеечку и для многих становится роскошью. Сегодня мы расскажем о том, как можно сэкономить, напомним о бесплатных днях и льготах.