По следам Кабаковых. Внутри выставки «В будущее возьмут не всех»
В Главном штабе Эрмитажа открылась выставка Ильи и Эмилии Кабаковых, в которую вошли более ста произведений из музеев и частных собраний России, Европы и США.

Фото Александра Демьянчука / ТАСС
Проект «В будущее возьмут не всех» был задуман тремя музеями - Эрмитажем, британской Тейт Модерн и Третьяковской галереей, чтобы быть представленным последовательно в Лондоне, Петербурге и Москве. Как часто бывает в подобных случаях, состав выставки отличается от музея к музею, акценты делаются разные.
Англичане показали «В будущее возьмут не всех» осенью 2017 года и приурочили выставку к 100-летию русской революции. Эрмитаж сделал другой акцент: Кабаковы - художники, для которых важнейшим элементом визуального является слово, точнее - повествование, его восприятие, переживание зрителем. Поэтому эрмитажная версия - это приглашение совершить путешествие по «изображениям» текстов, которые Кабаковы создали в разные годы.
Хотя хронологически выставка охватывает почти все творчество сначала Ильи, а потом дуэта начиная с 1960-х годов до наших дней, ее кураторы Дмитрий Озерков и Натела Тетруашвили избежали традиционной ретроспективы, когда «от и до». На выставке даже не показаны все работы Кабаковых, которые хранятся в собрании Эрмитажа.
Кураторы выделяют только самые важные, узловые точки их творчества. Тому есть три причины. Первая: Кабаковы выставлялись в Эрмитаже несколько раз - персонально в 2004 году, в тогда еще не отреставрированном Главном штабе, через десять лет вместе с работами Эль Лисицкого. Видеодокументация перформанса «Жук и муха» с участием Ильи Кабакова демонстрировалась на выставке Яна Фабра.
Две другие причины поважнее. Это трепетное отношение Кабаковых к музеям. По их мнению, художник, чьи работы взяты в музей, уже попал в будущее. Эта тема всегда в фокусе Эрмитажа. Наконец, в том же фокусе интерес современных художников к искусству разных времен. За несколько дней до вернисажа в публичном диалоге «Эмилия Кабакова - Михаил Пиотровский» директор Эрмитажа назвал среди источников творчества художников картину Паулюса Поттера «Наказание охотника» (1647), русские житийные иконы и греческий краснофигурный сосуд «Ласточка» (510 год до н. э.).
Илья не смог прилететь в Петербург. Кроме обычных благодарственных слов Эрмитажу он сообщил, что лучшей статьей в международном каталоге выставки стал текст Озеркова «Илья Кабаков и русский авангард». Там сделано важное замечание о том, что объединяет этого художника с авангардистами. Это интерес к «проектантству» - созданию во всех деталях и мелочах пространств, например, города, которые не могут быть реализованы, но являются хорошим поводом подумать о реальной жизни. И одновременно Кабакову чужд пафос футуристов «сбросим с корабля современности»...
Совершим предложенное кураторами путешествие. Первая остановка - инсталляция «В будущее возьмут не всех». Уносится вдаль поезд, на рельсах остались разбросанные картины тех, кого не взяли в будущее. Всегда ли справедливо, спрашивают авторы. Может, среди невзятых те, кто не гнался за модой, не искал ходов к начальству?
Следующая остановка - «Красный вагон»: объект, созданный в 1991 году, за несколько месяцев до распада СССР, посвящен краху коммунистического мифа. За ним следует первая и самая знаменитая инсталляция Кабакова - «Человек, улетевший в космос из своей комнаты», она рассказывает про вечное противоречие между мечтой и повседневностью.
Большая тотальная инсталляция «Лабиринт. Альбом матери» - документальное произведение Кабакова, это 76 коллажей, где воспроизведены фрагменты воспоминаний Берты Солодухиной. Старшая в семье из пяти детей, рано оставшихся без родителей, неудачное замужество. Одна черная работа за другой, три стула в чужой комнате вместо кровати, и все для того, чтобы помочь сыну получить художественное образование. А в финале признание «Все тяжелое забывается. И только покой есть счастье».
Важный комментарий для зрителей. В 1959 году, получив свой первый гонорар за иллюстрации, Кабаков купил маме дом в Бердянске, где жила ее сестра.
После «Лабиринта» можно посидеть в «Библиотеке» и посмотреть ранние альбомы «10 персонажей». Один из них - «Вшкафусидящий Примаков» (орфография автора) автобиографичен. В детстве Илья предпочитал уединяться в шкафу, читая книги.
Финальная остановка - модель объекта «Как встретить ангела» закольцовывает всю выставку. Если вас взяли в будущее, то готовы ли вы к такой встрече? Жаль, что по разным причинам выставку не удалось разместить непрерывно по всей анфиладе дворов и залов-трансформеров Главного штаба. Тогда, начавшись в большом амфитеатре пятого двора, она заканчивалась бы в малом амфитеатре первого двора. И зритель, пообщавшись с ангелами, сразу спускался бы вниз к своим повседневным делам. Разрыв в повествовании, длинный переход на другой этаж отвлекает. Те, кто не привык следить за указателями, теряют маршрут.
В упомянутом диалоге молодой человек, возможно, художник, спросил Эмилию Кабакову, как узнать, возьмут ли его в будущее. Последовал ответ: «Если вы задаете себе подобные вопросы, то шансы есть».
Выставка будет открыта по 29 июля.Обещаны дежурства консультантов и еженедельные подробные экскурсии. Летом намечен ночной интеллектуальный марафон с участием философов, критиков, кураторов.
Материал был опубликован в газете под № 073 (6182) от 24.04.2018 под заголовком «В космос из коммуналки».
Материал опубликован в газете «Санкт-Петербургские ведомости» № 073 (6182) от 24.04.2018.
Материалы рубрики
В Мраморном дворце работает выставка «Параллельные вселенные. От абстракции к артефакту»
Выставка «Игра и страсть в русском изобразительном искусстве XVIII – XX вв.» открылась в Мурманске
Самое читаемое



Эротика в обмен на продукты. Как художник Сомов выживал в Петрограде
Русский музей развернул в Михайловском замке выставку к 150-летию Константина Сомова.

Иронический оптимизм от Тарантино. О чем рассказывает фильм «Однажды в... Голливуде»
В своей картине режиссер противопоставляет жизненную правду - и ее вечную, несокрушимую экранную имитацию.

Перчик под дождем. Как прошел фестиваль «Оперетта-парк» в Гатчине
Оперетта хороша в любое время года, но летом - особенно.

Михаил Пиотровский. Не отрекаясь и не проклиная
Настал важный момент для культуры нашей страны: идет война за то, как она будет развиваться дальше.

Люди земли и неба. Какими были Семен Аранович и Илья Авербах
Вспоминаем двух советских режиссеров.

Маринист на рейде. 35 картин и рисунков Айвазовского представили на выставке в Кронштадте
Участие коллекционеров позволило наглядно показать контрасты художника, которого одинаково занимали темы бури и покоя.

Граф поклонялся искусству. В Эрмитаже представили коллекцию Строганова
Живопись, акварели, скульптура, фарфор, мебель, редкие книги — все это показывает хороший вкус коллекционера.

Анна Нетребко впервые исполнила в России партию Аиды в опере Верди
Это случилось на исторической сцене Мариинского театра на фестивале «Звезды белых ночей».

В особняке Карла Шредера открыли доступ в кабинет хозяина
Туда можно попасть с экскурсией просветительской программы «Открытый город».

Открыли архивы: неожиданные повороты в судьбах известных зданий Петербурга
О том, как решения властей отражались в судьбе самых известных объектов города, можно узнать на выставке.

«Теперь у нас подлецов не бывает». Размышления о спектакле «Мертвые души» в Театре имени Ленсовета
Спектакль молодого режиссера Романа Кочержевского – это тоска по живой душе в круговороте душ мертвых.

Михаил Пиотровский. Провокация в Венеции
Почему присутствие Эрмитажа на Венецианской биеннале вызвало у многих раздражение?
Комментарии