«Пьеро делла Франческа. Монарх живописи»: элитарная выставка в Эрмитаже

На три ближайших месяца изменился облик Пикетного зала Зимнего дворца. Зал стал похож на базилику с приделами и алтарем. Здесь открылась выставка, которую готовили три года и с нетерпением ждали - «Пьеро делла Франческа. Монарх живописи». Она объединила произведения из собраний Италии, Испании, Португалии, Великобритании, Франции и США. При нынешних реалиях уже чудо.

«Пьеро делла Франческа. Монарх живописи»: элитарная выставка в Эрмитаже | ФОТО Александра ДРОЗДОВА

ФОТО Александра ДРОЗДОВА

Выставка представляет одного из самых знаменитых итальянских мастеров XV столетия, которого называют символом эпохи Раннего Возрождения. Он совершил революцию в искусстве своего времени, применив в творчестве сложные математические расчеты и воплотив собственный взгляд на мир.

Выставку знаменитого живописца ее куратор ведущий научный сотрудник Эрмитажа Татьяна Кустодиева назвала элитарной, читай, адресованной тем, кто знаком с историей искусства.

Причина в том, что российской публике имя Пьеро делла Франческа, скорее всего, ничего не скажет. Станковых работ он оставил не больше двух десятков, они рассеяны по миру, в российских собраниях их нет совсем. Фресковые циклы сосредоточены в местах, не самых посещаемых туристами в Италии, - Урбино, Ареццо и родном городе мастера Сансеполькро.

Художник родился в 1412 году в семье торговца кожами и шерстью. Учился живописи и, как все дети купцов, математике. И то и другое сопровождало его всю жизнь: творчество и поиск законов, позволяющих добиться гармонии и равновесия в картине.

Карьера Пьеро делла Франческа сложилась удачно. Он был приближенным главных итальянских аристократических дворов: Перуджи, Флоренции, Феррары, Римини, Рима, Урбино, но официальным придворным художником стать не стремился. Сохранил независимость и всегда возвращался в родной город, в жизни которого играл заметную роль: избирался на общественные должности и написал фреску «Воскрешение Христа», ставшую символом Сансеполькро.

В конце жизни из-за слепоты он не мог заниматься живописью и посвятил себя теоретическим изысканиям. Его трактаты о математике не уступают заслугам в этой области Леонардо да Винчи. Делла Франческа умер 12 октября 1492 года, в день, когда Колумб открыл Америку.

Для своего времени этот художник был фигурой грандиозной, синтезировал все, что было новаторским в искусстве. Как часто бывало, с течением времени о нем забыли, произведения порой приписывались другим авторам, либо, разбросанные по провинциальным местечкам Италии, они не привлекали к себе особого внимания.

Имя Пьеро делла Франческа, как и Боттичелли, вновь «открыли» лишь в середине XIX века. Если Боттичелли стал кумиром публики, Пьеро делла Франческа взошел на олимп истории искусств. В наши дни интерес к его творчеству велик.

На выставке одиннадцать картин и четыре рукописи. Они дают представление о гранях дарования певца красоты, автора сложных композиций. В его работах нет динамики и эмоций. В них главный принцип Ренессанса: человек, исполненный красоты и достоинств, - центр вселенной, а окружающий его мир гармоничен.

Вершина монументальной живописи мастера - цикл фресок «История Истинного Креста» в церкви Святого Франциска в Ареццо. На выставке демонстрируется фильм, раскрывающий детали росписей и рассказывающий о других фресках, сохранившихся на земле Ареццо.

Пьеро делла Франческа был замечательным портретистом. Один из его заказчиков - Федерико да Монтефельтро, правитель Урбино. Двойной портрет Федерико и его супруги с аллегорическими сценами триумфов герцогской четы на обратной стороне досок прибыл из галереи Уффици.

Лувр одолжил на время выставки «Портрет Сиджизмондо Пандольфо Малатеста». Молодой правитель Римини изображен строго в профиль, как на медалях: красивое лицо с грубыми чертами свидетельствует о непреклонной воле и силе.

В том же ракурсе запечатлен и сын Федерико да Монтефельтро Гвидобальдо на портрете из музея Тиссена-Борнемисы в Мадриде. Очаровательный малыш с тонкими чертами и белокурыми волосами, в котором трудно угадать будущего герцога-тирана и заказчика Рафаэля.

Интересна история алтаря, исполненного для монастыря Святого Августина в Борго Сансеполькро. Центральная его доска не сохранилась, четыре боковые створки разошлись по разным собраниям. Три встретились на выставке: «Святой Августин» из Музея старинного искусства в Лиссабоне, «Архангел Михаил» из Национальной галереи Лондона и «Святой Николай Толентинский» - собственность музея Польди-Пеццоли в Милане.

К последнему периоду творчества мастера относится шедевр - «Мадонна Сенигалия» из Национальной галереи Урбино. Картину заказал Федерико да Монтефельтро по случаю брака дочери. Это одна из немногих работ художника, выполненная в технике масляной живописи.

#Эрмитаж #выставка #искусство

Материал опубликован в газете «Санкт-Петербургские ведомости» № 232 (6341) от 12.12.2018 под заголовком «Алгеброй гармонию поверил».


Комментарии