На концерте в Мариинском-2 выступила Флоранс Хворостовская

В Мариинском-2 состоялся концерт памяти Дмитрия Хворостовского, в котором звезды мировой оперы под управлением Валерия Гергиева исполнили свои коронные арии и дуэты. А в последнем номере – неаполитанской песне «Не забывай меня» – выступила вдова певца Флоранс Хворостовская.

На концерте в Мариинском-2 выступила Флоранс Хворостовская | (с) Мариинский театр. Фотограф Наташа Разина. 2020 г.

(с) Мариинский театр. Фотограф Наташа Разина. 2020 г.

Дмитрия Хворостовского не хватает всему оперному миру вот уже три года. Он ушел слишком рано, не успев сделать многого. Мог бы еще долго петь, устраивать фестивали, собирая на них друзей со всего света, как делал на превосходном проекте «Дмитрий Хворостовский и друзья» в БКЗ «Октябрьский», и учить искусству пения новые поколения оперных исполнителей. Он жил, не жалея себя, заражая своим примером окружающих. Его обожали и в нью-йоркском «Метрополитен-опера», и в лондонском «Ковент-Гарден», и в венской Штаатсопере, и много где еще. Любили его и в России, но если в Мариинском театре он выступил несколько раз хотя бы с концертами, то в Большом, о котором, конечно же, мечтал, – всего пару раз: на балу у Елены Образцовой и в благотворительном концерте за год до смерти. Правда, он спел с Анной Нетребко на Красной площади. На Дворцовой площади выступал несколько раз, в том числе нашел силы выйти к петербуржцам и тогда, когда жить оставалось совсем недолго.

Валерий Гергиев приглашал молодого баритона в 1988 году исполнить на сцене тогда еще Театра оперы и балета им. С. М. Кирова партию Валентина в «Фаусте» Гуно. С тех пор Хворостовский ни разу не выступил в спектакле на сцене Мариинского театра, но сотрудничество с Валерием Гергиевым продолжалось у него на протяжении многих лет в разных спектаклях на гастрольных выездах мариинской труппы. Хворостовский принял участие в записи оперы «Царская невеста» Римского-Корсакова на Philips, исполнив партию Грязного, где Марфой была еще не Нетребко, а Марина Шагуч, а Любашу пела Ольга Бородина, которой очень не хватало на этом мемориальном концерте. Хворостовский мог спеть на сцене Мариинского еще много партий, но не спел – графики не совпадали.

Так обидно Валерию Гергиеву, наверное, думать об этом сейчас. Увы, история не терпит сослагательного наклонения, а опера – искусство, как выясняется, сиюминутное и хрупкое. Концерт начался увертюрой к «Силе судьбы» Верди, словно желая сообщить, что такова уж она – сила судьбы: что имеем, не храним, а потерявши плачем. Но человек продолжает жить, когда о нем помнят. Дмитрия Хворостовского прекрасно помнят те, кто выступил на концерте его памяти. Каждый из них знал певца лично либо выступал с ним в сборных концертах, но только Анне Нетребко довелось петь с баритоном в «Трубадуре» Верди на сцене «Метрополитен-опера».

Программа концерта была выстроена не «по страницам биографии певца», а как музыкальное приношение: каждый думал о Дмитрии в самой для него любимой и сокровенной музыке. Анна Нетребко – в балладе Недды Qual fiamma из оперы «Паяцы» Леонкавалло, в дуэте из которой она пела с Хворостовским в партии Сильвио в 2006 году на концерте в петербургской Филармонии. Хибла Герзмава – в молитве Нормы из одноименной оперы Беллини и каватине Леоноры из «Трубадура» Верди. Екатерина Семенчук – в арии «Самоубийство» из «Джоконды» Понкьелли, Ильдар Абдразаков – в знаменитой арии князя Игоря «Ни сна, ни отдыха» из оперы Бородина.

Концерт получился теплым и дарящим надежду на ренессанс оперы, которая до пандемии занимала высокие позиции в рейтинге зрительских интересов во всем мире. Анна Нетребко вышла петь служанку Сюзанну из «Свадьбы Фигаро» Моцарта в платье, скорее подходящем к Мадам Баттерфляй, и с двумя огромными цветами на голове. Графиню в этом дуэттино исполняла Хибла Герзмава, в шлейфе дымчатого платья которой служанка легко могла запутаться. Сочиняя канцонетту, девушки словно грезили о красавце Графе, каким мог бы быть в этой опере Моцарта Дмитрий Хворостовский.

Вместе с меццо-сопрано Екатериной Семенчук Анна Нетребко вступила в неравную схватку в дуэте из «Аиды» Верди – опере, в которой уроженец Красноярска не пел ни разу, хотя легко мог бы исполнять Амонасро. Юсиф Эйвазов дополнил палитру вердиевских героев ариями Альваро из «Силы судьбы» и Манрико из «Трубадура». Колоратурное сопрано Айгуль Хисматуллина оказалась в концерте как лауреат последнего конкурса Чайковского. Она зарядила зал электричеством Царицы Ночи из «Волшебной флейты» Моцарта и Людмилы из «Руслана и Людмилы» Глинки.

Сложнее всего пришлось молодому баритону Владиславу Куприянову, представившему две арии из репертуара Хворостовского. Именно Куприянов получил на последнем конкурсе им. Чайковского специальный приз «Памяти Дмитрия Хворостовского». У уроженца Пермского края Владислава и в самом деле есть немало шансов, приложив огромные усилия, приблизиться к исполнительской традиции этого выдающегося певца. Он показал и музыкальную чуткость, старательно выписывая интонацией образы Грязного из «Царской невесты» Римского-Корсакова и маркиза ди Позы из «Дон Карлоса» Верди. Но ему не хватало фирменной клокочущей хворостовской страсти, эмоционального богатства, драматически пропетого слова, которые были присущи Дмитрию уже с самых первых шагов большой карьеры. Да и объема голоса было маловато. Впрочем, сам Дмитрий Хворостовский на своих мастер-классах всегда давал молодым шансы на победу, как дал бы он их и Владиславу, пожелав идти только вперед и с песней.

#концерт #Хворостовский #Мариинский театр

Материал опубликован в газете «Санкт-Петербургские ведомости» № 198 (6796) от 30.10.2020 под заголовком «В круге Хворостовского».


Комментарии