Антология неизвестного: петербургский камерный хор дал концерт в Мариинском театре

Заслуженный деятель искусств России хоровой дирижер Николай Корнев отпраздновал свое 75‑летие программой Петербургского камерного хора в Концертном зале Мариинского театра. Коллектив был создан музыкантом в 1977 году и с тех пор исполнил множество программ для хора а cappella, а также кантат, ораторий, опер, многое в его исполнении прозвучало впервые. Свидетельство международного признания — номинация на премию «Грэмми» за исполнение Всенощного бдения Сергея Рахманинова.

Антология неизвестного: петербургский камерный хор дал концерт в Мариинском театре | ФОТО David Beale on Unsplash

ФОТО David Beale on Unsplash

Нынешний концерт стал частью большого проекта «Антологии русской хоровой музыки», стартовавшего 10 лет назад. Это записи русской хоровой музыки начиная с XVII века до наших дней. Как говорит сам дирижер: «Практически всю жизнь наш коллектив шел к данному проекту, потому что с самого его рождения мы пели много музыки неизвестной. Мы возили за рубеж русскую музыку, найденную уже в конце советского времени в архивах, и на проект «Антологии» вышли осознанно. Его предварили три диска, записанные при поддержке Министерства культуры: «Неизвестная хрестоматия» — сочинения, хорошо известные тем, кто учится хоровому делу, но мало или вообще неизвестные широкой публике. И когда мы это записали, возник аппетит записать еще, еще и еще, прежде всего то, что является уже неизвестным для всех».

Концерт в Мариинском-3 стал частью цикла (до этого интерес публики привлекли концерты «Духовная музыка композиторов — лауреатов Сталинской премии» и «Мистерии в музыке композиторов русского зарубежья»). Выступая перед концертом, Николай Корнев отметил: «Год ухода из жизни Сергея Рахманинова завершил собой огромный, столетний, период для нас, занимающихся созданием «Антологии русской хоровой музыки». Это был золотой век русской хоровой музыки вообще и духовной музыки в частности, потому что в этот период было написано значительно больше духовных сочинений. Сегодняшний концерт объединяет три имени: Петр Ильич Чайковский, его ученик Сергей Танеев, ученик Танеева Сергей Рахманинов. И оба — и Танеев, и Рахманинов — почитатели, друзья Чайковского. Чайковский родился в 1840 году, Рахманинов умер в 1943‑м. Вот тот период, в который творили замечательные русские композиторы. Некоторые имена мало помнят, другие — забыты совсем. Наша задача, которую мы поставили 10 лет назад, вывести на сценическую эстраду эту замечательную музыку, утвердить право на концертную жизнь духовной музыки в той ее части, которая не всегда признавалась или была спорной для ее исполнения в церкви. Которая отвлекала от молитвы, если вспомнить слова современников по поводу Всенощной Рахманинова. Восхищаясь музыкальной насыщенностью партитуры, они говорили, что под нее невозможно молиться. Признав этот момент, мы выносим на сцену то, что должно быть на сцене, и то, что сильно отличается от того, что звучит в церкви, как иконопись отличается от живописи. В музыке, которая сегодня прозвучит, вы найдете тень автора в отличие от иконописи, где ее нет».

Концерт разделился на две части. В первой прозвучали фрагменты литургий Рахманинова и Чайковского с небольшими «вкраплениями» духовной музыки Танеева. Песнопения звучали «вразброс», не следуя ходу церковной службы, но заставляли желать услышать и целое. Существует мнение, что Всенощное бдение Рахманинова — это шедевр (оно часто звучит на концертной эстраде), а более ранняя литургия — произведение значительно более слабое. Концерт это мнение полностью опроверг, представленные отрывки прозвучали очень ярко и духовно насыщенно. Кроме того, чрезвычайно интересно было сравнить обе литургии — Чайковского и Рахманинова. Сейчас произведение Чайковского, к которому когда‑то Церковь отнеслась с таким недоверием, вплоть до попыток запрета печати этого сочинения, звучит больше в храмах, чем на концертной эстраде. Помню, что в советское время на ее ежегодное исполнение в Спасо-Преображенском соборе в день памяти композитора собирался чуть не весь Ленинград. В этом году литургия звучала в нескольких храмах.

Очень интересны были и духовные сочинения Сергея Танеева — практически неизвестные публике. А ведь Танеев был выдающимся мастером хорового письма, более полное знакомство с его хоровыми сочинениями предстоит в будущих концертах цикла.

Второе отделение было посвящено светской музыке, и доминировал в нем тоже Сергей Рахманинов, что логично в год 150‑летия со дня его рождения. Его Шесть хоров были исполнены в новом переложении для смешанного хора (оригинально они написаны для чисто женских голосов). В трио Чайковского «Природа и любовь» приняли участие солистки Дарьяна Бобарыкина, Валерия Лебедева и Элина Рихтер. В концерте также участвовал пианист Александр Рубинов.

Радует, что проект «Антологии хоровой музыки» вышел на сцену Концертного зала. «Мы 10 лет с лишним писали, у нас было по две, а то и три студийные записи, накоплен большой материал: на сегодняшний день записано более 150 часов музыки, — говорит Николай Корнев. — Сейчас открывается еще один путь для продолжения создания «Антологии» и выхода ее в свет — эти концерты. И когда слушатель случайно или осознанно приходит в зал, я уверен, что он вернется». Судя по восторженной реакции публики, это действительно так. Ведь Петербургский камерный хор под управлением Корнева — совершенный музыкальный инструмент, а хоровая традиция — основа нашей музыкальной культуры, на которую чутко откликается сердце.


#хор #концерт #театр

Материал опубликован в газете «Санкт-Петербургские ведомости» № 234 (7563) от 12.12.2023 под заголовком «Антология неизвестного».


Комментарии