Музей артиллерии в Петербурге представил экспозицию под открытым небом

В Военно-историческом музее артиллерии открылась новая экспозиция под открытым небом – Медный двор. Здесь представлены стволы артиллерийских орудий, датированых началом XVI – концом XIX века. Абсолютное большинство из них сохранилось в единственном экземпляре и прежде не было доступно широкой публике.

Музей артиллерии в Петербурге представил экспозицию под открытым небом | ФОТО Александра ДРОЗДОВА

ФОТО Александра ДРОЗДОВА

Исторически сложилось, что сплав, из которого отливали стволы пушек, называли артиллерийской медью. Хотя, конечно, фактически орудия бронзовые – из сплава меди с небольшим, до 11%, количеством олова, – пояснил куратор экспозиции Федор Веселов. – Точно так же бронзовую скульптуру Петра Великого привычно именуют «Медным всадником».

Всего музей представил около сотни пушечных стволов, прошедших через множество войн. Мощные русские мортиры начала XVIII века как минимум участвовали в Северной. Над каждой – надпись: вес, длина ствола, год отливки, имя мастера.

Больше половины орудий – трофеи русской армии. Изготовлены они были во Франции, Швеции, Речи Посполитой, Англии, Италии, Испании, Персии, Китае... Пушечные стволы – настоящие произведения искусства: украшены надписями, гербами королей или влиятельных вельмож, орнаментами – растительными, геометрическими и животными. Есть пушки с именем собственным. Например – французская «Оракул», отчеканенная на ней надпись гласит: «Последний довод королей». На прусском дробовике – девиз «За славу и Отечество».

За каждым стволом – своя история. По музейным документам можно определить, откуда пушка попала в музей, а по литью, датам, имени мастера или королевскому гербу понять, где и когда она была отлита, – говорит Веселов.

Старейшую из представленных пушек изготовили в середине XVI века в Великом княжестве Литовском. Два орудия были отлиты для датского короля Кристиана IV в 1626 году. В том же году Дания, вступив весьма неудачно в Тридцатилетнюю войну, потеряла их в битве с маршалом Католической лиги германских государств знаменитым Иоганном Тилли. Однако спустя пять лет сам Тилли в битве с войсками короля Швеции Густава II Адольфа потерпел поражение и остался без своей артиллерии. Вероятно, в ходе Великой Северной войны пушки вновь были захвачены, но уже русской армией...

Есть в экспозиции пушка, отлитая в Британской империи для персидского шаха, который, пользуясь нашествием наполеоновских войск, в 1812 году вторгся в российские владения в Закавказье. Однако войска шаха были разгромлены, а вся артиллерия у него отобрана. Еще один ствол, с восточными орнаментами и витиеватой вязью, был захвачен при покорении Бухарского ханства. Там действовало собственное литейное производство, работали замечательные мастера.

Орудийный ствол с китайскими иероглифами стал трофеем русских войск во время знаменитого «боксерского восстания», произошедшего на рубеже XIX – XX веков. Русский гарнизон в Тяньцзине десять дней отбивался от повстанцев и дождался прихода основных сил с моря. После чего мятежники были повержены, а местный арсенал захвачен...

Уютно ли будет старинным пушкам под открытым небом? По словам Федора Веселова, бронза, по счастью, обладает очень хорошим свойством: на открытом воздухе она быстро покрывается оксидом, действующим как защитная пленка. Так что сырой питерский климат пушкам не страшен.


#музей #экспозиция #оружие

Материал опубликован в газете «Санкт-Петербургские ведомости» № 179 (7016) от 24.09.2021 под заголовком «Сколько меди под открытым небом».


Комментарии



Загрузка...

Самое читаемое

#
#
Эротика в обмен на продукты. Как художник Сомов выживал в Петрограде
21 августа 2019

Эротика в обмен на продукты. Как художник Сомов выживал в Петрограде

Русский музей развернул в Михайловском замке выставку к 150-летию Константина Сомова.

Иронический оптимизм от Тарантино. О чем рассказывает фильм «Однажды в... Голливуде»
16 августа 2019

Иронический оптимизм от Тарантино. О чем рассказывает фильм «Однажды в... Голливуде»

В своей картине режиссер противопоставляет жизненную правду - и ее вечную, несокрушимую экранную имитацию.

Перчик под дождем. Как прошел фестиваль «Оперетта-парк» в Гатчине
06 августа 2019

Перчик под дождем. Как прошел фестиваль «Оперетта-парк» в Гатчине

Оперетта хороша в любое время года, но летом - особенно.

Михаил Пиотровский. Не отрекаясь и не проклиная
31 июля 2019

Михаил Пиотровский. Не отрекаясь и не проклиная

Настал важный момент для культуры нашей страны: идет война за то, как она будет развиваться дальше.

Люди земли и неба. Какими были Семен Аранович и Илья Авербах
29 июля 2019

Люди земли и неба. Какими были Семен Аранович и Илья Авербах

Вспоминаем двух советских режиссеров.

Маринист на рейде. 35 картин и рисунков Айвазовского представили на выставке в Кронштадте
03 июля 2019

Маринист на рейде. 35 картин и рисунков Айвазовского представили на выставке в Кронштадте

Участие коллекционеров позволило наглядно показать контрасты художника, которого одинаково занимали темы бури и покоя.

Граф поклонялся искусству. В Эрмитаже представили коллекцию Строганова
27 июня 2019

Граф поклонялся искусству. В Эрмитаже представили коллекцию Строганова

Живопись, акварели, скульптура, фарфор, мебель, редкие книги — все это показывает хороший вкус коллекционера.

Анна Нетребко впервые исполнила в России партию Аиды в опере Верди
13 июня 2019

Анна Нетребко впервые исполнила в России партию Аиды в опере Верди

Это случилось на исторической сцене Мариинского театра на фестивале «Звезды белых ночей».

В особняке Карла Шредера открыли доступ в кабинет хозяина
11 июня 2019

В особняке Карла Шредера открыли доступ в кабинет хозяина

Туда можно попасть с экскурсией просветительской программы «Открытый город».

Открыли архивы: неожиданные повороты в судьбах известных зданий Петербурга
10 июня 2019

Открыли архивы: неожиданные повороты в судьбах известных зданий Петербурга

О том, как решения властей отражались в судьбе самых известных объектов города, можно узнать на выставке.

«Теперь у нас подлецов не бывает». Размышления о спектакле «Мертвые души» в Театре имени Ленсовета
08 июня 2019

«Теперь у нас подлецов не бывает». Размышления о спектакле «Мертвые души» в Театре имени Ленсовета

Спектакль молодого режиссера Романа Кочержевского – это тоска по живой душе в круговороте душ мертвых.

Михаил Пиотровский. Провокация в Венеции
05 июня 2019

Михаил Пиотровский. Провокация в Венеции

Почему присутствие Эрмитажа на Венецианской биеннале вызвало у многих раздражение?