Михаил Пиотровский. Интеллигентная изоляция

Михаил Пиотровский. Интеллигентная изоляция |

Эрмитаж, временно прекратив прием посетителей и отправив сотрудников на удаленную работу, осваивает различные современные способы коммуникаций, которые удобно использовать сегодня и завтра.

Мы не говорим, что Эрмитаж закрылся, он не прекращает работу. Наступившее время инноваций напоминает о том, что у музея несколько функций: хранить, изучать и делать коллекции доступными.

Музей охраняется строже, чем обычно. Экспонатам обеспечен нужный климат, хранители проводят регулярный осмотр выставок и экспозиций с помощью камер службы безопасности. Сотрудники из дома комментируют в социальных сетях то, что показывают эти камеры. Камеры на Дворцовой площади, во дворе и в зале Рафаэля транслируют картинку 24 часа - утром, днем, вечером и ночью.

Способ делать коллекции доступными сегодня перенесен в онлайн. Надо сказать, что в значительной мере так и было. Сейчас мы пытаемся сочетать два вида такой работы. Один – «принимать» посетителя в Эрмитаже. Другой - используя различные технологии, рассказывать о музее.

Думаю, в какой-то степени это рецепт для будущей жизни культуры в целом.

Ровно в 10. 30 Эрмитаж открывается онлайн, в 18.00 закрывается. Сначала это были прямые трансляции. Сегодня - специально сделанные заранее записи из залов и хранилищ, экскурсии.

За полторы недели их увидели более 6-х миллионов человек. Это больше, чем приходит в Эрмитаж посетителей в год.

Музей работает без посетителей, но и без очередей, на которые многие жалуются. Теперь можно увидеть то, что, пробившись в очереди, никогда не увидишь.

Появилась возможность поиграть в игру: что такое общение с подлинником, когда музей закрыт, и что такое полная виртуальность. Это разные вещи.

Музей без посетителей и очередей – то, что мы называем интеллигентная изоляция. Продолжается повседневная работа. Она несколько противостоит наступившему вокруг феерическому потоку онлайн, который немного напоминает пир во время чумы.

Надо спокойно работать, не говорить, что сейчас все хорошо, будет еще лучше. Нет, не лучше. Мы разделены, но должны использовать этот момент для того, чтобы научиться новым приемам, которые очень нужны.

Что сегодня получают люди, если они виртуально «пришли» в Эрмитаж? Прежде всего, это экскурсии по безлюдным залам. Прошла первая экскурсия на итальянском языке, за что мы получили благодарность от мэра Венеции и министра культуры Италии. Готовим экскурсии на английском, французском и китайском языках. Очень востребованной оказалась виртуальная прогулка на сайте музея.

Особым успехом пользуется виртуальное посещение   фондохранилища Эрмитажа. Обычно оно открыто для посетителей, но в Старую деревню редко кто добирается. РХЦ – ноу хау Эрмитажа, особый способ хранения вещей и их показа. Отзывы разные. Есть восторженные, есть и негативные. Не всем понятно, зачем нужны открытые хранилища, почему рассказ ведут хранители, а не профессиональные экскурсоводы. А ведь в этом и есть уникальность, понятная гурманам от искусства. Онлайн заменяет фастфуд на деликатес.

Наши последние выставки открылись без публики и торжественных церемоний. Есть отдельное вступительное слово и экскурсия. Так мы открыли выставку памяти Великого Князя Сергея Александровича и выставку современного корейского искусства. Корея - страна, которая быстрее всех начинает выходить из коронавируса. Экспонаты к нам пришли раньше, прошли таможню, карантин.

Успех имела экскурсия по выставке «Студия 44. Анфилада». Интерактивности добавляет   трансляция дискуссий, проходивших в молодежном клубе музея. Выставки в трансляции увидит больше людей, чем могло прийти на их открытие. Многие нас благодарят.  

Подобный показ выставок не приносит музею денег. Кроме того, возникает «айсберг», встреча с которым грозит, правда, не столько музеям, сколько театрам. Оживились компании, взимающие деньги за авторские права, стали вводить ограничения. Мы проверяем права на все наши записи и фильмы.

Все привыкли, что подлинное – хорошо, виртуальное – второй сорт. Пришло время понять, как виртуальное помогает подлинному доходить до зрителя, и как оно может служить музею само по себе.

Ежедневно идут трансляции из наших Особых кладовых, куда посетители попадают редко. Параллельно в свободном доступе   большой выбор обычных эрмитажных видеопрограмм, которые, напомню, многочисленны. Каждый день мы предлагаем специальный набор, публикуемый на сайте.

Мы занимаемся и электронным оборотом бумаг, плавно ведем борьбу с собственной бюрократией. Это трудно.

Еще один «айсберг», с которыми пришлось столкнуться   – правила трудового распорядка и оплаты труда. Как проверять человека, если он отсутствует на рабочем месте, как фиксировать его пребывание где-то, давать задания? Оказывается, не все так просто, наши законы к этому не приспособлены. Благодаря кризису порядок отрабатывается. Мы помогаем устранять недостатки системы.

Без особой радости пытаемся максимально найти удобства в современных технологиях, в которых есть плюсы и минусы. Непростые времена заставляют искать новые приемы и способы, чтобы выполнять функции музея. А значит, умело и правильно сочетать виртуальность и подлинность. Задача показать музей людям почти как при реальном его посещении.

Мне понравился один из отзывов в нашей социальной сети: «прекрасное содержание, при этом нам ничего не продают». Музей не навязывает интерпретаций. Он заставляет думать, рассказывает о сложных вещах, ставит философские вопросы. Быть новатором также миссия большого музея.

Еще один из «айсбергов», возникших на нашем пути – международные контакты. Некоторое число эрмитажных вещей оказалось на выставках в других странах. Границы закрыты, они не могут вернуться. Наши картины, скульптуры есть в Италии, во Франции, в Нидерландах. В Эрмитаже на выставках остались вещи из российских и зарубежных музеев.

Нас связывает хорошее международное сотрудничество. Мы переписываемся, информируем друг друга о том, что происходит. Происходят чудеса бюрократической срочности: продлеваются сроки страховки, пребывания вещей в других музеях. Не зря мы берем государственные гарантии.

Вопрос, что будет с запланированными выставками. Надеюсь, активное музейное сотрудничество продолжится. Хочется верить, что мир не закроется, хотя такая тенденция есть. Но сегодня я обсуждал с итальянскими коллегами выставки 2021 года.

Наша задача – сохранить единое музейное пространство российское и мировое. Если будем работать, выйдем из кризиса с новыми навыками общения, соответствующими ХХI веку. Среди них и умение обходиться без прямых контактов там, где их можно заменить. В результате ценность прямого контакта, как между людьми, так и людей с музеем, наконец повысится.

#Эрмитаж #Пиотровский #коронавирус #музей

Комментарии



Загрузка...

Самое читаемое

#
#
Эротика в обмен на продукты. Как художник Сомов выживал в Петрограде
21 Августа 2019

Эротика в обмен на продукты. Как художник Сомов выживал в Петрограде

Русский музей развернул в Михайловском замке выставку к 150-летию Константина Сомова.

Иронический оптимизм от Тарантино. О чем рассказывает фильм «Однажды в... Голливуде»
16 Августа 2019

Иронический оптимизм от Тарантино. О чем рассказывает фильм «Однажды в... Голливуде»

В своей картине режиссер противопоставляет жизненную правду - и ее вечную, несокрушимую экранную имитацию.

Перчик под дождем. Как прошел фестиваль «Оперетта-парк» в Гатчине
06 Августа 2019

Перчик под дождем. Как прошел фестиваль «Оперетта-парк» в Гатчине

Оперетта хороша в любое время года, но летом - особенно.

Михаил Пиотровский. Не отрекаясь и не проклиная
31 Июля 2019

Михаил Пиотровский. Не отрекаясь и не проклиная

Настал важный момент для культуры нашей страны: идет война за то, как она будет развиваться дальше.

Люди земли и неба. Какими были Семен Аранович и Илья Авербах
29 Июля 2019

Люди земли и неба. Какими были Семен Аранович и Илья Авербах

Вспоминаем двух советских режиссеров.

Маринист на рейде. 35 картин и рисунков Айвазовского представили на выставке в Кронштадте
03 Июля 2019

Маринист на рейде. 35 картин и рисунков Айвазовского представили на выставке в Кронштадте

Участие коллекционеров позволило наглядно показать контрасты художника, которого одинаково занимали темы бури и покоя.

Граф поклонялся искусству. В Эрмитаже представили коллекцию Строганова
27 Июня 2019

Граф поклонялся искусству. В Эрмитаже представили коллекцию Строганова

Живопись, акварели, скульптура, фарфор, мебель, редкие книги — все это показывает хороший вкус коллекционера.

Анна Нетребко впервые исполнила в России партию Аиды в опере Верди
13 Июня 2019

Анна Нетребко впервые исполнила в России партию Аиды в опере Верди

Это случилось на исторической сцене Мариинского театра на фестивале «Звезды белых ночей».

В особняке Карла Шредера открыли доступ в кабинет хозяина
11 Июня 2019

В особняке Карла Шредера открыли доступ в кабинет хозяина

Туда можно попасть с экскурсией просветительской программы «Открытый город».

Открыли архивы: неожиданные повороты в судьбах известных зданий Петербурга
10 Июня 2019

Открыли архивы: неожиданные повороты в судьбах известных зданий Петербурга

О том, как решения властей отражались в судьбе самых известных объектов города, можно узнать на выставке.

«Теперь у нас подлецов не бывает». Размышления о спектакле «Мертвые души» в Театре имени Ленсовета
08 Июня 2019

«Теперь у нас подлецов не бывает». Размышления о спектакле «Мертвые души» в Театре имени Ленсовета

Спектакль молодого режиссера Романа Кочержевского – это тоска по живой душе в круговороте душ мертвых.

Михаил Пиотровский. Провокация в Венеции
05 Июня 2019

Михаил Пиотровский. Провокация в Венеции

Почему присутствие Эрмитажа на Венецианской биеннале вызвало у многих раздражение?