В Эрмитаже моют окна. Как живет главный музей Петербурга без посетителей?
Вы уже знаете, что Эрмитаж, как и другие крупные учреждения культуры, приостановил прием посетителей. В музее говорят - перешел на «режим понедельника».

ФОТО Александра ДРОЗДОВА
Это значит, что большинство сотрудников остаются на местах (как и каждый понедельник, когда музей закрыт для публики), а у некоторых даже прибавилось работы. Пользуясь отсутствием посетителей, можно вымыть окна, протереть витрины, осмотреть и отремонтировать лифты, двери - да мало ли что еще...
На Дворцовой площади тоже затянувшийся понедельник. Гуляющего народа меньше, чем обычно, но уличные артисты (один в костюме зебры, другой с ног до головы в золотой краске) - на посту. Да и поток желающих сфотографироваться на фоне ворот Зимнего дворца или рядом с атлантами не иссяк. Встречаются даже беспечные товарищи, не знающие о том, что музей закрыт, - подходят к дверям, читают объявление, удивляются...
В музей можно войти только через служебный, директорский, подъезд - остальные закрыты. Сотрудники службы безопасности и гардеробщицы - в масках. Слышен звук пылесоса - где-то рядом идет уборка.
Смотрители на своих местах, но залы почти пусты. Перед «Данаей» Тициана опытный экскурсовод делится с молодой коллегой полезными знаниями - о нюансах трактовки, технике мастера... В Зале итальянской майолики идет подготовка к онлайн-трансляции музыкального концерта - операторы настраивают аппаратуру, кто-то расставляет стулья и пюпитры.
Сотрудники спешат на совещания и в столовую, здороваются, обмениваются новостями. Некоторые, пользуясь случаем, обсуждают временные выставки. То и дело мимо деловито пробегают барышни с пульверизаторами - дезинфекция в музее проводится точно по графику.
На Иорданской лестнице установлены леса, моют окна. На лестнице рядом с Ротондой Зимнего дворца работают электрики. А в пустом и гулком пространстве входной зоны крутится в режиме нон-стоп видео о Рембрандте. В этом есть что-то символическое. Он - самый глубокий из живописцев эпохи барокко, художник, ощущавший мир, как живой водоворот света и тени, из коего возникает все и вся и в котором все растворяется. Он - мастер, говоривший в своих работах о безжалостной красоте бытия и милосердии человеческом. Рембрандт, как мало кто другой, нужен сейчас.
Со времен Великой Отечественной войны Эрмитаж не закрывали больше, чем на два-три дня. Музей к этому не привык. И сейчас он не выглядит закрытым, отрезанным от жизни - продолжает работать, генерировать мысли и чувства, хранить честь и достоинство. Научные сотрудники планируют будущие выставки, пишут статьи, составляют каталоги. Для них доступны библиотека и архив. В привычном режиме проходит рабочий день реставраторов. Нелегко приходится юридическому отделу - нужно уладить все возникшие сложности (например, связанные с вывозом экспонатов выставок, которые должны закрыться в ближайшее время).
Самые пожилые сотрудники работают теперь дома, а те, кто недавно вернулся из Европы, находятся на карантине.
В залах музея пусто, как на старых акварелях с их же видами. Зато трудная, нестандартная ситуация вдохновляет эрмитажников на новые проекты и формы.
Официальный сайт Эрмитажа, как многие знают, позволяет совершить виртуальный визит в музей. Желающих в последнее время стало особенно много. Сайт перегружен, не всем удается прогуляться по виртуальным залам.
Зато каждый день в 13.00 сотрудники музея проводят онлайн-экскурсии по открытым хранениям реставрационно-хранительского центра «Старая Деревня», они транслируются в социальных сетях «ВКонтакте», «Одноклассники» и YouTube (по завершении прямого эфира запись остается доступной). Рассказывают о каретах и мебели, костюмах и шпалерах, скульптуре разных эпох и культур, причем зрителям предоставляется редкая возможность «подойти» к экспонатам поближе, заглянуть за стекло, отделяющее их.
Помимо прямых трансляций Эрмитаж предлагает посмотреть выпуски авторской программы Михаила Пиотровского, снятой телеканалом «Культура», и принять участие в онлайн-играх (например, в игре-путешествии «Приключения барона Мюнхгаузена», со дня рождения которого скоро исполнится 300 лет). В Сеть ежедневно выкладывают ссылки на онлайн-прогулки серии «Смотритель в Эрмитаже». Фотограф-художник музея Юрий Молодковец в сети Instagram проводит прямые включения из Зимнего дворца, Главного штаба, с экспозиций и из хранений музея. Молодежный центр уже начал трансляцию запланированных, но отмененных в связи с ситуацией лекций. Сводное расписание каждое утро выкладывают в Сети. И все это организовано уже в самые первые дни после закрытия Эрмитажа для посетителей.
В планах - онлайн-экскурсии на разных языках, видеоконференции, прямая трансляция концертов из пустого Эрмитажного театра, даже собственное эрмитажное телевидение. В музее изобретают новые форматы, усовершенствуют уже существующие.
И хотя виртуальный визит никогда не заменит реального общения с Эрмитажем, он может стать замечательным дополнением. Все то, что будет изобретено, наработано сейчас, обязательно пригодится потом.
И еще одно. Думается, самое важное в этой дистанционной работе музеев и театров - не возможность (безусловно, приятная) срочно узнать или увидеть что-то новое. Самое главное - постоянное ощущение их живого пульса, подтверждения того, что жизнь продолжается.
Материал опубликован в газете «Санкт-Петербургские ведомости» № 053 (6651) от 25.03.2020 под заголовком «В Эрмитаже моют окна».
Материалы рубрики
Псковский музей-заповедник получил письмо 1941 года
В Петербурге открылась выставка к 100‑летию Экспедиции подводных работ особого назначения
Вернисаж: выставки в Петербурге с 3 июня
Вас приглашают. Куда сходить в Петербурге с 3 июня
Самое читаемое



Эротика в обмен на продукты. Как художник Сомов выживал в Петрограде
Русский музей развернул в Михайловском замке выставку к 150-летию Константина Сомова.

Иронический оптимизм от Тарантино. О чем рассказывает фильм «Однажды в... Голливуде»
В своей картине режиссер противопоставляет жизненную правду - и ее вечную, несокрушимую экранную имитацию.

Перчик под дождем. Как прошел фестиваль «Оперетта-парк» в Гатчине
Оперетта хороша в любое время года, но летом - особенно.

Михаил Пиотровский. Не отрекаясь и не проклиная
Настал важный момент для культуры нашей страны: идет война за то, как она будет развиваться дальше.

Люди земли и неба. Какими были Семен Аранович и Илья Авербах
Вспоминаем двух советских режиссеров.

Маринист на рейде. 35 картин и рисунков Айвазовского представили на выставке в Кронштадте
Участие коллекционеров позволило наглядно показать контрасты художника, которого одинаково занимали темы бури и покоя.

Граф поклонялся искусству. В Эрмитаже представили коллекцию Строганова
Живопись, акварели, скульптура, фарфор, мебель, редкие книги — все это показывает хороший вкус коллекционера.

Анна Нетребко впервые исполнила в России партию Аиды в опере Верди
Это случилось на исторической сцене Мариинского театра на фестивале «Звезды белых ночей».

В особняке Карла Шредера открыли доступ в кабинет хозяина
Туда можно попасть с экскурсией просветительской программы «Открытый город».

Открыли архивы: неожиданные повороты в судьбах известных зданий Петербурга
О том, как решения властей отражались в судьбе самых известных объектов города, можно узнать на выставке.

«Теперь у нас подлецов не бывает». Размышления о спектакле «Мертвые души» в Театре имени Ленсовета
Спектакль молодого режиссера Романа Кочержевского – это тоска по живой душе в круговороте душ мертвых.

Михаил Пиотровский. Провокация в Венеции
Почему присутствие Эрмитажа на Венецианской биеннале вызвало у многих раздражение?
Комментарии