В Эрмитаже моют окна. Как живет главный музей Петербурга без посетителей?

Вы уже знаете, что Эрмитаж, как и другие крупные учреждения культуры, приостановил прием посетителей. В музее говорят - перешел на «режим понедельника».

В Эрмитаже моют окна. Как живет главный музей Петербурга без посетителей? | ФОТО Александра ДРОЗДОВА

ФОТО Александра ДРОЗДОВА

Это значит, что большинство сотрудников остаются на местах (как и каждый понедельник, когда музей закрыт для публики), а у некоторых даже прибавилось работы. Пользуясь отсутствием посетителей, можно вымыть окна, протереть витрины, осмотреть и отремонтировать лифты, двери - да мало ли что еще...

На Дворцовой площади тоже затянувшийся понедельник. Гуляющего народа меньше, чем обычно, но уличные артисты (один в костюме зебры, другой с ног до головы в золотой краске) - на посту. Да и поток желающих сфотографироваться на фоне ворот Зимнего дворца или рядом с атлантами не иссяк. Встречаются даже беспечные товарищи, не знающие о том, что музей закрыт, - подходят к дверям, читают объявление, удивляются...

В музей можно войти только через служебный, директорский, подъезд - остальные закрыты. Сотрудники службы безопасности и гардеробщицы - в масках. Слышен звук пылесоса - где-то рядом идет уборка.

Смотрители на своих местах, но залы почти пусты. Перед «Данаей» Тициана опытный экскурсовод делится с молодой коллегой полезными знаниями - о нюансах трактовки, технике мастера... В Зале итальянской майолики идет подготовка к онлайн-трансляции музыкального концерта - операторы настраивают аппаратуру, кто-то расставляет стулья и пюпитры.

Сотрудники спешат на совещания и в столовую, здороваются, обмениваются новостями. Некоторые, пользуясь случаем, обсуждают временные выставки. То и дело мимо деловито пробегают барышни с пульверизаторами - дезинфекция в музее проводится точно по графику.

На Иорданской лестнице установлены леса, моют окна. На лестнице рядом с Ротондой Зимнего дворца работают электрики. А в пустом и гулком пространстве входной зоны крутится в режиме нон-стоп видео о Рембрандте. В этом есть что-то символическое. Он - самый глубокий из живописцев эпохи барокко, художник, ощущавший мир, как живой водоворот света и тени, из коего возникает все и вся и в котором все растворяется. Он - мастер, говоривший в своих работах о безжалостной красоте бытия и милосердии человеческом. Рембрандт, как мало кто другой, нужен сейчас.

Со времен Великой Отечественной войны Эрмитаж не закрывали больше, чем на два-три дня. Музей к этому не привык. И сейчас он не выглядит закрытым, отрезанным от жизни - продолжает работать, генерировать мысли и чувства, хранить честь и достоинство. Научные сотрудники планируют будущие выставки, пишут статьи, составляют каталоги. Для них доступны библиотека и архив. В привычном режиме проходит рабочий день реставраторов. Нелегко приходится юридическому отделу - нужно уладить все возникшие сложности (например, связанные с вывозом экспонатов выставок, которые должны закрыться в ближайшее время).

Самые пожилые сотрудники работают теперь дома, а те, кто недавно вернулся из Европы, находятся на карантине.

В залах музея пусто, как на старых акварелях с их же видами. Зато трудная, нестандартная ситуация вдохновляет эрмитажников на новые проекты и формы.

Официальный сайт Эрмитажа, как многие знают, позволяет совершить виртуальный визит в музей. Желающих в последнее время стало особенно много. Сайт перегружен, не всем удается прогуляться по виртуальным залам.

Зато каждый день в 13.00 сотрудники музея проводят онлайн-экскурсии по открытым хранениям реставрационно-хранительского центра «Старая Деревня», они транслируются в социальных сетях «ВКонтакте», «Одноклассники» и YouTube (по завершении прямого эфира запись остается доступной). Рассказывают о каретах и мебели, костюмах и шпалерах, скульптуре разных эпох и культур, причем зрителям предоставляется редкая возможность «подойти» к экспонатам поближе, заглянуть за стекло, отделяющее их.

Помимо прямых трансляций Эрмитаж предлагает посмотреть выпуски авторской программы Михаила Пиотровского, снятой телеканалом «Культура», и принять участие в онлайн-играх (например, в игре-путешествии «Приключения барона Мюнхгаузена», со дня рождения которого скоро исполнится 300 лет). В Сеть ежедневно выкладывают ссылки на онлайн-прогулки серии «Смотритель в Эрмитаже». Фотограф-художник музея Юрий Молодковец в сети Instagram проводит прямые включения из Зимнего дворца, Главного штаба, с экспозиций и из хранений музея. Молодежный центр уже начал трансляцию запланированных, но отмененных в связи с ситуацией лекций. Сводное расписание каждое утро выкладывают в Сети. И все это организовано уже в самые первые дни после закрытия Эрмитажа для посетителей.

В планах - онлайн-экскурсии на разных языках, видеоконференции, прямая трансляция концертов из пустого Эрмитажного театра, даже собственное эрмитажное телевидение. В музее изобретают новые форматы, усовершенствуют уже существующие.

И хотя виртуальный визит никогда не заменит реального общения с Эрмитажем, он может стать замечательным дополнением. Все то, что будет изобретено, наработано сейчас, обязательно пригодится потом.

И еще одно. Думается, самое важное в этой дистанционной работе музеев и театров - не возможность (безусловно, приятная) срочно узнать или увидеть что-то новое. Самое главное - постоянное ощущение их живого пульса, подтверждения того, что жизнь продолжается.

#Эрмитаж #коронавирус #музей

Материал опубликован в газете «Санкт-Петербургские ведомости» № 053 (6651) от 25.03.2020 под заголовком «В Эрмитаже моют окна».


Комментарии