Мечты и селедка

Русский музей показывает в Корпусе Бенуа последний проект выставочного сериала, посвященного юбилею революции, - «Мечты о мировом расцвете». Названием для него стало чуть измененное имя картины самого верного пролетариату художника Павла Филонова «Цветы мирового расцвета». Выставка - предложение взглянуть на события столетней давности глазами очевидцев-художников.

Мечты и селедка | Для художников революция была образом, идеей. ФОТО Александра ДРОЗДОВА

Для художников революция была образом, идеей. ФОТО Александра ДРОЗДОВА

По словам заместителя директора Русского музея Евгении Петровой, в постоянной экспозиции работы Петрова-Водкина, Малевича, Кандинского висят в хронологической последовательности развития истории искусств. На монографических выставках зрители не соотносят эти картины с событиями, происходившими параллельно с их написанием. Складывается впечатление, что художники были далеки от реальной жизни. А это не так, о чем свидетельствует литература того времени, переписка художников и их современников.

Почти все, что представлено в новой экспозиции, широко известно, показывалось ранее. Это вещи знаменитые, высокого качества. Они создают картину первых десятилетий ХХ века - от революционных волнений 1905 года до первой пятилетки. Ее дополняют цитаты из текстов того времени и записей художников.

В начале прошлого столетия художники ожидали перемен, верили в лучшее будущее, спорили, искали новые пути в искусстве. Появлялись и исчезали художественные объединения. Одновременно существовали реалисты, символисты, примитивисты, кубофутуристы.

Пролог выставки - картина Ильи Репина «Какой простор!». Произведение известное, но для современной публики с 1905 годом не связанное. А вот современники Репина видели в этой картине аллегорию перемен.

И Валентин Серов был связан с революционными событиями. В январе 1905 года он стал очевидцем расстрела мирной демонстрации. Художник вышел из состава Академии художеств, которую возглавлял великий князь Владимир, принимавший участие в расстреле демонстрантов. Работа Серова «Солдатушки, бравы ребятушки, где же ваша слава?» создавалась для первого номера журнала «Жупел» как отклик на событие. Журнал был конфискован, зрители работу Серова не увидели. Автор подарил ее Горькому, который был редактором журнала. От наследников Горького она перешла в Русский музей.

То, как события 1905 года повлияли на интеллигенцию, рабочую среду, описано в литературе (достаточно вспомнить роман «Мать»). В изобразительном искусстве они тоже оставили свой след. Организаторы выставки сочли интересным параллельно показать работы художников разных направлений на одни и те же темы.

Такие, например, как Первая мировая война. В картине «На линии огня» у Петрова-Водкина, как писал автор, «трагедия умирания неизвестно за что». «Германская война» Филонова - ужас людей, падающих в бездну, раненых, увечных.

Ощущение грядущей беды - «Богоматерь Умиление злых сердец» Петрова-Водкина, молебен за тех, кто воюет. Рядом работа, которую никогда не связывали с Первой мировой войной, - «Красный квадрат» Малевича. Современники воспринимали его как символ падения старого мира.

Андрей Белый считал, что «революцию сюжетом взять невозможно». В самом деле, работ, впрямую рассказывающих о событиях 1917 года, мало. «Большевик» Кустодиева в Третьяковской галерее скорее исключение. Это аллегория брутальной, грубой силы, поднявшейся над страной. Кустодиев, с энтузиазмом принявший революцию, спустя два года написал: «живем неважно, страшно устали». Для него, как и для многих других художников, революция была скорее образом, идеей. Поэтому его «Вербное воскресенье на Красной площади в Москве» мало отличается от жанровых сцен, которые Кустодиев писал до 1917 года. Правда, эмоциональный фон уже несколько иной.

Атмосферу в стране, усугубившуюся последовавшей за революцией Гражданской войной, по-разному передают «Смерть комиссара» Петрова-Водкина и «Красная конница» Малевича. В первом случае композиция фигуративная, во втором — почти полностью абстрактная.

Голод и холод послереволюционного времени остались запечатленными в натюрмортах: «Селедка» Петрова-Водкина, «Рыба и лампа» Штеренберга... Борис Григорьев, предчувствовавший, как много бед крестьянству несет революция, выразил это отношение в картине «Крестьянская земля».

Художники по большей части приветствовали изменения, происходившие в стране, участвовали в пропаганде нового социального порядка, создавали плакаты с пролетарскими сюжетами, агитационный фарфор. Представители радикального авангарда, как и последователи фигуративной линии, искали новые темы и новых героев. Персонажами картин становились «Кондукторша» у Александра Самохвалова, «Текстильщицы» у Александра Дейнеки, спортсмены у Малевича и Самохвалова...

В финале выставки картина Филонова с длинным названием «Формула весны и действующие силы», полностью лишенная фигуративности.

Художники разных направлений не были единодушны. Кто-то предпочитал абстракцию, кто-то стоял за сюжет. Но в борьбу между собой они не вступали. Многообразие украшало жизнь. В 1932 году разнообразие было прервано партийным постановлением. Многие авторы были объявлены формалистами и надолго разлучены с публикой.

Читайте также по теме ранее: Плач по «Златым власам», Зеркало воспоминаний, Ты записался в плакатисты?

#Русский музей #юбилей революции #выставка

Комментарии

Самое читаемое

#
#
Почему Анну Старобинец признали лучшим фантастом Европы
01 Августа 2018

Почему Анну Старобинец признали лучшим фантастом Европы

Как случается с любой более-менее резонансной литературной наградой, от Нобелевской премии до «Большой книги», одни коллеги поздравляли московскую писательницу с победой, другие шумно негодовали.

Михаил Пиотровский: «Есть великие примеры»
02 Июня 2018

Михаил Пиотровский: «Есть великие примеры»

Директор Эрмитажа - об автономности культуры, уголовных делах, связанных с хищениями в музее и о прошедшем Юридическом форуме.

Сказать всё, никого не обидев
12 Июля 2017

Сказать всё, никого не обидев

Музей работает для всех, но ему важна понимающая аудитория. Есть люди, которые все понимают, ориентироваться надо на них. Сегодня это важно.

Уроки танца не кончаются
13 Июня 2017

Уроки танца не кончаются

Состоялся 275-й выпуск Академии русского балета им. А. Я. Вагановой. По давней традиции, в июне выпускники демонстрируют свои таланты на сцене Мариинского театра в рамках фестиваля «Звезды белых ночей...

Гений места движет фестиваль
25 Мая 2017

Гений места движет фестиваль

XXV, международный фестиваль «Дворцы Санкт-Петербурга» откроется 31 мая в Эрмитажном театре концертным исполнением оперы «Сельская честь» Масканьи.

Великая Победа глазами потомков
19 Мая 2017

Великая Победа глазами потомков

В нарядном недавно отреставрированном Доме журналиста на Невском вчера было непривычно, по-школьному, шумно...

Вся ночь впереди
19 Мая 2017

Вся ночь впереди

Завтра в 10-й раз в Петербург придет «Ночь музеев» - одно из главных культурных событий года.

Гранатовый браслет из Гатчины
02 Мая 2017

Гранатовый браслет из Гатчины

В Гатчине подвели итоги XXIII кинофестиваля «Литература и кино».

Кармен-сюита
25 Апреля 2017

Кармен-сюита

Удивительное дело: ни в одной другой экранизации не было так очевидно, что эти двое совершенно не созданы друг для друга...

Уважение рождается в борьбе
09 Марта 2017

Уважение рождается в борьбе

Благодаря музею Исаакий стал гражданской святыней, обрел значение, которое выдвинуло его в первый ряд памятников Петербурга. Музеи всегда оказываются на передовой линии борьбы за цивилизацию. Они подч...

Михаил Пиотровский: Исаакий себя защитит
02 Февраля 2017

Михаил Пиотровский: Исаакий себя защитит

Я написал письмо Патриарху Кириллу. Пресс-секретарь Святейшего сообщил, что Патриарх готов встречаться и обсуждать эти вопросы.

Как сэкономить на культуре
15 Декабря 2015

Как сэкономить на культуре

Посещение музеев, особенно всей семьей, обычно влетает в копеечку и для многих становится роскошью. Сегодня мы расскажем о том, как можно сэкономить, напомним о бесплатных днях и льготах.