Плач по «Златым власам»

Сначала в это трудно было поверить. В середине сентября Русскому музею предложили изъять из своей постоянной экспозиции самую ценную и самую древнюю икону XII века - «Ангел златые власы» («Архангел Гавриил») и регулярно начиная с ноября 2017 года предоставлять ее для богослужений в церкви Архангела Михаила в Инженерном замке...

Плач по «Златым власам» | ФОТО Александра ДЕМЬЯНЧУКА/ТАСС

ФОТО Александра ДЕМЬЯНЧУКА/ТАСС

Но когда огласили имя автора этой странной идеи - Сергей Шмаков, стало ясно, что дело нешуточное. В 2009 году этот влиятельный строительный бизнесмен из Подмосковья «прославился» тем, что добился изъятия из фондов Русского музея уникальной Торопецкой иконы Богоматери XIV века. Сначала та была «временно» перевезена в храм коттеджного поселка, построенного бизнесменом, а затем выведена из собрания Русского музея. И до сих пор освящает... богатые коттеджи.

Представители Шмакова утверждают, что он не собирается вывозить «Ангела златые власы» дальше, чем в Инженерный замок, но музейное сообщество ему больше не верит.

Как сообщила «СПб ведомостям» Ирина Шалина, ведущий научный сотрудник отдела древнерусского искусства ГРМ, икона находится в удовлетворительном состоянии и экспонируется в антивандальной кассете, а не в климатической камере. Иными словами, как и положено древнему памятнику, икона «дышит» в контролируемых условиях постоянной музейной экспозиции. С «Золотых влас» начинаются все экскурсии по Русскому музею, это символ тысячелетней истории отечественной культуры. Если бы не дефицит помещений, то «Златым власам» был бы отведен отдельный зал.

Музейщики говорят, что икона очень хрупкая, особенно на кромках краски, где проступает деревянная доска. Поэтому для нее крайне нежелательны любые перемещения, даже на короткие расстояния.

«Златые власы» поступили в Русский музей в 1934 году и очень редко покидали его стены. Последний раз это было в 2004 - 2005 годах, когда в Риме и Москве показывалась большая, с серьезным научным подходом выставка «Россия - Италия. Сквозь века. От Джотто до Малевича». Но уже в 2011 году при подготовке энциклопедической, почти на 500 экспонатов, выставки «Святая Русь» - русское искусство с древнейших времен до Петра I знаменитому и самому посещаемому в мире музею Лувру было отказано в показе «Златых влас».

По словам Шалиной, использование этой иконы в богослужебных целях также вызывает вопросы. Она не является молельным образом и располагалась в деисусном чине иконостаса неизвестного нам храма, от которого больше ничего не сохранилось. Поворот головы влево от смотрящего на нее позволяет предположить, что это архангел Гавриил.

Руководители Русского музея пока воздерживаются от комментариев по поводу предложения бизнесмена Шмакова. На середину наступившей недели намечена пресс-конференция Владимира Гусева по поводу ситуации со «Златыми власами».

По источникам, на ней будет предложено компромиссное решение из нескольких пунктов. Первый: господин Шмаков не выполнил свое обещание вернуть Русскому музею Торопецкую икону. В связи с его новым обращением эта проблема снова поднимается музеем. Второй пункт: в качестве жеста доброй воли ГРМ соглашается предоставить «Ангела златые власы» один раз - 21 ноября, в день памяти архангела Михаила, для закрытого богослужения на 60 человек в храме в Инженерном замке.

Пункт третий: Русский музей готов рассмотреть план совместной работы со структурами господина Шмакова по проведению полной реставрации храма Архангела Михаила в Инженерном замке и его приспособления для показа икон из собрания Русского музея, которые не выставлены в постоянной экспозиции. По соображениям музейной безопасности храм не может быть использован как приходской.

#михайловский замок #икона #благотворительность

Комментарии