Ты записался в плакатисты?

Первую в постсоветское время выставку графической агитации «Плакат эпохи революции» Русский музей открыл в залах Мраморного дворца. 95 произведений, созданных в 1917 — 1925 годах 30 авторами, известными мастерами и неизвестными художниками, тиражных и уникальных, показывают яркую вспышку творческой активности, порожденную небывалым социальным экспериментом, который начался 100 лет назад.

Ты записался в плакатисты? | ФОТО АВТОРА

ФОТО АВТОРА

По словам куратора проекта Ирины Золотинкиной, музей на основе своей богатой коллекции показывает, как художники искали образы для лозунгов того времени: «рабочий — хозяин завода», «крестьянин — хозяин земли», «всех ждет светлое будущее».

В «плакатной лихорадке», как назвали этот период современники, участвовали неоклассики Борис Кустодиев и Александр Самохвалов, авангардисты Владимир Лебедев и Владимир Козлинский. Самые известные мастера плаката Дмитрий Моор, Виктор Дени, Владимир Маяковский часто пользовались приемами русского лубка. На плакатах неизвестных авторов заметно влияние модерна и мирискусников.

Основными темами плакатов первых советских лет стали призывы к защите революции от капиталистов, борьба с голодом и неграмотностью, антирелигиозная пропаганда, прославление государства нового типа.

В ходе подготовки проекта Ирина Золотинкина на основании материалов из архивов наследников атрибутировала плакат Петра Митурича 1918 года «Все в Красную армию».

Эпиграфом к выставке стал плакат Кустодиева «Заем свободы», изображающий солдата с винтовкой. Он издан весной 1917 года к митингу-концерту 25 мая в Мариинском театре, посвященному сбору средств на революцию. Среди лозунгов — «Не дайте врагу отнять завоеванную вами свободу» и «Война до победного конца».

Разумеется, в таком проекте невозможно обойтись без мооровского «Ты записался добровольцем?». Как известно, идея взята у плаката «Ты нужен своей стране!» англичанина Альфреда Лита. Моору принадлежит сильный черно-белый плакат «Помоги», изображающий крестьянина в голодном 1921 году. Переломанный колосок делает это произведение шедевром.

Комиксом можно назвать работу художника Михаила Черемных «История про бублики и про бабу, не признающую республики» с текстом Маяковского, который призывает накормить солдата, идущего на фронт.

Маяковский создал в 1917 году лубок «Царствование Николая последнего». В 1920 году, когда Владимир Лебедев нарисовал для «Окон РОСТА» замечательный супрематический эскиз плаката «В руки пилу, в землю штык», Маяковский поправил текст: «Работать надо. Винтовка — рядом». Плакат пошел в тираж. Любопытно, что в тогдашнем Петрограде подобные издания сопровождались штампом «Петербург-РОСТА».

Среди «ростовских» произведений выделяется серия из 11 ручных плакатов Льва Бродаты, посвященная заготовкам торфа и заказанная наркомпросом. На ленинские слова «Торф — наше спасение» художник ответил комиксом о том, что преступно жечь нефть как топливо в печах. Бродаты без тени сомнения призывает электрифицировать торфоразработки, не объясняя, где взять ток. Таковы «гримасы» агитации за счастье.

Любопытен плакат неизвестного художника «Красная армия — защита пролетарской революции», напечатанный к 23 февраля 1919 года. Автор то ли незнакомый с фактурой, то ли по привычному стандарту изобразил рабочего и красноармейца в гусарских лосинах.

Прошло несколько лет, и Анатолий Соколов на плакате «Главный докладчик IV конгресса о пятилетии революции» изображает в рост вождя, стоящего на земном шаре, не называя его имени. Оно всем известно.

В 1925 году советская Лениниана получила международное признание. Плакаты Адольфа Страхова и Александра Самохвалова удостоились золотых медалей на Всемирной выставке декоративных искусств в Париже. Эти и еще несколько плакатов размещены в Малиновой гостиной Мраморного дворца. Обычно сложный для экспозиции, в данном случае он абсолютно гармоничен агитационному искусству.

Выставку дополняют 19 редких нагрудных знаков того времени. Среди них — знак Союза рабочих-металлистов с точным изображением набора инструментов, а также медаль на трехлетие революции. Тогда их делали из чистого серебра.

#Русский музей #Мраморный дворец #выставка

Комментарии



Загрузка...

Самое читаемое

#
#
Эротика в обмен на продукты. Как художник Сомов выживал в Петрограде
21 Августа 2019

Эротика в обмен на продукты. Как художник Сомов выживал в Петрограде

Русский музей развернул в Михайловском замке выставку к 150-летию Константина Сомова.

Иронический оптимизм от Тарантино. О чем рассказывает фильм «Однажды в... Голливуде»
16 Августа 2019

Иронический оптимизм от Тарантино. О чем рассказывает фильм «Однажды в... Голливуде»

В своей картине режиссер противопоставляет жизненную правду - и ее вечную, несокрушимую экранную имитацию.

Перчик под дождем. Как прошел фестиваль «Оперетта-парк» в Гатчине
06 Августа 2019

Перчик под дождем. Как прошел фестиваль «Оперетта-парк» в Гатчине

Оперетта хороша в любое время года, но летом - особенно.

Михаил Пиотровский. Не отрекаясь и не проклиная
31 Июля 2019

Михаил Пиотровский. Не отрекаясь и не проклиная

Настал важный момент для культуры нашей страны: идет война за то, как она будет развиваться дальше.

Люди земли и неба. Какими были Семен Аранович и Илья Авербах
29 Июля 2019

Люди земли и неба. Какими были Семен Аранович и Илья Авербах

Вспоминаем двух советских режиссеров.

Маринист на рейде. 35 картин и рисунков Айвазовского представили на выставке в Кронштадте
03 Июля 2019

Маринист на рейде. 35 картин и рисунков Айвазовского представили на выставке в Кронштадте

Участие коллекционеров позволило наглядно показать контрасты художника, которого одинаково занимали темы бури и покоя.

Граф поклонялся искусству. В Эрмитаже представили коллекцию Строганова
27 Июня 2019

Граф поклонялся искусству. В Эрмитаже представили коллекцию Строганова

Живопись, акварели, скульптура, фарфор, мебель, редкие книги — все это показывает хороший вкус коллекционера.

Анна Нетребко впервые исполнила в России партию Аиды в опере Верди
13 Июня 2019

Анна Нетребко впервые исполнила в России партию Аиды в опере Верди

Это случилось на исторической сцене Мариинского театра на фестивале «Звезды белых ночей».

В особняке Карла Шредера открыли доступ в кабинет хозяина
11 Июня 2019

В особняке Карла Шредера открыли доступ в кабинет хозяина

Туда можно попасть с экскурсией просветительской программы «Открытый город».

Открыли архивы: неожиданные повороты в судьбах известных зданий Петербурга
10 Июня 2019

Открыли архивы: неожиданные повороты в судьбах известных зданий Петербурга

О том, как решения властей отражались в судьбе самых известных объектов города, можно узнать на выставке.

«Теперь у нас подлецов не бывает». Размышления о спектакле «Мертвые души» в Театре имени Ленсовета
08 Июня 2019

«Теперь у нас подлецов не бывает». Размышления о спектакле «Мертвые души» в Театре имени Ленсовета

Спектакль молодого режиссера Романа Кочержевского – это тоска по живой душе в круговороте душ мертвых.

Михаил Пиотровский. Провокация в Венеции
05 Июня 2019

Михаил Пиотровский. Провокация в Венеции

Почему присутствие Эрмитажа на Венецианской биеннале вызвало у многих раздражение?