Ты записался в плакатисты?
Первую в постсоветское время выставку графической агитации «Плакат эпохи революции» Русский музей открыл в залах Мраморного дворца. 95 произведений, созданных в 1917 — 1925 годах 30 авторами, известными мастерами и неизвестными художниками, тиражных и уникальных, показывают яркую вспышку творческой активности, порожденную небывалым социальным экспериментом, который начался 100 лет назад.

ФОТО АВТОРА
По словам куратора проекта Ирины Золотинкиной, музей на основе своей богатой коллекции показывает, как художники искали образы для лозунгов того времени: «рабочий — хозяин завода», «крестьянин — хозяин земли», «всех ждет светлое будущее».
В «плакатной лихорадке», как назвали этот период современники, участвовали неоклассики Борис Кустодиев и Александр Самохвалов, авангардисты Владимир Лебедев и Владимир Козлинский. Самые известные мастера плаката Дмитрий Моор, Виктор Дени, Владимир Маяковский часто пользовались приемами русского лубка. На плакатах неизвестных авторов заметно влияние модерна и мирискусников.
Основными темами плакатов первых советских лет стали призывы к защите революции от капиталистов, борьба с голодом и неграмотностью, антирелигиозная пропаганда, прославление государства нового типа.
В ходе подготовки проекта Ирина Золотинкина на основании материалов из архивов наследников атрибутировала плакат Петра Митурича 1918 года «Все в Красную армию».
Эпиграфом к выставке стал плакат Кустодиева «Заем свободы», изображающий солдата с винтовкой. Он издан весной 1917 года к митингу-концерту 25 мая в Мариинском театре, посвященному сбору средств на революцию. Среди лозунгов — «Не дайте врагу отнять завоеванную вами свободу» и «Война до победного конца».
Разумеется, в таком проекте невозможно обойтись без мооровского «Ты записался добровольцем?». Как известно, идея взята у плаката «Ты нужен своей стране!» англичанина Альфреда Лита. Моору принадлежит сильный черно-белый плакат «Помоги», изображающий крестьянина в голодном 1921 году. Переломанный колосок делает это произведение шедевром.
Комиксом можно назвать работу художника Михаила Черемных «История про бублики и про бабу, не признающую республики» с текстом Маяковского, который призывает накормить солдата, идущего на фронт.
Маяковский создал в 1917 году лубок «Царствование Николая последнего». В 1920 году, когда Владимир Лебедев нарисовал для «Окон РОСТА» замечательный супрематический эскиз плаката «В руки пилу, в землю штык», Маяковский поправил текст: «Работать надо. Винтовка — рядом». Плакат пошел в тираж. Любопытно, что в тогдашнем Петрограде подобные издания сопровождались штампом «Петербург-РОСТА».
Среди «ростовских» произведений выделяется серия из 11 ручных плакатов Льва Бродаты, посвященная заготовкам торфа и заказанная наркомпросом. На ленинские слова «Торф — наше спасение» художник ответил комиксом о том, что преступно жечь нефть как топливо в печах. Бродаты без тени сомнения призывает электрифицировать торфоразработки, не объясняя, где взять ток. Таковы «гримасы» агитации за счастье.
Любопытен плакат неизвестного художника «Красная армия — защита пролетарской революции», напечатанный к 23 февраля 1919 года. Автор то ли незнакомый с фактурой, то ли по привычному стандарту изобразил рабочего и красноармейца в гусарских лосинах.
Прошло несколько лет, и Анатолий Соколов на плакате «Главный докладчик IV конгресса о пятилетии революции» изображает в рост вождя, стоящего на земном шаре, не называя его имени. Оно всем известно.
В 1925 году советская Лениниана получила международное признание. Плакаты Адольфа Страхова и Александра Самохвалова удостоились золотых медалей на Всемирной выставке декоративных искусств в Париже. Эти и еще несколько плакатов размещены в Малиновой гостиной Мраморного дворца. Обычно сложный для экспозиции, в данном случае он абсолютно гармоничен агитационному искусству.
Выставку дополняют 19 редких нагрудных знаков того времени. Среди них — знак Союза рабочих-металлистов с точным изображением набора инструментов, а также медаль на трехлетие революции. Тогда их делали из чистого серебра.
Материалы рубрики
В Вологде открылась выставка «Виват Петр Алексеевич!»
В часовне-музее храма Спас-на-Крови открылась новая выставка
Единственный в своем роде. Бункер адмирала Трибуца станет музеем
Вернисаж: выставки в Петербурге с 13 августа 2022
Самое читаемое



Эротика в обмен на продукты. Как художник Сомов выживал в Петрограде
Русский музей развернул в Михайловском замке выставку к 150-летию Константина Сомова.

Иронический оптимизм от Тарантино. О чем рассказывает фильм «Однажды в... Голливуде»
В своей картине режиссер противопоставляет жизненную правду - и ее вечную, несокрушимую экранную имитацию.

Перчик под дождем. Как прошел фестиваль «Оперетта-парк» в Гатчине
Оперетта хороша в любое время года, но летом - особенно.

Михаил Пиотровский. Не отрекаясь и не проклиная
Настал важный момент для культуры нашей страны: идет война за то, как она будет развиваться дальше.

Люди земли и неба. Какими были Семен Аранович и Илья Авербах
Вспоминаем двух советских режиссеров.

Маринист на рейде. 35 картин и рисунков Айвазовского представили на выставке в Кронштадте
Участие коллекционеров позволило наглядно показать контрасты художника, которого одинаково занимали темы бури и покоя.

Граф поклонялся искусству. В Эрмитаже представили коллекцию Строганова
Живопись, акварели, скульптура, фарфор, мебель, редкие книги — все это показывает хороший вкус коллекционера.

Анна Нетребко впервые исполнила в России партию Аиды в опере Верди
Это случилось на исторической сцене Мариинского театра на фестивале «Звезды белых ночей».

В особняке Карла Шредера открыли доступ в кабинет хозяина
Туда можно попасть с экскурсией просветительской программы «Открытый город».

Открыли архивы: неожиданные повороты в судьбах известных зданий Петербурга
О том, как решения властей отражались в судьбе самых известных объектов города, можно узнать на выставке.

«Теперь у нас подлецов не бывает». Размышления о спектакле «Мертвые души» в Театре имени Ленсовета
Спектакль молодого режиссера Романа Кочержевского – это тоска по живой душе в круговороте душ мертвых.

Михаил Пиотровский. Провокация в Венеции
Почему присутствие Эрмитажа на Венецианской биеннале вызвало у многих раздражение?
Комментарии