Ты записался в плакатисты?

Первую в постсоветское время выставку графической агитации «Плакат эпохи революции» Русский музей открыл в залах Мраморного дворца. 95 произведений, созданных в 1917 — 1925 годах 30 авторами, известными мастерами и неизвестными художниками, тиражных и уникальных, показывают яркую вспышку творческой активности, порожденную небывалым социальным экспериментом, который начался 100 лет назад.

Ты записался в плакатисты? | ФОТО АВТОРА

ФОТО АВТОРА

По словам куратора проекта Ирины Золотинкиной, музей на основе своей богатой коллекции показывает, как художники искали образы для лозунгов того времени: «рабочий — хозяин завода», «крестьянин — хозяин земли», «всех ждет светлое будущее».

В «плакатной лихорадке», как назвали этот период современники, участвовали неоклассики Борис Кустодиев и Александр Самохвалов, авангардисты Владимир Лебедев и Владимир Козлинский. Самые известные мастера плаката Дмитрий Моор, Виктор Дени, Владимир Маяковский часто пользовались приемами русского лубка. На плакатах неизвестных авторов заметно влияние модерна и мирискусников.

Основными темами плакатов первых советских лет стали призывы к защите революции от капиталистов, борьба с голодом и неграмотностью, антирелигиозная пропаганда, прославление государства нового типа.

В ходе подготовки проекта Ирина Золотинкина на основании материалов из архивов наследников атрибутировала плакат Петра Митурича 1918 года «Все в Красную армию».

Эпиграфом к выставке стал плакат Кустодиева «Заем свободы», изображающий солдата с винтовкой. Он издан весной 1917 года к митингу-концерту 25 мая в Мариинском театре, посвященному сбору средств на революцию. Среди лозунгов — «Не дайте врагу отнять завоеванную вами свободу» и «Война до победного конца».

Разумеется, в таком проекте невозможно обойтись без мооровского «Ты записался добровольцем?». Как известно, идея взята у плаката «Ты нужен своей стране!» англичанина Альфреда Лита. Моору принадлежит сильный черно-белый плакат «Помоги», изображающий крестьянина в голодном 1921 году. Переломанный колосок делает это произведение шедевром.

Комиксом можно назвать работу художника Михаила Черемных «История про бублики и про бабу, не признающую республики» с текстом Маяковского, который призывает накормить солдата, идущего на фронт.

Маяковский создал в 1917 году лубок «Царствование Николая последнего». В 1920 году, когда Владимир Лебедев нарисовал для «Окон РОСТА» замечательный супрематический эскиз плаката «В руки пилу, в землю штык», Маяковский поправил текст: «Работать надо. Винтовка — рядом». Плакат пошел в тираж. Любопытно, что в тогдашнем Петрограде подобные издания сопровождались штампом «Петербург-РОСТА».

Среди «ростовских» произведений выделяется серия из 11 ручных плакатов Льва Бродаты, посвященная заготовкам торфа и заказанная наркомпросом. На ленинские слова «Торф — наше спасение» художник ответил комиксом о том, что преступно жечь нефть как топливо в печах. Бродаты без тени сомнения призывает электрифицировать торфоразработки, не объясняя, где взять ток. Таковы «гримасы» агитации за счастье.

Любопытен плакат неизвестного художника «Красная армия — защита пролетарской революции», напечатанный к 23 февраля 1919 года. Автор то ли незнакомый с фактурой, то ли по привычному стандарту изобразил рабочего и красноармейца в гусарских лосинах.

Прошло несколько лет, и Анатолий Соколов на плакате «Главный докладчик IV конгресса о пятилетии революции» изображает в рост вождя, стоящего на земном шаре, не называя его имени. Оно всем известно.

В 1925 году советская Лениниана получила международное признание. Плакаты Адольфа Страхова и Александра Самохвалова удостоились золотых медалей на Всемирной выставке декоративных искусств в Париже. Эти и еще несколько плакатов размещены в Малиновой гостиной Мраморного дворца. Обычно сложный для экспозиции, в данном случае он абсолютно гармоничен агитационному искусству.

Выставку дополняют 19 редких нагрудных знаков того времени. Среди них — знак Союза рабочих-металлистов с точным изображением набора инструментов, а также медаль на трехлетие революции. Тогда их делали из чистого серебра.

#Русский музей #Мраморный дворец #выставка

Комментарии

Самое читаемое

#
#
Почему Анну Старобинец признали лучшим фантастом Европы
01 Августа 2018

Почему Анну Старобинец признали лучшим фантастом Европы

Как случается с любой более-менее резонансной литературной наградой, от Нобелевской премии до «Большой книги», одни коллеги поздравляли московскую писательницу с победой, другие шумно негодовали.

Михаил Пиотровский: «Есть великие примеры»
02 Июня 2018

Михаил Пиотровский: «Есть великие примеры»

Директор Эрмитажа - об автономности культуры, уголовных делах, связанных с хищениями в музее и о прошедшем Юридическом форуме.

Сказать всё, никого не обидев
12 Июля 2017

Сказать всё, никого не обидев

Музей работает для всех, но ему важна понимающая аудитория. Есть люди, которые все понимают, ориентироваться надо на них. Сегодня это важно.

Уроки танца не кончаются
13 Июня 2017

Уроки танца не кончаются

Состоялся 275-й выпуск Академии русского балета им. А. Я. Вагановой. По давней традиции, в июне выпускники демонстрируют свои таланты на сцене Мариинского театра в рамках фестиваля «Звезды белых ночей...

Гений места движет фестиваль
25 Мая 2017

Гений места движет фестиваль

XXV, международный фестиваль «Дворцы Санкт-Петербурга» откроется 31 мая в Эрмитажном театре концертным исполнением оперы «Сельская честь» Масканьи.

Великая Победа глазами потомков
19 Мая 2017

Великая Победа глазами потомков

В нарядном недавно отреставрированном Доме журналиста на Невском вчера было непривычно, по-школьному, шумно...

Вся ночь впереди
19 Мая 2017

Вся ночь впереди

Завтра в 10-й раз в Петербург придет «Ночь музеев» - одно из главных культурных событий года.

Гранатовый браслет из Гатчины
02 Мая 2017

Гранатовый браслет из Гатчины

В Гатчине подвели итоги XXIII кинофестиваля «Литература и кино».

Кармен-сюита
25 Апреля 2017

Кармен-сюита

Удивительное дело: ни в одной другой экранизации не было так очевидно, что эти двое совершенно не созданы друг для друга...

Уважение рождается в борьбе
09 Марта 2017

Уважение рождается в борьбе

Благодаря музею Исаакий стал гражданской святыней, обрел значение, которое выдвинуло его в первый ряд памятников Петербурга. Музеи всегда оказываются на передовой линии борьбы за цивилизацию. Они подч...

Михаил Пиотровский: Исаакий себя защитит
02 Февраля 2017

Михаил Пиотровский: Исаакий себя защитит

Я написал письмо Патриарху Кириллу. Пресс-секретарь Святейшего сообщил, что Патриарх готов встречаться и обсуждать эти вопросы.

Как сэкономить на культуре
15 Декабря 2015

Как сэкономить на культуре

Посещение музеев, особенно всей семьей, обычно влетает в копеечку и для многих становится роскошью. Сегодня мы расскажем о том, как можно сэкономить, напомним о бесплатных днях и льготах.