Зеркало воспоминаний
Исполнилось 85 лет со дня рождения Андрея Тарковского. К этой дате Русский музей приурочил выставку, развернутую в Строгановском дворце.
На съемках фильма «Зеркало». 1973 - 1974 гг. Фотограф Владимир Мурашко. Репродукция. Фото предоставлено пресс-службой музея
Материалы для нее предоставили многочисленные российские и зарубежные участники проекта. В их числе киноконцерн «Мосфильм», Музей кино, Центр фотографии имени братьев Люмьер, галерея «Дом Нащокина», французское агентство Мagnum Photos, фонд Тонино Гуэрры, Шведский киноинститут, Марина Тарковская и еще много организаций и частных лиц. Они поделились сценариями, письмами, эскизами костюмов и декораций, плакатами, фотографиями со съемок фильмов.
Особое место занимают рисунки и живопись Тарковского с 11-летнего возраста и до кончины. Сестра режиссера Марина вспоминает, что он рисовал всю жизнь. С ранних лет это было для него насущной необходимостью, средством самовыражения. Это ключ к пониманию концепции выставки.
Как рассказывает ее организатор Иосиф Киблицкий, идея возникла в конце 1980-х, тогда в Мюнхене и Вене экспонировались живопись и графика российских режиссеров на выставке «От Эйзенштейна до Тарковского». Льва Кулешова, Александра Довженко, Сергея Параджанова и других выдающихся мастеров отличала любовь к изобразительному искусству. Многие из них учились в художественных школах и училищах, что сказалось и на работе в кино. Известно, что в фильмах Тарковского есть кадры, отсылающие зрителя к произведениям любимых им живописцев. Выставка и называется «Андрей Тарковский. Художник пространства».
Строится экспозиция хронологически от фильма к фильму - «Иваново детство», «Андрей Рублев», «Солярис», «Зеркало», «Сталкер», наконец, «Ностальгия» и «Жертвоприношение».
Очень хороши плакаты к зарубежным показам картин. Они в отдельном, слабо освещенном пространстве. О том, как рождался конкретный образ, рассказывают эскизы костюмов. Самое интересное - фотографии, фиксирующие съемочный процесс. Видно, как строится кадр, как режиссер работает с актерами. Вот он отодвигает оператора, садится в его кресло, руководит процессом съемки. Тарковский мог быть режиссером, художником и оператором в одном лице.
В импровизированном «кинозале» на экране кадры из фильмов, фрагменты документальной съемки, архивные материалы. Уникальный материал - похороны Тарковского в Париже, прощание с ним друзей, соратников по киноискусству.
Комментарии