Матч энтузиастов. В ЦВЗ «Манеж» продолжает работу выставка «Дейнека / Самохвалов»

Матч энтузиастов. В ЦВЗ «Манеж» продолжает работу выставка «Дейнека / Самохвалов» | Эскиз Александра Дейнеки к мозаике «Стахановцы» можно воспринимать как гимн энтузиазму. ФОТО предоставлено пресс-службой ЦВЗ «Манеж»

Эскиз Александра Дейнеки к мозаике «Стахановцы» можно воспринимать как гимн энтузиазму. ФОТО предоставлено пресс-службой ЦВЗ «Манеж»

Пространство Центрального выставочного зала вместило свыше трех сотен работ - живопись, графика, скульптура, декоративно-прикладное искусство. Участниками масштабного проекта стали тридцать семь музеев страны и девять частных коллекций. Главная роль по вкладу в общее дело принадлежит «Манежу», Третьяковской галерее и Русскому музею.

Выставке предшествовали долгие переговоры, список запрашиваемых у музеев работ не раз менялся. В результате «Манеж» получил почти все, что хотел.

Как говорит куратор, ректор Академии художеств Семен Михайловский, работа над проектом заняла два года. Изначальный замысел - выставка к 120-летию со дня рождения Александра Дейнеки - трансформировался в парный показ. Идея - извечное противостояние двух столиц, на этот раз в художественном процессе.

Оба мастера родом из провинции. Дейнека - из Курска, Самохвалов - из Бежецка. Дейнека учился во ВХУТЕМАСе у Фаворского, связал свою жизнь с Москвой. Самохвалов художник петербургский, в его активе архитектурный факультет Академии художеств и Свободные художественные мастерские у Петрова-Водкина.

Выставка задумана как товарищеский матч, соревнование. Отсюда ее концепция и оформление.

С порога зрители попадают на «стадион», мимо трибун проходят в залы, в финале выходят к футбольному полю с настоящими воротами и деревянной скульптурой футболиста на зеленом покрытии.

Выставочное пространство «Манежа» - слабо освещенное «корыто», цветом выделенные галереи, яркие залы второго этажа - поделено на шесть тематических блоков - война, мир, труд, спорт, герои, дети. Развеска ювелирная, работы художников на одну тему висят рядом, образуют пары, группы, совпадают. В помощь зрителям имена авторов на этикетках выделены особым шрифтом.

И Дейнеке, и Самохвалову выпала долгая творческая жизнь, они добились признания, получали награды и звания. Власть использовала их талант, не обижала. Безусловным лидером по объему созданного и числу достижений был темпераментный Дейнека. Но и более тонкий Самохвалов не обойден вниманием.

Оба творили в эпоху, на которую пришлись война, стройки, социальные преобразования в стране, всеобщий энтузиазм. Они сумели все это ярко запечатлеть. Со стен «Манежа» на зрителей смотрят красноармейцы, физкультурницы, шахтеры, метростроевцы... По их лицам можно безошибочно определить время, в которое они жили.

Немало известных работ, к примеру, «Девушка в футболке» и «Метростроевка» Самохвалова, - из Русского музея. И здесь же неизвестный публике «Шахтер» Дейнеки из зарубежного собрания и его же автопортрет в рост из Курской картинной галереи.

На выставке встретились огромный холст «Стихи Маяковского» (сцена в переполненной электричке) Дейнеки из Национальной галереи Армении и «Апассионата» (концерт на заводе) Самохвалова из Русского музея.

Художники много работали на заказ, к «датам». Огромные полотна со множеством действующих, но едва обозначенных, словно размноженных по трафарету лиц, представленные на втором этаже «Манежа», вызывают смешанные чувства. Соцреализм предпочитал не индивидуальность, а идею.

Когда выставка создавалась, многим казалось, что в необычном творческом состязании победа достанется яркому наступательному Дейнеке, а не лиричному Самохвалову. Как оказалось, они действуют на равных.

Выставка «Дейнека/Самохвалов» в «Манеже» продлится до 19 января и сопровождается дополнительной программой, посвященной культуре 1930 - 1950-х годов. В нее входят лекции об изобразительном искусстве, архитектуре, моде, кинематографе, спорте, фотографии и литературе того времени.

#выставка #Манеж #художники

Материал опубликован в газете «Санкт-Петербургские ведомости» № 229 (6582) от 05.12.2019.


Комментарии