В галерее Общества поощрения художеств открылась выставка «До и после «Одиннадцати»

Она посвящена творчеству группы ленинградских художников, которая существовала в середине 1970‑х годов. Несмотря на тот факт, что в последние годы в Петербурге их работы показывают регулярно, зритель увидит много не знакомых ему картин из частных собраний.

В галерее Общества поощрения художеств открылась выставка «До и после «Одиннадцати» | Ярослав Крестовский. «Фонтанка. Дождливая белая ночь». 1959 г./Репродукция. ФОТО автора

Ярослав Крестовский. «Фонтанка. Дождливая белая ночь». 1959 г./Репродукция. ФОТО автора

В основу показа, состоящего из 190 картин и рисунков, созданных с конца 1950‑х годов и до начала 2000‑х, положена бывшая коллекция Льва Мочалова (1928 – 2019). Этот искусствовед и историк мирового искусства был дружен с участниками группы, являлся куратором ее выставок, получал в дар от художников лучшие работы. Причем Мочалову дарили картины, как созданные задолго до первой выставки группы, а всего их было две — в 1972 и 1976 годах, так и много лет спустя, когда участники «Одиннадцати» работали «вне групп и течений».

Впрочем, Завен Аршакуни, Валерий Ватенин, Герман Егошин, Ярослав Крестовский, Константин Симун, Виталий Тюленев, Борис Шаманов и все остальные участники группы изначально были яркими индивидуальностями. Все имели крепкое академическое образование, их объединяло неприятие догм соцреализма, уважение и большой интерес к наследию русского искусства начала ХХ века, прежде всего символистов и «Бубнового валета». А через этих старших коллег — к Полю Сезанну и другим постимпрессионистам. Как позже заметил Тюленев, «нас отличала склонность к романтизму, нравственная чистоплотность, чувство коллективной сопричастности к тому, что происходит вокруг». Через год после успеха у зрителей первой выставки группы «Одиннадцать», отвечая на упреки ее критиков, Моисей Каган, философ и культуролог, опубликовал статью «О романтическом». Она стала щитом для художников, обвинявшихся в отказе от «партийности и народности».

Давно улеглись страсти, бушевавшие полвека назад. Осталось искусство — чистое, светлое, радостное. Романтическая «Птица сирин» и дивный акварельный эскиз к картине «Свирель» Бориса Шаманова напоминают про традиции объединения «Мир искусства». Две картины Германа Егошина — натюрморт «Три краски» с кистью, баночками с красками и книгой об искусстве мексиканских ацтеков и «Портрет сына» в ярко-красном детском костюме заставляют вспомнить фовистов. Многоцветная, яркая картина «Строят дом» Аршакуни, показывающая массовое жилищное строительство в Ленинграде, соединяет поиски Пита Мондриана и современных ему фигуративных экспрессионистов. Художнику не так важно, что дома были однообразные, из серого бетона. Значимо предстоящее событие — люди переедут в новое, благо­устроенное жилье.

«Интерьер на даче» Валентины Рахиной — гимн «бубнововалетовцам». Главный «персонаж» картины — большая алая скатерть на столе. Перед ним в почтительной стойке замерла собака — ирландский терьер. С этим полотном рифмуется «Полночь» Виталия Тюленева: мужичок с серьгой в ухе и цигаркой во рту несет под мышкой деревянную избушку ультрамаринового цвета с огнями в окнах. Этот персонаж выглядит постаревшим героем картин Марка Шагала. Закончились юношеские полеты над городом, теперь идет трудная работа по сохранению культурного наследия.

рахина интерьер на даче.jpg
Валентина Рахина. «Интерьер на даче». 1996 г./Репродукция. ФОТО автора


Городской пейзаж всегда был важным жанром в творчестве петербургских и ленинградских художников, группа «Одиннадцать» не исключение. Пейзажам отведен самый большой зал выставки. Здесь в фокусе — работы Ярослава Крестовского «Фонтанка. Дождливая белая ночь», «Канал с буксиром», «Двор». Они обладают точным выбором красок, создающих настроение, которое стремится передать художник. Трудно представить, что Крестовский после травмы, полученной в молодости, видел одним ослабленным глазом.

Выставку завершает напоминание о том, что художники группы «Одиннадцать» были близкими друзьями. На обратной стороне одного холста начертано: «Леночке Шамановой от дяди Славы Крестовского «Кот, петух и другие герои сказок». 1973».


#выставка #художники #творчество

Материал опубликован в газете «Санкт-Петербургские ведомости» № 47 (7623) от 15.03.2024 под заголовком «Романтики с палитрой».


Комментарии