Маринист на рейде. 35 картин и рисунков Айвазовского представили на выставке в Кронштадте

На необычной площадке - в Детской художественной школе имени М. К. Аникушина (Кронштадт, проспект Ленина, 57) открылась выставка «Кронштадтский рейд». 35 картин и рисунков знаменитого мариниста Ивана Айвазовского предоставили Русский музей, ГМЗ «Петергоф», Центральный военно-морской музей, а также семь частных коллекционеров Петербурга и Москвы.

Маринист на рейде. 35 картин и рисунков Айвазовского представили на выставке в Кронштадте | РЕПРОДУКЦИЯ. ФОТО АВТОРА

РЕПРОДУКЦИЯ. ФОТО АВТОРА

Куратор выставки Мария Гадас рассказала «Санкт-Петербургским ведомостям», что стремилась показать разного Айвазовского. Самое раннее из представленных произведений - картина «Большой рейд в Кронштадте» была создана в 1836 году и тогда же показана в Академии художеств. Это был дебют девятнадцатилетнего пейзажиста. Его заметил Пушкин и профессиональная критика того времени. Другое полотно «Марина» относится к 1900 году, буря приближается, небо темнеет. Пришел последний год в жизни художника...

В 1844 году Айвазовский был назначен живописцем Главного морского штаба России и получил заказ изобразить северные крепости-порты. Картина «Кронштадтский рейд. Форт «Александр I» была создана тогда же. Через год Айвазовского командировали в Севастополь на смотр боевых кораблей. Там он создал серию рисунков «Маневры Черноморского флота», с документальной точностью воспроизведя строй парусников. Шесть листов представлены на выставке.

Как сообщила нашей газете Тамара Носович, заместитель генерального директора - главный хранитель ГМЗ «Петергоф», серия составила альбом, который хранился в личном собрании Николая I во дворце «Коттедж», ныне входящем в музей-заповедник. В Петербурге рисунки выставляются впервые.

Участие коллекционеров позволило наглядно показать контрасты Айвазовского, которого одинаково занимали темы бури и покоя. Возникают интересные пары: «После кораблекрушения» и «Закат на море с отдыхающими», «Морской пейзаж с кораблем и шлюпкой» и «Вид на Везувий в лунную ночь». Федор Достоевский признавал, что «в буре есть вечная красота». Но маринист находил вечные сюжеты и при полном штиле.

Среди редких сюжетов Айвазовского - «Императорская купальня в Феодосии ночью» (1848) из собрания Александра Володчинского (на снимке) и поздний «Пейзаж с мельницей» (1885) из коллекции Александра Киселева. Боевые парусники давно ушли в прошлое. Возможно, ветряная мельница напоминала художнику о них.

«Рейд» стал поводом для знакомств, новых контактов, новых выставочных планов. Выставка организована Музеем истории Кронштадта и проектом «Кронштадт - остров фортов», который был презентован на ПМЭФ-2019. На вернисаж приезжала Татьяна Гайдук, директор Феодосийской картинной галереи им. И. К. Айвазовского. Киселев является одним из руководителей Конфедерации антикваров и арт-дилеров СНГ и России, эта общественная организация ведет выставочную программу «Большое искусство малым городам».

Посещение выставки «Кронштадтский рейд» бесплатное, она работает по 1 сентября с 10.00 до 20.00, выходной - понедельник.

#выставка #картины #Айвазовский #русские художники #Кронштадт

Материал опубликован в газете «Санкт-Петербургские ведомости» № 119 (6472) от 03.07.2019 под заголовком «Маринист на рейде».


Комментарии



Загрузка...

Самое читаемое

#
#
Эротика в обмен на продукты. Как художник Сомов выживал в Петрограде
21 Августа 2019

Эротика в обмен на продукты. Как художник Сомов выживал в Петрограде

Русский музей развернул в Михайловском замке выставку к 150-летию Константина Сомова.

Иронический оптимизм от Тарантино. О чем рассказывает фильм «Однажды в... Голливуде»
16 Августа 2019

Иронический оптимизм от Тарантино. О чем рассказывает фильм «Однажды в... Голливуде»

В своей картине режиссер противопоставляет жизненную правду - и ее вечную, несокрушимую экранную имитацию.

Перчик под дождем. Как прошел фестиваль «Оперетта-парк» в Гатчине
06 Августа 2019

Перчик под дождем. Как прошел фестиваль «Оперетта-парк» в Гатчине

Оперетта хороша в любое время года, но летом - особенно.

Михаил Пиотровский. Не отрекаясь и не проклиная
31 Июля 2019

Михаил Пиотровский. Не отрекаясь и не проклиная

Настал важный момент для культуры нашей страны: идет война за то, как она будет развиваться дальше.

Люди земли и неба. Какими были Семен Аранович и Илья Авербах
29 Июля 2019

Люди земли и неба. Какими были Семен Аранович и Илья Авербах

Вспоминаем двух советских режиссеров.

Маринист на рейде. 35 картин и рисунков Айвазовского представили на выставке в Кронштадте
03 Июля 2019

Маринист на рейде. 35 картин и рисунков Айвазовского представили на выставке в Кронштадте

Участие коллекционеров позволило наглядно показать контрасты художника, которого одинаково занимали темы бури и покоя.

Граф поклонялся искусству. В Эрмитаже представили коллекцию Строганова
27 Июня 2019

Граф поклонялся искусству. В Эрмитаже представили коллекцию Строганова

Живопись, акварели, скульптура, фарфор, мебель, редкие книги — все это показывает хороший вкус коллекционера.

Анна Нетребко впервые исполнила в России партию Аиды в опере Верди
13 Июня 2019

Анна Нетребко впервые исполнила в России партию Аиды в опере Верди

Это случилось на исторической сцене Мариинского театра на фестивале «Звезды белых ночей».

В особняке Карла Шредера открыли доступ в кабинет хозяина
11 Июня 2019

В особняке Карла Шредера открыли доступ в кабинет хозяина

Туда можно попасть с экскурсией просветительской программы «Открытый город».

Открыли архивы: неожиданные повороты в судьбах известных зданий Петербурга
10 Июня 2019

Открыли архивы: неожиданные повороты в судьбах известных зданий Петербурга

О том, как решения властей отражались в судьбе самых известных объектов города, можно узнать на выставке.

«Теперь у нас подлецов не бывает». Размышления о спектакле «Мертвые души» в Театре имени Ленсовета
08 Июня 2019

«Теперь у нас подлецов не бывает». Размышления о спектакле «Мертвые души» в Театре имени Ленсовета

Спектакль молодого режиссера Романа Кочержевского – это тоска по живой душе в круговороте душ мертвых.

Михаил Пиотровский. Провокация в Венеции
05 Июня 2019

Михаил Пиотровский. Провокация в Венеции

Почему присутствие Эрмитажа на Венецианской биеннале вызвало у многих раздражение?