Полотна без автографа. В Петербурге открылась первая выставка картин Боткина

Михаил Петрович Боткин был хорошо известен в России и до революции, и после нее. Прежде всего как коллекционер. А сам он всегда подчеркивал, что он художник. Даже будучи на протяжении двадцати лет гласным петербургской Городской думы, в документах через запятую указывал: «академик живописи».

Полотна без автографа. В Петербурге открылась первая выставка картин Боткина | Михаил Петрович Боткин в своей мастерской. Снимок из ателье Карла Буллы, 1913 г. РЕПРОДУКЦИЯ. ФОТО АВТОРА

Михаил Петрович Боткин в своей мастерской. Снимок из ателье Карла Буллы, 1913 г. РЕПРОДУКЦИЯ. ФОТО АВТОРА

- К Михаилу Боткину по-разному относились современники. Многим не нравились его консервативные взгляды на живопись, недаром он вступил в полемику, а затем уже и в открытую вражду с нарастающим движением «Мир искусства», - говорит куратор выставки кандидат исторических наук Елена Бакалдина.

Николай Рерих, работавший вместе с Михаилом Боткиным в Императорском обществе поощрения художеств, вспоминал его жесткие оценки в адрес мирискусников: «Все сжечь!» - «Неужели все?» - «Все!» - «И Серова?» - «И Серова». - «И Врубеля?» - «И Врубеля». - «И Александра Бенуа?» - «И Бенуа». - «И мои?» - «И ваши. И ваши нужно сжечь!». Что не мешало, впрочем, Боткину и Рериху уживаться в стенах общества.

А теперь именно в доме Михаила Петровича Боткина на углу 18-й линии и набережной Лейтенанта Шмидта находится Музей Рерихов - и в этом нет никакого противоречия. Выставка же, посвященная Боткину, разместилась в пространстве его бывшей собственной мастерской, в которой он запечатлен на фотографиях...

- Представители новых течений живописи не воспринимали Боткина как художника, и искусствоведы продолжили эту линию. В советское время его вообще считали второстепенным художником. Цель нашей выставки - подтолкнуть исследователей к изучению его творчества. Ведь большинство его работ находятся в запасниках музеев и очень мало - в постоянных экспозициях, - говорит Бакалдина.

Куратор проекта подчеркивает, что перед нами - первая персональная выставка Михаила Боткина. На ней удалось представить практически все направления, в которых он работал, в том числе историческую живопись с религиозным уклоном («Скорбящая Богоматерь», «Вечерня в церкви Святого Франциска в Ассизи», «Концерт для выздоравливающей»), пейзажи, натюрморты, офорты.

Кроме всего прочего Михаил Боткин был еще и блестящим портретистом: именно в этом жанре были созданы две самые известные его картины - «Антиквар» и «Старовер». В своих работах Боткин запечатлел едва ли не всех своих родственников и друзей. Не менее полутора десятков раз он изобразил свою жену Екатерину Никитичну, с которой его связывали очень трогательные отношения.

Михаил Петрович вообще был великолепным семьянином. Сказывалось влияние родителей: семья, в которой он вырос, была огромной и патриархальной. Он был 26-м ребенком у своего отца, самым последним. Когда он родился, отцу было пятьдесят восемь лет, матери - тридцать четыре...

Екатерина Никитична, вышедшая из богатой купеческой семьи, получившая достойное образование, вспоминала, что после свадьбы ей открылся совершенно новый мир. Брак с Михаилом Петровичем подвиг ее не только на семейные, но и на профессиональные достижения: она стала замечательным фотографом. Ее работы были настолько профессиональны, что Илья Репин называл ее едва ли не первым фотографом России.

В 1917 году, после Февральской революции, когда Петрограду грозило немецкое наступление, вдова Михаила Петровича (он умер в 1914 году) передала самые ценные предметы из коллекции супруга на временное хранение в Русский музей. По договору, забрать их надо было по истечении года после заключения мира с Германией. Мир был заключен в 1918 году, но в условиях Гражданской войны было гораздо надежнее оставить собрание в стенах государственного музея. В 1920 году коллекция была национализирована, и ее значительная часть попала в Эрмитаж. Там она находится и сегодня.

Авторские же работы Боткина оставались в его доме. После революции его дочь Елена Михайловна смогла взять особняк в аренду, в которой он оставался до 1928 года. С условием: содержать дом в порядке. Требовались деньги, поэтому приходилось продавать предметы из коллекции в Эрмитаж, частным коллекционерам...

Елена Михайловна понимала, что ей рано или поздно придется освободить помещения, и во второй половине 1920-х годов распределила 287 работ отца по музеям страны. А еще до революции многие картины Михаила Боткина оказались у частных коллекционеров и во многих музеях.

Вот почему сегодня известно местонахождение только половины работ Михаила Боткина из пятисот. И сегодня на выставке представлены полотна из самых разных собраний - не только из Эрмитажа, Русского музея и Третьяковской галереи, но и из музеев Новгорода, Рыбинска, Углича, а также из частных коллекций.

- Около шестидесяти работ Боткина, хранившихся в музеях Пскова, Краснодара, Воронежа, Смоленска, Киева, Харькова, числятся пропавшими во время Великой Отечественной войны, - рассказывает Бакалдина. - Они до сих пор нигде не «всплывали». Да и идентифицировать их может только специалист, глубоко занимающийся его творчеством: дело в том, что только сначала он оставлял на своих полотнах автографы, а потом перестал...

#живопись #искусство #выставка

Материал опубликован в газете «Санкт-Петербургские ведомости» № 114 (6467) от 26.06.2019 под заголовком «Полотна без автографа».


Комментарии



Загрузка...

Самое читаемое

#
#
Эротика в обмен на продукты. Как художник Сомов выживал в Петрограде
21 Августа 2019

Эротика в обмен на продукты. Как художник Сомов выживал в Петрограде

Русский музей развернул в Михайловском замке выставку к 150-летию Константина Сомова.

Иронический оптимизм от Тарантино. О чем рассказывает фильм «Однажды в... Голливуде»
16 Августа 2019

Иронический оптимизм от Тарантино. О чем рассказывает фильм «Однажды в... Голливуде»

В своей картине режиссер противопоставляет жизненную правду - и ее вечную, несокрушимую экранную имитацию.

Перчик под дождем. Как прошел фестиваль «Оперетта-парк» в Гатчине
06 Августа 2019

Перчик под дождем. Как прошел фестиваль «Оперетта-парк» в Гатчине

Оперетта хороша в любое время года, но летом - особенно.

Михаил Пиотровский. Не отрекаясь и не проклиная
31 Июля 2019

Михаил Пиотровский. Не отрекаясь и не проклиная

Настал важный момент для культуры нашей страны: идет война за то, как она будет развиваться дальше.

Люди земли и неба. Какими были Семен Аранович и Илья Авербах
29 Июля 2019

Люди земли и неба. Какими были Семен Аранович и Илья Авербах

Вспоминаем двух советских режиссеров.

Маринист на рейде. 35 картин и рисунков Айвазовского представили на выставке в Кронштадте
03 Июля 2019

Маринист на рейде. 35 картин и рисунков Айвазовского представили на выставке в Кронштадте

Участие коллекционеров позволило наглядно показать контрасты художника, которого одинаково занимали темы бури и покоя.

Граф поклонялся искусству. В Эрмитаже представили коллекцию Строганова
27 Июня 2019

Граф поклонялся искусству. В Эрмитаже представили коллекцию Строганова

Живопись, акварели, скульптура, фарфор, мебель, редкие книги — все это показывает хороший вкус коллекционера.

Анна Нетребко впервые исполнила в России партию Аиды в опере Верди
13 Июня 2019

Анна Нетребко впервые исполнила в России партию Аиды в опере Верди

Это случилось на исторической сцене Мариинского театра на фестивале «Звезды белых ночей».

В особняке Карла Шредера открыли доступ в кабинет хозяина
11 Июня 2019

В особняке Карла Шредера открыли доступ в кабинет хозяина

Туда можно попасть с экскурсией просветительской программы «Открытый город».

Открыли архивы: неожиданные повороты в судьбах известных зданий Петербурга
10 Июня 2019

Открыли архивы: неожиданные повороты в судьбах известных зданий Петербурга

О том, как решения властей отражались в судьбе самых известных объектов города, можно узнать на выставке.

«Теперь у нас подлецов не бывает». Размышления о спектакле «Мертвые души» в Театре имени Ленсовета
08 Июня 2019

«Теперь у нас подлецов не бывает». Размышления о спектакле «Мертвые души» в Театре имени Ленсовета

Спектакль молодого режиссера Романа Кочержевского – это тоска по живой душе в круговороте душ мертвых.

Михаил Пиотровский. Провокация в Венеции
05 Июня 2019

Михаил Пиотровский. Провокация в Венеции

Почему присутствие Эрмитажа на Венецианской биеннале вызвало у многих раздражение?