Химия человеческих отношений. Регент церковного хора о пении высшего качества

Юбилейный пасхальный концерт мужского хора «Оптина Пустынь» пройдет 13 мая в Малом зале Филармонии. Ожидается аншлаг: коллектив, созданный в 1996 году на Успенском подворье монастыря Введенская Оптина Пустынь в Санкт-Петербурге и занимающийся возрождением древнерусского певческого наследия, смог заслужить признание и любовь даже публики светской.

Накануне концерта мы поговорили с Александром Семёновым – основателем и регентом церковного хора, который 25 лет занимается популяризацией духовной музыки и восстанавливает старинные распевы.

Химия человеческих отношений. Регент церковного хора о пении высшего качества | Александр Семёнов / Фото М. Леонтюк

Александр Семёнов / Фото М. Леонтюк

- Расскажите, пожалуйста, о юбилейном концерте.

- Это весенне-пасхальная программа. Мы с 2002 года постоянно участвуем в Московском Пасхальном фестивале Валерия Гергиева: исполняем пасхальные программы в Москве, Калуге, Твери, Дмитрове, Муроме, Суздале и множестве других городов. Но мы еще ни разу не показывали эту программу в родном городе, и исполнить ее на сцене Петербургской филармонии – большая радость и ответственность. В программу вошли пасхальные песнопения разных веков: от раннего русского многоголосия до сочинений наших дней. Второе отделение будет состоять из светских произведений русских композиторов.

- Хор «Оптина Пустынь» стоял у истоков возрождения русской духовной музыки в Петербурге?

- Если брать в целом духовную музыку, мы были далеко не первыми. Но мы одними из первых всерьез и глубоко взялись за возрождение монастырского богослужения и сопровождение его расшифровками древних распевов. Поначалу певчим было нелегко осваивать новые для себя нотации, но спустя три-четыре года мы достигли уровня, достаточного для записи первого компакт-диска со знаменными одноголосными распевами. Со временем нам стали помогать музыкальные палеографы, которые расшифровывали песнопения раннего русского многоголосия.

- Кто участники хора? Как формировался коллектив?

- Все певчие закончили разные факультеты Петербургской консерватории: двое – теоретико-композиторский, еще двое – вокальный, остальные – дирижеры-хоровики. Виктор Хапров и Андрей Иванушкин работают в коллективе почти с самого основания, с басом-профундо Владимиром Миллером и басом Дмитрием Шишкиным мы сотрудничаем с 2002 года. Остальные певчие пришли в разное время с 2007 по 2019 год.

- Это люди церковные, воцерковленные?

- Все православные; а церковных и воцерковленных – примерно пополам. За 25 лет нашего служения четверо певчих стали священниками. Я никогда не считал себя вправе указывать, как людям вести духовную жизнь. Мера у каждого своя: кому-то достаточно перекреститься и приложиться к иконе, и для него это существенный шаг навстречу духовной жизни, а для кого-то и послабление поста будет расслаблением. Могу сказать, что у нас царит здоровая молитвенная атмосфера: это отмечают отцы из Оптиной Пустыни, когда приезжают и поднимаются к нам на клирос.


Швеция. Сальчобаден / Фото из личного архива А.Семёнова

- Регент хора – это дирижер? В чем его отличие от дирижера светского хора?

- Регент – связующее звено для многих процессов. Это профессиональный дирижер, и его исполнительский уровень должен быть чуть выше, чем у певчих. Регент подбирает репертуар, заказывает расшифровки древних рукописей, пишет обработки церковных распевов, набирает и печатает ноты, содержит в порядке клиросную библиотеку. Он проводит богослужения и должен обладать целым комплексом знаний по уставу, знать соединения различных служб и чинопоследований. Регент составляет богослужебное расписание, формирует певческие составы, а также просит церковное начальство о помощи певчим, оказавшимся в сложной жизненной ситуации. И главное: регент – душа коллектива. Он вдохновляет, делится профессиональным и жизненным опытом. В своей жизни я лично знал таких регентов.

- Чем хор «Оптина Пустынь» отличается от светских коллективов, исполняющих духовную музыку?

- Что касается исполнения светскими коллективами духовной музыки, не уверен, что есть серьезная разница с музыкальной точки зрения. Профессиональные певчие обучаются теперь только в светских учебных заведениях и это, несомненно, отражается на стилистике исполнения. До революции в России была совершенно иная ситуация. Церковных певчих готовило Синодальное училище, и выпускники, с младых ногтей воспитанные в церковных традициях, заканчивали образование в Московской консерватории. Императорская капелла, реорганизованная после революции в светский коллектив, ранее также была заточена под церковное богослужение в Зимнем дворце или летних резиденциях российских императоров.

Однако мы помним, как светский коллектив Александра Свешникова записал в 1960-е «Всенощную» Сергея Васильевича Рахманинова, а Капелла под управлением Александра Юрлова исполнила расшифровки древних песнопений, выполненные Максимом Викторовичем Бражниковым. Немало прекрасных записей было сделано в Москве и Петербурге светскими хорами Владимира Минина, Валерия Полянского, Владислава Чернушенко, Николая Корнева и множеством других. Эти коллективы задали высокую планку мастерства, честного служения профессии.

С точки зрения церковной эстетики светским коллективам редко удается спокойно исполнять громкие нюансы: форте и фортиссимо. Нередко женские голоса перекрывают по звучности мужскую группу коллектива. В дореволюционные времена такого не было: мальчики в Синодальном хоре и Императорской капелле, не имевшие физиологической возможности развивать чрезвычайную громкость, звучали гораздо спокойнее и нежнее. Зачастую недостаточна работа с церковнославянским текстом: случаются ошибки в ударениях и неправильная фразировка, не учитывающая смысловые акценты.

Однако я никогда не противопоставлял наш коллектив коллегам, ушедшим в другие области исполнительства. Единственный для всех критерий – качество, профессионализм, интеллектуальное и духовное наполнение пения. И духовный коллектив, и светский вполне могут прийти к глубине понимания православной хоровой музыки.


На подворье Оптиной Пустыни / Фото отца Артемия

- А вы отличаетесь от других церковных хоров?

- Профессиональных церковных коллективов немного, и сравнивать их с непрофессиональными не стоит: это разные весовые категории. У каждого профессионального коллектива есть своя изюминка: у кого-то превалирует патриотическая тематика, кто-то поет духовные стихи и канты, кто-то специализируется на древних церковных распевах. Но мы коллеги, нас объединяет пение на службе, прежде всего на литургии. Мы делаем общее дело: колесим по городам и весям и привозим в отдаленные уголки нашей необъятной страны хоровое пение высшего качества. Остальное – нюансы.

- В чем ваша миссия, задача?

- Думаю, это пение на богослужении. Древние церковные распевы создали особую атмосферу на нашем подворье, и многие, кому эта атмосфера близка, приезжают на богослужения в наш храм со всех концов города. Надеюсь, 25-летний опыт пения в храме увенчается созданием современных церковных певческих книг. Это большая работа на будущее. Также необходимо оцифровать все древне-певческое наследие и составить полный каталог певческих рукописей.

Наша концертная деятельность всегда вытекала из того, что мы поем в храме, и ее также важно продолжать. Концерты не только разнообразят нашу жизнь и открывают слушателям новые духовные ощущения и реалии, но и существенно подтягивают нас в профессиональном плане. К примеру, перед проектом «Пение древней Церкви» мы не умели петь по-армянски, по-грузински, по-гречески, на латыни. После исполнения «Полета шмеля» коллектив может спеть фактически любую музыку, хотя многим казалось, что это невозможно.

- Александр, что самое важное удалось сделать вам лично как регенту и коллективу в целом за эти 25 лет?

- Мне посчастливилось собрать людей, с которыми можно достигать любых творческих целей. Пожалуй, главное для меня лично – возможность иметь самобытный репертуар, творческий почерк. За четверть века накопилось немало моих обработок и переложений светских и духовных сочинений, многое мы записали. Сегодня я могу спокойно сосредоточиться на певческих пробелах в богослужениях: расписать те или иные стихиры, подготовить ноты какого-нибудь древнерусского песнопения к богослужению или концертам.

Коллектив в целом также достиг многого. Мы объездили сотни городов в 20 странах, и это ценный личностный и профессиональный опыт. Кроме того, когда на протяжении десятков лет коллектив проходит очень разные ситуации, получается нечто большее, чем хор. Это химия человеческих взаимоотношений.

Наконец, мы записали 16 компакт-дисков, и записи теперь живут своей жизнью: появляются в фильмах, цитируются на сотнях интернет площадок. Так проявляется мягкая гуманитарная сила Церкви, выпускающей продукт, который затрагивает сердца не только прихожан, но и светских людей.

#музыка #православие #христианство

Комментарии



Загрузка...

Самое читаемое

#
#
Эротика в обмен на продукты. Как художник Сомов выживал в Петрограде
21 Августа 2019

Эротика в обмен на продукты. Как художник Сомов выживал в Петрограде

Русский музей развернул в Михайловском замке выставку к 150-летию Константина Сомова.

Иронический оптимизм от Тарантино. О чем рассказывает фильм «Однажды в... Голливуде»
16 Августа 2019

Иронический оптимизм от Тарантино. О чем рассказывает фильм «Однажды в... Голливуде»

В своей картине режиссер противопоставляет жизненную правду - и ее вечную, несокрушимую экранную имитацию.

Перчик под дождем. Как прошел фестиваль «Оперетта-парк» в Гатчине
06 Августа 2019

Перчик под дождем. Как прошел фестиваль «Оперетта-парк» в Гатчине

Оперетта хороша в любое время года, но летом - особенно.

Михаил Пиотровский. Не отрекаясь и не проклиная
31 Июля 2019

Михаил Пиотровский. Не отрекаясь и не проклиная

Настал важный момент для культуры нашей страны: идет война за то, как она будет развиваться дальше.

Люди земли и неба. Какими были Семен Аранович и Илья Авербах
29 Июля 2019

Люди земли и неба. Какими были Семен Аранович и Илья Авербах

Вспоминаем двух советских режиссеров.

Маринист на рейде. 35 картин и рисунков Айвазовского представили на выставке в Кронштадте
03 Июля 2019

Маринист на рейде. 35 картин и рисунков Айвазовского представили на выставке в Кронштадте

Участие коллекционеров позволило наглядно показать контрасты художника, которого одинаково занимали темы бури и покоя.

Граф поклонялся искусству. В Эрмитаже представили коллекцию Строганова
27 Июня 2019

Граф поклонялся искусству. В Эрмитаже представили коллекцию Строганова

Живопись, акварели, скульптура, фарфор, мебель, редкие книги — все это показывает хороший вкус коллекционера.

Анна Нетребко впервые исполнила в России партию Аиды в опере Верди
13 Июня 2019

Анна Нетребко впервые исполнила в России партию Аиды в опере Верди

Это случилось на исторической сцене Мариинского театра на фестивале «Звезды белых ночей».

В особняке Карла Шредера открыли доступ в кабинет хозяина
11 Июня 2019

В особняке Карла Шредера открыли доступ в кабинет хозяина

Туда можно попасть с экскурсией просветительской программы «Открытый город».

Открыли архивы: неожиданные повороты в судьбах известных зданий Петербурга
10 Июня 2019

Открыли архивы: неожиданные повороты в судьбах известных зданий Петербурга

О том, как решения властей отражались в судьбе самых известных объектов города, можно узнать на выставке.

«Теперь у нас подлецов не бывает». Размышления о спектакле «Мертвые души» в Театре имени Ленсовета
08 Июня 2019

«Теперь у нас подлецов не бывает». Размышления о спектакле «Мертвые души» в Театре имени Ленсовета

Спектакль молодого режиссера Романа Кочержевского – это тоска по живой душе в круговороте душ мертвых.

Михаил Пиотровский. Провокация в Венеции
05 Июня 2019

Михаил Пиотровский. Провокация в Венеции

Почему присутствие Эрмитажа на Венецианской биеннале вызвало у многих раздражение?