Постигла скорбь, будет и радость. Митрополит Варсонофий о вере и испытаниях

Богослужения в храмах сейчас проводятся в закрытом формате, без прихожан. Поучаствовать в них можно только удаленно, хотя и в режиме онлайн. Однако связь со своими пастырями верующие, конечно же, не потеряли - душевную, духовную. Сегодня у митрополита Санкт-Петербургского и Ладожского Варсонофия юбилей, владыке исполняется 65 лет. Хороший повод поговорить о времени и о судьбе, о вере и снизошедших вдруг испытаниях.

Постигла скорбь, будет и радость. Митрополит Варсонофий о вере и испытаниях | ФОТО предоставлено пресс-службой митрополита

ФОТО предоставлено пресс-службой митрополита

- Путь к Богу у каждого человека свой, не всегда он бывает простым. Особенно в то советское, атеистическое время, когда вы родились. Как вы пришли к служению Церкви?

- Родился я в Саратовской области, в многодетной семье, шестеро детей. Жили трудно, как большинство людей в то время. Денег почти не было, жили за счет подсобного хозяйства. Выращивали картошку и ездили ее продавать в соседний город Балашов на рынок. Продадим, например, пару мешков - идем покупать себе что-то к школе. Мама изо всех сил старалась, чтобы мы не отличались от остальных учеников.

Семья была верующей, и мама возила нас на службы в ближние храмы. Еще запомнил, как держал батюшке кадило, когда он приезжал к нам в село на молебны. В школьные годы не раз довелось посетить святые места - Киево-Печерскую лавру, Пюхтицкий монастырь в Эстонии, Троице-Сергиеву лавру. Богослужения мне нравились всегда, тянуло к алтарю Господню.

А еще мы видели, как мама молится, постится. Стойкость, благородство, с которыми она переносила насмешки со стороны атеистов, стали для меня примером по жизни. После службы в армии уже не было ни малейшего сомнения, что мой путь - служение Богу. Я встретил священника, который научил меня основам церковного служения и подготовил к поступлению в семинарию. Это было в Сердобске Пензенской области. Прошел все возможные должности в храме: пек просфоры, топил печку, был псаломщиком.

- И почему выбрали монашество?

- Думаю, дело в призвании. Я это понял в молодости и не раз убеждался потом. На приходе видел двух священнослужителей: один был монахом, другой - семейным. Семейный постоянно отрывался на дела, заботы, на детей, жену. А второй уделял время только храму, людям. Мне показалось, что это правильно и более отвечает исполнению пастырского долга. К третьему курсу семинарии я уже точно знал, какой путь выбрать, созрело твердое желание принять монашество.

В нашей многодетной семье я был самый старший. Помогал всех младших вырастить и семейную жизнь как будто уже прошел. Этого надо научить, другого накормить, третьего одеть, обуть. А когда заниматься Церковью? Некогда. Получается, что для спасения души времени не остается, только суетой занимаешься. Тогда понял, что трудно семейному священнику уделять внимание людям в той мере, в которой это необходимо. Есть, конечно, исключения, например, праведный Иоанн Кронштадтский, но такие люди большая редкость.

- Советские времена давно прошли, в церковном служении вы достигли больших высот: возглавили одну из самых значительных в стране митрополий, возрождаете замечательные храмы. И вдруг такая неожиданная напасть в мире и стране. Как вы оцениваете ситуацию: как обычную эпидемию, которые случались в мировой истории не раз, или, может быть, как кару Божию, некий знак свыше?

- Эпидемия сегодня многими воспринимается чуть ли не как приближающийся конец света. Действительно, какие-то черты этого она, безусловно, имеет. Во всем мире обычная жизнь вдруг остановилась. Многие впали в уныние, но это так же неправильно, как и легкомысленное отношение к происходящему. Мы не должны предаваться ни унынию, ни ропоту, ни разочарованиям, ни тем более панике и страху, потому что с нами Бог.

Карой я бы это не назвал. Все в нашей жизни приходит по воле или попущению Божию - как радости, так и печали. Это испытание. Сейчас все проходят через него, особенно врачи, о которых мы непрестанно молимся, чтобы Господь помогал им в служении на передовой.

Снизошедшая болезнь может служить нам сигналом, что мы как человеческое общество живем неправильно: слишком самонадеянно, забываем о главных ценностях жизни. Представьте, какой-то вирус остановил весь мир, и ничто не помогает: ни технологии, ни деньги, ничто. А мы кичимся своим развитием! Видимо, не на это нужно надеяться.

Можно обратиться к урокам истории и вспомнить, что беды приходили, когда люди теряли связь с Богом, грешили, переставали быть похожими на людей. Человечество проходило через многие бедствия, и нынешнее не самое страшное из всего того, что случалось. Всегда есть возможность покаяться, изменить жизнь - таков смысл слова «покаяние». Недостаточно просто сказать: «я согрешил» или «я неправильно что-то сделал», нужно стремиться к исправлению. Важно задуматься над тем, что же мы по-настоящему ценим в жизни - не заблудился ли человек в поисках подлинного смысла и счастья.

Совсем недавно мы жили в богоборческое время, когда уничтожались храмы и преследовались верующие. Но наши предки были бодры духом, преодолевали страхи верой и надеждой. Мы должны следовать их примеру. Какие бы испытания ни были, они закончатся, потому что все меняется: сегодня у нас погода хорошая, завтра будет дождь; сегодня какие-то проблемы, завтра приходит их разрешение. Все с Божией помощью меняется. Мы должны знать: если есть радость, значит, скоро придет и скорбь, постигла скорбь - знаем, что тоже ненадолго, будет и радость. Такая череда постоянна. Укрепляться должно верой в Господа.

Думаю, это испытание дано нам для осознания истинных жизненных ценностей, мотивов, которые движут нами. Чтобы мы научились ценить действительно важные вещи - такие, как семья, общение с близкими. И еще задумались о том, как легко всего этого можно лишиться.

- Верующим в условиях пандемии было рекомендовано молиться дома, не посещать храмы. Насколько это тяжело для людей и для вас как пастыря?

- Эпидемия представляет опасность не для Церкви, а для нас, верующих - членов Церкви. В храмах Петербурга в апреле и мае были приняты беспрецедентные меры по профилактике инфекции, вплоть до закрытия церквей для верующих. Это вынужденная мера, и по-другому, как я говорил в своем обращении, мы поступить не могли. Это тяжелое испытание для людей, которые не представляют свою жизнь без церковной молитвы и причащения. Для многих это не привычка, а потребность души.

Особенно трагично это для тех, кто находится в больнице. Мы в епархии создали отдельный «спецотряд» из священников социального отдела, которые прошли инструктаж у врачей, получили защитные костюмы и могут навещать заболевших коронавирусом как дома, так и в больницах. Эти батюшки имеют опыт, поскольку и раньше работали с тяжелыми больными и знают, как и что нужно делать.

В трудный час людям необходимо утешение. «Литургия» переводится как «общее делание», когда в богослужении участвуют не только священники, но и прихожане, без них нет обратной связи. Говоришь: «Мир всем!», а никого нет. Выглядит странно. Духовенство епархии продолжает служение ежедневно, правда, за закрытыми дверями, в абсолютно пустых храмах. Звенящая пустота ощущается особенно в больших соборах, часто сейчас сам служу в Казанском, и это чувствуется. Литургия не должна прерываться, священнослужители совершают молитву ежедневно за весь мир. Можно не быть на богослужении телом, но присутствовать душой.

Долгое время мы имели возможность свободно ходить в храмы и никогда не думали, что в одночасье можем этого лишиться. Посещение богослужений для некоторых стало делом пусть благочестивой, но привычки. Захотел - пришел в храм, захотел - не пришел. Захотел - подготовился к причащению, захотел - не подготовился. Теперь, когда многие оказались вдали от любимого прихода и церковных таинств, уверен, люди начнут больше ценить возможность личного участия в религиозной жизни. Разлуку с храмом нужно воспринять как испытание в терпении и уповании на милость Божию. Со смирением. И Господь потом сподобит причаститься достойно, когда придет час и можно будет вернуться в храмы.

- Как вы относитесь к современным форматам, которые вынуждена была воспринять Церковь в нынешних реалиях? Насколько востребованы онлайн-трансляции богослужений и останутся ли они после того, как снимется запрет на посещение храмов?

- Просмотр трансляции, конечно, не может заменить личного участия в богослужении, оно создает молитвенную атмосферу дома. Интернет-формат дает человеку возможность почувствовать себя сопричастным церковной жизни, укрепляет его в домашней молитве, позволяет не чувствовать себя одиноким и оторванным от своего прихода.

Многие храмы епархии с разной степенью регулярности ведут онлайн-трансляции своих служб. Чаще всего через группы приходов в социальной сети «ВКонтакте», некоторые используют YouTube и Instagram. Среди них наши центральные соборы - Казанский, Спасо-Преображенский, Владимирский, Феодоровский, некоторые храмы в микрорайонах.

Онлайн-богослужения - мера временная и вынужденная. Люди вернутся в храмы, когда будет такая возможность. Кто-то прекратит трансляции, а кто-то, наоборот, будет использовать их дальше в миссионерских целях. Трансляции из некоторых храмов в праздники привлекали до 26 - 30 тысяч человек. Для кого-то это способ присоединиться к общей молитве. Для кого-то - прекрасная возможность приобщиться к красоте веры, получить радость праздника. Кроме того, нельзя забывать, что есть больные и маломобильные люди, которые не могут передвигаться без посторонней помощи.

- Можно ли использовать эти современные форматы для привлечения молодежи? Или все-таки традиции сильнее и евангельская проповедь должна идти с амвона, а не с экрана смартфона?

- Евангельская проповедь и свидетельство о Христе должны звучать везде, где есть люди и где это уместно. Сейчас невозможно представить жизнь без Интернета, и Церковь должна быть там широко представлена. Не присутствовать в Сети - значит неправильно понимать смысл миссии Церкви. Известно, какой подчас нездоровый интерес проявляется к жизни Церкви в СМИ и особенно в социальных медиа. Случается, что мы сами виноваты в том, за что нас критикуют. Враждебно настроенные люди активно используют социальные сети для создания негативного образа Церкви, дискредитируют ее в глазах тех, кто, возможно, мог бы прийти ко Христу. Люди с глубокими взглядами все понимают и относятся к этому спокойно. Не обращают внимания.

Конечно, Церковь живет не в виртуальном, а в реальном мире, в котором творятся добрые дела, проявляется пастырское участие и любовь, в котором совершается Божественная литургия. Священник, общаясь с паствой, не должен уходить с головой в Сеть. Социальные медиа только инструмент для вовлечения людей в реальные дела. Например, для набора волонтеров в епархиальные добровольческие службы, для созидания на приходах общин помощи нуждающимся, для просвещения и катехизации. Примеров множество.

Что касается молодежи - у нее много соблазнов в эпоху информационного бума, который влияет на неокрепшие умы, уводя молодого человека в сторону от действительно важных вещей. Нужно показывать верное направление. Чтобы потом, как говорил классик, «не было мучительно больно за бесцельно прожитые годы».

Поэтому так важно духовно воспитывать человека с детства, занимать его ум. Нет ничего плохого в современных технологиях, как я говорил, Церковь их тоже использует. Но это лишь инструмент, они не должны замещать жизненные и духовные ценности и идеалы. Все хорошо в меру.

Если родители не будут оставлять ребенка наедине с компьютером или телевизором, чтобы он не мешал им, а будут общаться с ним, проводить вместе время, гулять, ходить в храм, то ребенок не будет иметь такой зависимости от гаджетов. У него будут другие интересы. И вырастет молодой человек, который, как вы говорите, не пропустит ничего важного - просто потому, что его научили это важное понимать. Родители, священник в храме, старшие родственники или друзья должны подавать пример.

- Как сегодня живут храмы, лишенные поддержки своих общин? Ведь Церковь - это еще и здание, которое нужно отапливать, освещать, обслуживать. Насколько тяжело в нынешних условиях приходам?

- Ситуация, в которой оказались наши приходы в экономическом плане, тяжелая. Да, храм - это здание, которое нужно содержать, оплачивать коммунальные услуги и работу охраны. Нужно оплачивать и труды священнослужителей, церковных работников, а кроме того, перечислять налоги в Пенсионный и другие фонды. Средства складываются из пожертвований прихожан и тех немногочисленных благодетелей, которые каким-то приходам помогают. У всех непростая ситуация.

И сейчас, как никогда, видно, что в материальном плане храм зависит от поддержки людей. Есть такая пословица: «Бог не в бревнах, а в ребрах». Приходская община, верующие - это те «ребра», на которых держится Церковь.

Пожертвования - неважно маленькие или большие, которые люди оставляют в храме, это та основа, которая помогает приходу творить дела милосердия, поддерживать нуждающихся, осуществлять благотворительные, миссионерские, просветительские проекты. К сожалению, многие из них пришлось свернуть на неопределенное время. Призываю прихожан по возможности не оставлять сейчас свои храмы без поддержки.

- В трудные времена жизненно важными для людей оказываются взаимная поддержка, помощь ближнему. В условиях сложной экономической ситуации продолжит ли епархия социальные проекты?

- Как мы знаем из Священного Писания, вера без дел мертва. Дела милосердия и благотворительности в любое время должны стоять на первом месте. Господь заповедал нам: «Возлюби ближнего своего», и мы должны эту заповедь исполнять, как бы трудно нам ни было.

Да, наверное, непросто будет продолжить в том же формате, что и раньше, социальную деятельность епархии через координационные центры, которых у нас шесть. Это работа с зависимыми от алкоголя и наркотиков, с многодетными семьями, помощь инвалидам, сиротам, людям, попавшим в трудную жизненную ситуацию. Будем находить возможности и в стесненных условиях помогать людям.

Консультирование по программе помощи зависимым «Фавор» продолжил через Интернет протоиерей Максим Плетнев. Благотворительный фонд «Диакония» под руководством Елены Рыдалевской в этом году при поддержке Фонда президентских грантов запустил программу «Социальный патруль». Его сотрудники курируют многодетные семьи, одиноких пенсионеров, инвалидов, ветеранов, малоимущих. И это помощь не только продуктами, но и консультативная - как, например, бездомному человеку получить медицинскую и социальную помощь, восстановить документы.

Благотворительному фонду «Детская миссия» исполняется в этом году 10 лет. Это помощь детским домам, духовно-просветительская работа, поддержка опекунства, материальная помощь сиротам. Самый знаменитый проект - центр приемных семей «Умиление» в поселке Вырица. Там находят поддержку семьи, взявшие под опеку сирот. В прошлом году миссия организовала епархиальную школу приемных родителей. Ее особенность - содействие устройству в приемные семьи детей с ограниченными возможностями здоровья.

При храме Святого Андрея Критского в поселке Сергиево действует Покровская богадельня. Даже в условиях вынужденной изоляции ее насельницы живут с налаженным бытом, получают профессиональный сестринский уход, но главное - имеют домовый храм и возможность участвовать в богослужениях и Таинствах Церкви.

Молодежный клуб «Кинония» при храме Рождества Христова на Пискаревском проспекте в этом году организовал уникальный проект - «Автобус милосердия». В этом автобусе бездомные и нуждающиеся получают горячую пищу, одежду, доврачебную медицинскую помощь. Автобус специально для этого оборудован.

Не все, к сожалению, знают, что Церковь ведет большую социальную работу. Время испытаний делало наш народ и веру только крепче. Участие в делах милосердия, помощь ближнему дают человеку возможность ощутить подлинную радость, которая несовместима с паникой и тревогой.

- Наш век приносит много изменений в жизнь человека. В чем, по-вашему, задача Церкви в современном мире? Меняется ли она с течением времени?

- Главная задача Церкви во все времена - это приведение человека к спасению, к совершенству. И она никогда не изменится. Огромное препятствие на этом пути - отсутствие любви друг к другу. Если есть любовь к ближнему, то есть любовь к Богу. Если любви к ближнему нет, то и Бога мы не любим. Христиан в нас должны узнавать по любви. При отсутствии любви в нас не увидят учеников Христа.

Главное дело Церкви - молитва, но вокруг нее мы должны создавать активное поле деятельности: воспитывать людей, давать образование, являть примеры доброго отношения к людям. Каждый священник хорошо знает призыв апостола Павла, он нанесен на обороте иерейского креста: быть образцом для верных в слове, в житии, в любви, в духе, в вере, в чистоте.

Христиане должны нести в мир горячую веру и утешение. Церковь всегда утешает людей. Какие бы ни были скорби, мы всегда утешаем: помогаем, разделяем скорби, берем на себя. Задача христиан - быть светом для мира.

Подготовил Олег РОГОЗИН

#религия #православие #вера #митрополит Санкт-Петербургский и Ладожский

Материал опубликован в газете «Санкт-Петербургские ведомости» № 094 (6692) от 03.06.2020 под заголовком «Постигла скорбь, будет и радость».


Комментарии



Загрузка...

Самое читаемое

#
#
Новые предметы и знания. Что изменится в российских школах с 1 сентября 2019 года
26 августа 2019

Новые предметы и знания. Что изменится в российских школах с 1 сентября 2019 года

Рассказываем, что ждет учащихся уже через несколько дней.

Вода из колодца - по лицензии. На кого распространяется новый закон?
26 августа 2019

Вода из колодца - по лицензии. На кого распространяется новый закон?

С 1 января пользование скважинами и колодцами будет разрешено только по документу.

Белые – в Лосево, маслята – в Синявино. 8 самых грибных мест Ленобласти
20 августа 2019

Белые – в Лосево, маслята – в Синявино. 8 самых грибных мест Ленобласти

Помогаем не очень опытным грибникам и любителям пробовать новое разобраться, в какие леса лучше всего выходить с ножом и лукошком.

В таких туфлях лететь нельзя! Курьезные случаи с пассажирами самолетов
08 августа 2019

В таких туфлях лететь нельзя! Курьезные случаи с пассажирами самолетов

Как обувь приняли за взрывчатку, а на борт пронесли летучую мышь.

Финляндия объяснила ужесточение визовых правил для петербуржцев
05 августа 2019

Финляндия объяснила ужесточение визовых правил для петербуржцев

С первого сентября туристам надо показывать план поездки и подтверждения наличия финансовых средств.

Спасибо, нам не надо. Китай не хочет присоединяться к новому договору о ликвидации ракет
05 августа 2019

Спасибо, нам не надо. Китай не хочет присоединяться к новому договору о ликвидации ракет

Пекин еще раз официально заявил, что выступает против превращения ДРСМД в многостороннее соглашение.

Демографический сюрприз. Как меняется численность населения Петербурга и Ленобласти
02 августа 2019

Демографический сюрприз. Как меняется численность населения Петербурга и Ленобласти

В черте Северной столицы и области вызревают города-стотысячники.

Перевозчики экономят. Еще одна авиакомпания отказалась от бесплатного питания для пассажиров
08 июля 2019

Перевозчики экономят. Еще одна авиакомпания отказалась от бесплатного питания для пассажиров

На борту самолетов будут предлагаться только прохладительные напитки.

В «Сестрорецком болоте» проложат 3 км экотроп
02 июля 2019

В «Сестрорецком болоте» проложат 3 км экотроп

Здесь сохранились такие растения и мхи, которых не встретишь больше нигде в окрестностях Петербурга.

Женский вопрос. Эксперт – об использовании феминитивов в юридическом языке
25 июня 2019

Женский вопрос. Эксперт – об использовании феминитивов в юридическом языке

Суды активно используют слова «истица» и «заявительница», а слово «юристка» встречается лишь однажды.

Как грамотно уйти с работы? Советы юриста
13 июня 2019

Как грамотно уйти с работы? Советы юриста

При увольнении «по собственному» человек помимо положенной зарплаты получает лишь компенсацию за неиспользованный отпуск.

Открывайте двери! В квартирах россиян будут искать незаконную перепланировку
03 июня 2019

Открывайте двери! В квартирах россиян будут искать незаконную перепланировку

Верховный суд РФ решил: управляющая компания имеет право доступа на жилплощадь с целью проверки.