Химия человеческих отношений. Регент церковного хора о пении высшего качества
Юбилейный пасхальный концерт мужского хора «Оптина Пустынь» пройдет 13 мая в Малом зале Филармонии. Ожидается аншлаг: коллектив, созданный в 1996 году на Успенском подворье монастыря Введенская Оптина Пустынь в Санкт-Петербурге и занимающийся возрождением древнерусского певческого наследия, смог заслужить признание и любовь даже публики светской.
Накануне концерта мы поговорили с Александром Семёновым – основателем и регентом церковного хора, который 25 лет занимается популяризацией духовной музыки и восстанавливает старинные распевы.
Александр Семёнов / Фото М. Леонтюк
- Расскажите, пожалуйста, о юбилейном концерте.
- Это весенне-пасхальная программа. Мы с 2002 года постоянно участвуем в Московском Пасхальном фестивале Валерия Гергиева: исполняем пасхальные программы в Москве, Калуге, Твери, Дмитрове, Муроме, Суздале и множестве других городов. Но мы еще ни разу не показывали эту программу в родном городе, и исполнить ее на сцене Петербургской филармонии – большая радость и ответственность. В программу вошли пасхальные песнопения разных веков: от раннего русского многоголосия до сочинений наших дней. Второе отделение будет состоять из светских произведений русских композиторов.
- Хор «Оптина Пустынь» стоял у истоков возрождения русской духовной музыки в Петербурге?
- Если брать в целом духовную музыку, мы были далеко не первыми. Но мы одними из первых всерьез и глубоко взялись за возрождение монастырского богослужения и сопровождение его расшифровками древних распевов. Поначалу певчим было нелегко осваивать новые для себя нотации, но спустя три-четыре года мы достигли уровня, достаточного для записи первого компакт-диска со знаменными одноголосными распевами. Со временем нам стали помогать музыкальные палеографы, которые расшифровывали песнопения раннего русского многоголосия.
- Кто участники хора? Как формировался коллектив?
- Все певчие закончили разные факультеты Петербургской консерватории: двое – теоретико-композиторский, еще двое – вокальный, остальные – дирижеры-хоровики. Виктор Хапров и Андрей Иванушкин работают в коллективе почти с самого основания, с басом-профундо Владимиром Миллером и басом Дмитрием Шишкиным мы сотрудничаем с 2002 года. Остальные певчие пришли в разное время с 2007 по 2019 год.
- Это люди церковные, воцерковленные?
- Все православные; а церковных и воцерковленных – примерно пополам. За 25 лет нашего служения четверо певчих стали священниками. Я никогда не считал себя вправе указывать, как людям вести духовную жизнь. Мера у каждого своя: кому-то достаточно перекреститься и приложиться к иконе, и для него это существенный шаг навстречу духовной жизни, а для кого-то и послабление поста будет расслаблением. Могу сказать, что у нас царит здоровая молитвенная атмосфера: это отмечают отцы из Оптиной Пустыни, когда приезжают и поднимаются к нам на клирос.
Швеция. Сальчобаден / Фото из личного архива А.Семёнова
- Регент хора – это дирижер? В чем его отличие от дирижера светского хора?
- Регент – связующее звено для многих процессов. Это профессиональный дирижер, и его исполнительский уровень должен быть чуть выше, чем у певчих. Регент подбирает репертуар, заказывает расшифровки древних рукописей, пишет обработки церковных распевов, набирает и печатает ноты, содержит в порядке клиросную библиотеку. Он проводит богослужения и должен обладать целым комплексом знаний по уставу, знать соединения различных служб и чинопоследований. Регент составляет богослужебное расписание, формирует певческие составы, а также просит церковное начальство о помощи певчим, оказавшимся в сложной жизненной ситуации. И главное: регент – душа коллектива. Он вдохновляет, делится профессиональным и жизненным опытом. В своей жизни я лично знал таких регентов.
- Чем хор «Оптина Пустынь» отличается от светских коллективов, исполняющих духовную музыку?
- Что касается исполнения светскими коллективами духовной музыки, не уверен, что есть серьезная разница с музыкальной точки зрения. Профессиональные певчие обучаются теперь только в светских учебных заведениях и это, несомненно, отражается на стилистике исполнения. До революции в России была совершенно иная ситуация. Церковных певчих готовило Синодальное училище, и выпускники, с младых ногтей воспитанные в церковных традициях, заканчивали образование в Московской консерватории. Императорская капелла, реорганизованная после революции в светский коллектив, ранее также была заточена под церковное богослужение в Зимнем дворце или летних резиденциях российских императоров.
Однако мы помним, как светский коллектив Александра Свешникова записал в 1960-е «Всенощную» Сергея Васильевича Рахманинова, а Капелла под управлением Александра Юрлова исполнила расшифровки древних песнопений, выполненные Максимом Викторовичем Бражниковым. Немало прекрасных записей было сделано в Москве и Петербурге светскими хорами Владимира Минина, Валерия Полянского, Владислава Чернушенко, Николая Корнева и множеством других. Эти коллективы задали высокую планку мастерства, честного служения профессии.
С точки зрения церковной эстетики светским коллективам редко удается спокойно исполнять громкие нюансы: форте и фортиссимо. Нередко женские голоса перекрывают по звучности мужскую группу коллектива. В дореволюционные времена такого не было: мальчики в Синодальном хоре и Императорской капелле, не имевшие физиологической возможности развивать чрезвычайную громкость, звучали гораздо спокойнее и нежнее. Зачастую недостаточна работа с церковнославянским текстом: случаются ошибки в ударениях и неправильная фразировка, не учитывающая смысловые акценты.
Однако я никогда не противопоставлял наш коллектив коллегам, ушедшим в другие области исполнительства. Единственный для всех критерий – качество, профессионализм, интеллектуальное и духовное наполнение пения. И духовный коллектив, и светский вполне могут прийти к глубине понимания православной хоровой музыки.
На подворье Оптиной Пустыни / Фото отца Артемия
- А вы отличаетесь от других церковных хоров?
- Профессиональных церковных коллективов немного, и сравнивать их с непрофессиональными не стоит: это разные весовые категории. У каждого профессионального коллектива есть своя изюминка: у кого-то превалирует патриотическая тематика, кто-то поет духовные стихи и канты, кто-то специализируется на древних церковных распевах. Но мы коллеги, нас объединяет пение на службе, прежде всего на литургии. Мы делаем общее дело: колесим по городам и весям и привозим в отдаленные уголки нашей необъятной страны хоровое пение высшего качества. Остальное – нюансы.
- В чем ваша миссия, задача?
- Думаю, это пение на богослужении. Древние церковные распевы создали особую атмосферу на нашем подворье, и многие, кому эта атмосфера близка, приезжают на богослужения в наш храм со всех концов города. Надеюсь, 25-летний опыт пения в храме увенчается созданием современных церковных певческих книг. Это большая работа на будущее. Также необходимо оцифровать все древне-певческое наследие и составить полный каталог певческих рукописей.
Наша концертная деятельность всегда вытекала из того, что мы поем в храме, и ее также важно продолжать. Концерты не только разнообразят нашу жизнь и открывают слушателям новые духовные ощущения и реалии, но и существенно подтягивают нас в профессиональном плане. К примеру, перед проектом «Пение древней Церкви» мы не умели петь по-армянски, по-грузински, по-гречески, на латыни. После исполнения «Полета шмеля» коллектив может спеть фактически любую музыку, хотя многим казалось, что это невозможно.
- Александр, что самое важное удалось сделать вам лично как регенту и коллективу в целом за эти 25 лет?
- Мне посчастливилось собрать людей, с которыми можно достигать любых творческих целей. Пожалуй, главное для меня лично – возможность иметь самобытный репертуар, творческий почерк. За четверть века накопилось немало моих обработок и переложений светских и духовных сочинений, многое мы записали. Сегодня я могу спокойно сосредоточиться на певческих пробелах в богослужениях: расписать те или иные стихиры, подготовить ноты какого-нибудь древнерусского песнопения к богослужению или концертам.
Коллектив в целом также достиг многого. Мы объездили сотни городов в 20 странах, и это ценный личностный и профессиональный опыт. Кроме того, когда на протяжении десятков лет коллектив проходит очень разные ситуации, получается нечто большее, чем хор. Это химия человеческих взаимоотношений.
Наконец, мы записали 16 компакт-дисков, и записи теперь живут своей жизнью: появляются в фильмах, цитируются на сотнях интернет площадок. Так проявляется мягкая гуманитарная сила Церкви, выпускающей продукт, который затрагивает сердца не только прихожан, но и светских людей.
Комментарии