Каннский парадокс: дневники кинофестиваля

Как бы ни украшали себя звезды на знаменитой красной лестнице Каннского дворца фестивалей, но чемпионом по позированию все равно стал Жан-Люк Годар, который во Францию вообще не приехал.

Каннский парадокс: дневники кинофестиваля | Фото Mandoga Media DPA/ТАСС

Фото Mandoga Media DPA/ТАСС

Его очередной опус о борьбе букв против слов и кадров против образов почти никто не понял, и дешифровали сообща. Но пресс-конференция мэтра вошла в историю. Скайп-диалог: Годар (из дома в Швейцарии) - на экране маленького телефона, а журналисты стоят гуськом в очереди, чтобы подойти к «святому окошку» и задать вопрос или сделать признание. Здесь и игра в масштабы, и пародия на исповедь, и просто комическое представление. «Книга образов» - мозаика про тотальную ложь медийной презентации мира.

Но и на каннских экранах тоже немало изысканности - традиционно. Французская пресса полюбила панк-рок-мюзикл Кирилла Серебренникова «Лето» и прочит ему одну из главных наград. Фильм черно-белый и с мультипликационной раскраской в стиле ранних клипов. Феноменально нежный в своем посыле создать атмосферный эскиз времени и людей от него, времени, свободных. Все дружат, флиртуют, держась за ручки и «только целуясь», вместе пишут саундтрэки. Цой и группа «Кино», БГ, Майк Науменко, наверное, Башлачев - силуэты героев былых времен, тех, кто «сажали огурцы на брезентовом поле...».

Еще одна черно-белая картина и тоже обращенная в ретропространство - «Холодная война» Павла Павликовского. Мелодрама о любви композитора-диссидента и певички из государственного ансамбля песни и пляски столь жгучая, что только монохромная палитра и не дает экрану загореться. Польша, 1949 год, вычурный и хладнокровный «гопак» идеологических маневров. Радушный и равнодушный Париж, в сторону которого герой нелегально пересекает границу. Зрители вспомнили «Невыносимую легкость бытия» Филиппа Кауфмана.

А самое неожиданное в смысле авторской фантазии зрелище - «10 лет Таиланда», альманах, снятый четырьмя тайскими режиссерами, включая каннского любимца и обладателя нескольких наград Апичапонга Варасетакула. Тут офисные служащие - кошки всех мастей: натурально кошки с людскими телами; они выслеживают последнего представителя человеческой расы. Но он, хитрец, опрыскивает себя специальным одеколоном - кошачьей, конечно, мочой. А в другом сюжете президентша управляет сном жителей вверенной ей державы: нажимает кнопочку в телефоне, а где-то, скажем, на лужайке отдыхающие застывают, как в игре «морская фигура, замри!». Тех, кто не спит, - отправляют в космос. А в это время на другом каннском экране - премьерный показ продолжения космической эпопеи - «Хан Соло. Звездные войны» Рона Ховарда. Таковы кинопарадоксы.

Ранее обозреватель «СПб ведомостей» анализировала программу главного кинофестиваля Европы.

Материал был опубликован в газете под № 083 (6192) от 14.05.2018 под заголовком «Парадоксы кинофестиваля».

#Канны #кинофестиваль #кино

Материал опубликован в газете «Санкт-Петербургские ведомости» № 083 (6192) от 14.05.2018.


Комментарии