Император экономил на обедах
В Гатчинском дворце открыта дополненная и обновленная экспозиция личных комнат семьи Александра III.

Интерьер личных комнат в Гатчинском дворце очень скромен. ФОТО Александра ДРОЗДОВА
Обзорную экскурсию по дворцу сотрудники музея стараются завершить в помещениях, где можно увидеть личные вещи царской семьи. Людям нравится контраст между помпезными залами парадных ринальдиевских интерьеров и маленькими комнатами, где проходила частная жизнь семейства Александра III.
После гибели отца он задумался о доме, где можно обеспечить близким надежную охрану, и выбрал Гатчинский дворец. Если точнее - комнаты Антресольного этажа Арсенального каре. Только маленькую Ольгу разместили выше - в бельэтаже, где больше воздуха и света.
Александр Александрович любил спокойную жизнь на природе. В Гатчине он не только отдыхал, но и работал. Семья проводила там по полгода. Мария Федоровна была дамой светской. Вероятно, первое время грустила. Но затем в письмах к матери писала, что семье уютно. «Комнаты выглядят красивыми, потому что я взяла туда старинную мебель».
Князь Мещерский так описывал впечатление от посещения императорских покоев: «мне казалось, что я в хорошо содержащемся доме человека средней руки».
Спальня великой княжны Ксении Александровны тому подтверждение. Кажется, здесь жила молодая девушка из семьи среднего достатка, а не особа царских кровей. Кровать, закрытая ширмой, платяные шкафы, тумба для написания писем, несколько кресел, французского и датского производства вазочки, скульптурки, туалетный прибор...
В открытую дверь можно разглядеть тесную умывальную комнату. Александр III был человеком консервативным, бытовыми удобствами семью не баловал. Предложение перестроить ватерклозет решительно отверг: не я строил, не мне переделывать. Царские комнаты топились дровами, ваннами пользовались выносными.
Еще одна бытовая подробность, характеризующая главу семейства. В Гатчине император собственную кухню не держал, считал это не экономным, пользовался услугами ресторанного бизнеса. Заказывались обеды комплексные и праздничные. Трапеза родителей обходилась в 10 - 12 рублей, детская - от 4 до 8.
Без доклада дети не могли войти в кабинет отца. Он гневался, когда его отрывали от работы. Место для кабинета Александр Александрович выбрал с прекрасным видом на парк. Эта комната через винтовую лестницу сообщалась с приемными залами, большим кабинетом на третьем этаже, а также Арсенальным залом. Император часто работал до глубокой ночи.
Комната плотно заставлена мебелью: три письменных стола, шкафы и этажерки с книгами, кресла для посетителей. Стул возле письменного стола из кабинета Павла Петровича. На стенах портреты молодой Дагмары, батюшки императора Александра II и любимого старшего брата Николая.
В Гатчинском дворце у супругов была общая спальня, ее убранство соответствовало их вкусам. Эта комната - реконструкция. Историческая спальня была в четыре раза больше. Там хватало места для рабочих и туалетных столиков, платяных шкафов, кресел... Все это есть и сейчас, но в меньшем количестве. Одну из двух кроватей в войну эвакуировали, она и вернулась. В ее изголовье выкупленная с аукциона икона, принадлежавшая венценосной чете. Ширма, которой они пользовались, принадлежала первому владельцу дворца Григорию Орлову.
Новое помещение в экспозиции - комната для слуг. Здесь штопали, гладили, подшивали и хранили в шкафах царскую одежду.
Материалы рубрики
Российское викторианство. Почему благополучные времена Александра III привели страну к краху
В Русском музее открылась выставка об Александре III
Финская дача императора. Как отдыхал Александр III
Самое читаемое



Эротика в обмен на продукты. Как художник Сомов выживал в Петрограде
Русский музей развернул в Михайловском замке выставку к 150-летию Константина Сомова.

Иронический оптимизм от Тарантино. О чем рассказывает фильм «Однажды в... Голливуде»
В своей картине режиссер противопоставляет жизненную правду - и ее вечную, несокрушимую экранную имитацию.

Перчик под дождем. Как прошел фестиваль «Оперетта-парк» в Гатчине
Оперетта хороша в любое время года, но летом - особенно.

Михаил Пиотровский. Не отрекаясь и не проклиная
Настал важный момент для культуры нашей страны: идет война за то, как она будет развиваться дальше.

Люди земли и неба. Какими были Семен Аранович и Илья Авербах
Вспоминаем двух советских режиссеров.

Маринист на рейде. 35 картин и рисунков Айвазовского представили на выставке в Кронштадте
Участие коллекционеров позволило наглядно показать контрасты художника, которого одинаково занимали темы бури и покоя.

Граф поклонялся искусству. В Эрмитаже представили коллекцию Строганова
Живопись, акварели, скульптура, фарфор, мебель, редкие книги — все это показывает хороший вкус коллекционера.

Анна Нетребко впервые исполнила в России партию Аиды в опере Верди
Это случилось на исторической сцене Мариинского театра на фестивале «Звезды белых ночей».

В особняке Карла Шредера открыли доступ в кабинет хозяина
Туда можно попасть с экскурсией просветительской программы «Открытый город».

Открыли архивы: неожиданные повороты в судьбах известных зданий Петербурга
О том, как решения властей отражались в судьбе самых известных объектов города, можно узнать на выставке.

«Теперь у нас подлецов не бывает». Размышления о спектакле «Мертвые души» в Театре имени Ленсовета
Спектакль молодого режиссера Романа Кочержевского – это тоска по живой душе в круговороте душ мертвых.

Михаил Пиотровский. Провокация в Венеции
Почему присутствие Эрмитажа на Венецианской биеннале вызвало у многих раздражение?
Комментарии