В Русском музее открылась выставка об Александре III
Русский музей представил в Михайловском замке очередную, седьмую по счету, часть сериала «Сага Романовых». Она посвящена Александру III.

ФОТО Александра ДРОЗДОВА
Когда-то этот император пророчески написал «Пусть меня ругают, и после смерти будут еще ругать, но, может быть, наступит тот день, наконец, когда и добром помянут». Так и случилось.
В советское время у Александра III была репутация реакционера и алкоголика. Иначе и быть не могло: он не помиловал брата Владимира Ильича, принимавшего участие в подготовке покушения на самодержца. Сегодня многие факты отечественной истории пересматриваются. Изменился взгляд и на Александра III. Публикуются материалы исследователей, открываются выставки, проводятся конференции.
У Русского музея в этом процессе особая роль. Этому императору принадлежит идея основания музея. Как замечает Владимир Гусев, не издавалось указов, отменяющих полное название сокровищницы отечественного искусства - Русский музей императора Александра III.
Музей и сосредоточился на показе своего основателя как человека культуры. Выставка называется «Александр III. Император и коллекционер».
Интерес к изобразительному искусству будущему императору привили жена великая княгиня Мария Федоровна и художник Алексей Боголюбов, обучавший ее живописи. В залах выставки можно видеть рисунки членов императорской семьи и произведения из коллекции Александра III, которая находилась в Аничковом дворце и отражала его личный вкус. Не самый тонкий на взгляд специалистов.
Поначалу будущий император намеревался собирать исторические картины отечественных художников, даже приобрел у московского купца Кокорева коллекцию произведений живописцев XVIII - первой половины XIX века, но потом переключился на работы современных мастеров. Ему нравились передвижники, он посещал их выставки. Симпатия была взаимной.
В 1874 году, совершая путешествие по Европе, наследник престола побывал в мастерских русских художников в Париже, где купил и заказал картины у Васнецова, Поленова, Репина, Савицкого. Теперь они входят в собрание Русского музея.
Идея создать музей русского искусства возникла у Александра III девять лет спустя. Дату зафиксировал в записках Боголюбов. Император посетовал, что в Москве есть галерея Третьякова, а в Петербурге «товарищи-передвижники все перекочевывают с одного городского зала в другой». Пришла пора задуматься о создании музея в Петербурге. Для него император покупал картины на выставках передвижников. Конкурировать с профессиональными коллекционерами было непросто. У Павла Третьякова была возможность отбирать произведения в мастерских.
Открылся задуманный Александром III музей уже после смерти императора. Его учредил Николай II специальным указом от 13 апреля 1895 года. Центральное место в экспозиции заняли полотна и скульптуры, приобретенные его отцом.
Выставка в Михайловском замке огромная, около трехсот произведений: живопись, графика, скульптура, прикладное искусство. Обозначить деятельность царя-миротворца, его личную жизнь, жизнь двора, эпоху в целом Русскому музею помогли Эрмитаж, Третьяковская галерея, музеи-заповедники «Павловск», «Гатчина», «Царское Село», Музей изобразительных искусств Республики Карелия, Псковский музей-заповедник, другие музеи и архивы РФ.
Для этой выставки Третьяковская галерея отреставрировала картоны Виктора Васнецова к росписям Владимирского собора в Киеве. Эрмитаж поддержал проект произведениями восточного искусства, которым увлекался Александр III. Его кабинет в Аничковом дворце был заставлен предметами из бронзы - вазами, чашами, блюдами, фигурками собак и слонов. ГМЗ «Гатчина» на время выставки предоставил трон, который украсил раздел, посвященный коронации.
Как и предыдущие проекты «Саги о Романовых», выставка строится не хронологически, а тематически: коллекция, путешествия, охота, жизнь двора, коронация, кончина... Все это в живописи, скульптуре, декоративно-прикладном искусстве, документах. Много портретов, личные вещи членов венценосной семьи, важные события, запечатленные в акварелях Зичи.
Материал опубликован в газете «Санкт-Петербургские ведомости» № 043 (6441) от 11.03.2020 под заголовком «Не реакционер, а коллекционер».
Материалы рубрики
В Москве открылась выставка «Екатеринина держава: пространства власти в Российской империи эпохи Екатерины Великой»
В Союзе художников открылась выставка «Петербург. Кто мы?»
Самое читаемое



Эротика в обмен на продукты. Как художник Сомов выживал в Петрограде
Русский музей развернул в Михайловском замке выставку к 150-летию Константина Сомова.

Иронический оптимизм от Тарантино. О чем рассказывает фильм «Однажды в... Голливуде»
В своей картине режиссер противопоставляет жизненную правду - и ее вечную, несокрушимую экранную имитацию.

Перчик под дождем. Как прошел фестиваль «Оперетта-парк» в Гатчине
Оперетта хороша в любое время года, но летом - особенно.

Михаил Пиотровский. Не отрекаясь и не проклиная
Настал важный момент для культуры нашей страны: идет война за то, как она будет развиваться дальше.

Люди земли и неба. Какими были Семен Аранович и Илья Авербах
Вспоминаем двух советских режиссеров.

Маринист на рейде. 35 картин и рисунков Айвазовского представили на выставке в Кронштадте
Участие коллекционеров позволило наглядно показать контрасты художника, которого одинаково занимали темы бури и покоя.

Граф поклонялся искусству. В Эрмитаже представили коллекцию Строганова
Живопись, акварели, скульптура, фарфор, мебель, редкие книги — все это показывает хороший вкус коллекционера.

Анна Нетребко впервые исполнила в России партию Аиды в опере Верди
Это случилось на исторической сцене Мариинского театра на фестивале «Звезды белых ночей».

В особняке Карла Шредера открыли доступ в кабинет хозяина
Туда можно попасть с экскурсией просветительской программы «Открытый город».

Открыли архивы: неожиданные повороты в судьбах известных зданий Петербурга
О том, как решения властей отражались в судьбе самых известных объектов города, можно узнать на выставке.

«Теперь у нас подлецов не бывает». Размышления о спектакле «Мертвые души» в Театре имени Ленсовета
Спектакль молодого режиссера Романа Кочержевского – это тоска по живой душе в круговороте душ мертвых.

Михаил Пиотровский. Провокация в Венеции
Почему присутствие Эрмитажа на Венецианской биеннале вызвало у многих раздражение?
Комментарии