Главная городская газета

Флора из фарфора

Каждый день
свежий pdf-номер газеты
в Вашей почте

Бесплатно
Свежие материалы Культура

Выставка буддийского искусства открылась в Петербурге

Вниманию посетителей готовы представить порядка ста уникальных произведений IX - XVIII веков. Читать полностью

Фестиваль «Михайловское» прошел в Пушкинских Горах

Студенты Пушкинского театрального центра представили пушкиноогорцам свои премьерные спектакли. Читать полностью

«Петербург» в Театре на Васильевском

С драматургом Юлией Тупикиной - автором популярной пьесы - встретился автор «СПб ведомостей». Читать полностью

Первая балетная школа России отпраздновала юбилей

В течение трех дней на сцене Мариинского театра сдавали экзамен выпускники Академии русского балета имени А. Я. Вагановой.
Читать полностью

«Петербург-2103» как мост в будущее

На выставке, открывшейся в ЦВЗ «Манеж», представленные проекты отвечали на один вопрос: куда движутся архитектура и градостроительная практика Петербурга?

Читать полностью

Дары географов: внутри коллекции РГО в Петербурге

Древние рукописи и русский лубок, одна из первых карт Петербурга, монгольские скульптуры и японские дагерротипы - все это можно увидеть в музее петербургского отделения Русского географического общества. Читать полностью
Флора из фарфора | Специально для эрмитажной коллекции фарфора Владимир Каневский создал фарфоровую композицию «Сборный букет». ФОТО Людмилы ВОЛКОВОЙ

Специально для эрмитажной коллекции фарфора Владимир Каневский создал фарфоровую композицию «Сборный букет». ФОТО Людмилы ВОЛКОВОЙ

Эрмитаж открыл выставку художника и скульптора Владимира Каневского. Всего более пятидесяти композиций из фарфора, созданных в последние два года специально для этого показа.

Арапский зал и Ротонду Зимнего дворца заполонили маки, ландыши, розы, сирень... Выполненные из фарфора цветы и бутоны раскрашены вручную и посажены на металлический каркас в виде стеблей растений с тонко прочеканенными лепестками. Достоверность и особое очарование цветам-обманкам придают и небольшие изъяны - следы от насекомых и гусениц.

Фарфоровые букеты Каневского украшают галереи знаменитых дизайнеров, модельеров и ювелиров, входят в коллекции королевских дворов Европы. Для Эрмитажа выставки фарфора, в том числе и посвященные флористике, - традиция.

- Трудно найти художника-фарфориста, который не обращался бы к теме цветов. Флористика на фарфоре - явление распространенное, - объясняет выбор музея куратор выставки доктор искусствоведения Екатерина Хмельницкая. - В работах Владимира есть гармония, внутренняя красота и своя философия, поэтому его и представляет Эрмитаж. Художник соединяет в одном произведении несколько материалов. Мало кто умеет так работать с фарфором, бисквитом, подглазурными росписями... Не профессионал, не реставратор и не фарфорист это увидеть не сможет.

Мастер признанный, но в сферу его профессиональных интересов цветы вошли не сразу. Разве что ботаника нравилась со школьной скамьи.

Каневский родился в Харькове, окончил архитектурный факультет инженерно-строительного института, строил жилые комплексы, переехал в Ленинград, затем эмигрировал, последние тридцать лет живет в США.

Перед вернисажем художник ответил на вопросы нашего корреспондента.

- Как вы занялись фарфором?

- Получилось случайно. Когда я приехал на Запад, занимался фигуративной скульптурой, довольно модернистской. Но надо было зарабатывать деньги на жизнь. Стал делать из фарфора какие-то штучки, постепенно изучил материал, проводил всякие эксперименты. Не прошло и тридцати лет, как это выросло в нечто большее, чем я мог рассчитывать.

- У вас своя технология?

- В основном да. Вещи повторяются, потому что материал один, но многое я делаю по-своему. Здесь две составляющие. Прежде всего технологическая: как накладывается краска, какие инструменты применяются в лепке форм... И есть эстетическая составляющая, как вещь построена: вертикальная часть, горизонтальная. Во всем этом я чувствую некий возврат к архитектуре.

- Значит, то, что вы делаете, для вас архитектура?

- Я смотрю на процесс, как на архитектуру, это помогает бороться с ностальгией по архитектуре.

Цветы для меня - архитектурные объекты, надеюсь, в этом качестве их можно применять в интерьере. В них есть почти все, что присутствует в архитектуре: конструкция, структура, история, технология, эстетика, масштаб.

- Вы любите цветы небезупречные, с изъянами. Почему?

- В искусстве безупречность не поддается объяснению. Это не автомобиль, не изделие массового производства. В искусстве должна ощущаться рука художника. В небезупречности проявление жизни.

- Горшки для цветов у вас необычные.

- С горшками особая история. Когда я начал работу для выставки в Эрмитаже, стал думать, какими должны быть горшки. Сделал бесконечное количество разных вариантов, искал яркие, сложные, менее традиционные. В конце концов все остальные варианты отпали. Остался классический архетип терракотового горшка. Старые терракоты монументальны, просты, это рама для цветка.

- Выставок у вас много?

- К ним надо готовиться. Были выставки, важные для моей студии. Например, в музее Мейсена была большая интересная выставка.

- Почему Эрмитаж?

- Поступило предложение. Я, не раздумывая, бросился, потому что выше Эрмитажа нет. Я уже не говорю, что это мой самый любимый музей. У меня много было с ним связано, когда я жил в Ленинграде. Это мое любимое место.

Эту и другие статьи вы можете обсудить и прокомментировать в наших группах ВКонтакте и Facebook