Флора из фарфора

Эрмитаж открыл выставку художника и скульптора Владимира Каневского. Всего более пятидесяти композиций из фарфора, созданных в последние два года специально для этого показа.

Флора из фарфора | Специально для эрмитажной коллекции фарфора Владимир Каневский создал фарфоровую композицию «Сборный букет». ФОТО Людмилы ВОЛКОВОЙ

Специально для эрмитажной коллекции фарфора Владимир Каневский создал фарфоровую композицию «Сборный букет». ФОТО Людмилы ВОЛКОВОЙ

Арапский зал и Ротонду Зимнего дворца заполонили маки, ландыши, розы, сирень... Выполненные из фарфора цветы и бутоны раскрашены вручную и посажены на металлический каркас в виде стеблей растений с тонко прочеканенными лепестками. Достоверность и особое очарование цветам-обманкам придают и небольшие изъяны - следы от насекомых и гусениц.

Фарфоровые букеты Каневского украшают галереи знаменитых дизайнеров, модельеров и ювелиров, входят в коллекции королевских дворов Европы. Для Эрмитажа выставки фарфора, в том числе и посвященные флористике, - традиция.

- Трудно найти художника-фарфориста, который не обращался бы к теме цветов. Флористика на фарфоре - явление распространенное, - объясняет выбор музея куратор выставки доктор искусствоведения Екатерина Хмельницкая. - В работах Владимира есть гармония, внутренняя красота и своя философия, поэтому его и представляет Эрмитаж. Художник соединяет в одном произведении несколько материалов. Мало кто умеет так работать с фарфором, бисквитом, подглазурными росписями... Не профессионал, не реставратор и не фарфорист это увидеть не сможет.

Мастер признанный, но в сферу его профессиональных интересов цветы вошли не сразу. Разве что ботаника нравилась со школьной скамьи.

Каневский родился в Харькове, окончил архитектурный факультет инженерно-строительного института, строил жилые комплексы, переехал в Ленинград, затем эмигрировал, последние тридцать лет живет в США.

Перед вернисажем художник ответил на вопросы нашего корреспондента.

- Как вы занялись фарфором?

- Получилось случайно. Когда я приехал на Запад, занимался фигуративной скульптурой, довольно модернистской. Но надо было зарабатывать деньги на жизнь. Стал делать из фарфора какие-то штучки, постепенно изучил материал, проводил всякие эксперименты. Не прошло и тридцати лет, как это выросло в нечто большее, чем я мог рассчитывать.

- У вас своя технология?

- В основном да. Вещи повторяются, потому что материал один, но многое я делаю по-своему. Здесь две составляющие. Прежде всего технологическая: как накладывается краска, какие инструменты применяются в лепке форм... И есть эстетическая составляющая, как вещь построена: вертикальная часть, горизонтальная. Во всем этом я чувствую некий возврат к архитектуре.

- Значит, то, что вы делаете, для вас архитектура?

- Я смотрю на процесс, как на архитектуру, это помогает бороться с ностальгией по архитектуре.

Цветы для меня - архитектурные объекты, надеюсь, в этом качестве их можно применять в интерьере. В них есть почти все, что присутствует в архитектуре: конструкция, структура, история, технология, эстетика, масштаб.

- Вы любите цветы небезупречные, с изъянами. Почему?

- В искусстве безупречность не поддается объяснению. Это не автомобиль, не изделие массового производства. В искусстве должна ощущаться рука художника. В небезупречности проявление жизни.

- Горшки для цветов у вас необычные.

- С горшками особая история. Когда я начал работу для выставки в Эрмитаже, стал думать, какими должны быть горшки. Сделал бесконечное количество разных вариантов, искал яркие, сложные, менее традиционные. В конце концов все остальные варианты отпали. Остался классический архетип терракотового горшка. Старые терракоты монументальны, просты, это рама для цветка.

- Выставок у вас много?

- К ним надо готовиться. Были выставки, важные для моей студии. Например, в музее Мейсена была большая интересная выставка.

- Почему Эрмитаж?

- Поступило предложение. Я, не раздумывая, бросился, потому что выше Эрмитажа нет. Я уже не говорю, что это мой самый любимый музей. У меня много было с ним связано, когда я жил в Ленинграде. Это мое любимое место.

#Каневский #цветы #фарфор

Комментарии



Загрузка...

Самое читаемое

#
#
Почему Анну Старобинец признали лучшим фантастом Европы
01 Августа 2018

Почему Анну Старобинец признали лучшим фантастом Европы

Как случается с любой более-менее резонансной литературной наградой, от Нобелевской премии до «Большой книги», одни коллеги поздравляли московскую писательницу с победой, другие шумно негодовали.

Михаил Пиотровский: «Есть великие примеры»
02 Июня 2018

Михаил Пиотровский: «Есть великие примеры»

Директор Эрмитажа - об автономности культуры, уголовных делах, связанных с хищениями в музее и о прошедшем Юридическом форуме.

Сказать всё, никого не обидев
12 Июля 2017

Сказать всё, никого не обидев

Музей работает для всех, но ему важна понимающая аудитория. Есть люди, которые все понимают, ориентироваться надо на них. Сегодня это важно.

Уроки танца не кончаются
13 Июня 2017

Уроки танца не кончаются

Состоялся 275-й выпуск Академии русского балета им. А. Я. Вагановой. По давней традиции, в июне выпускники демонстрируют свои таланты на сцене Мариинского театра в рамках фестиваля «Звезды белых ночей...

Гений места движет фестиваль
25 Мая 2017

Гений места движет фестиваль

XXV, международный фестиваль «Дворцы Санкт-Петербурга» откроется 31 мая в Эрмитажном театре концертным исполнением оперы «Сельская честь» Масканьи.

Великая Победа глазами потомков
19 Мая 2017

Великая Победа глазами потомков

В нарядном недавно отреставрированном Доме журналиста на Невском вчера было непривычно, по-школьному, шумно...

Вся ночь впереди
19 Мая 2017

Вся ночь впереди

Завтра в 10-й раз в Петербург придет «Ночь музеев» - одно из главных культурных событий года.

Гранатовый браслет из Гатчины
02 Мая 2017

Гранатовый браслет из Гатчины

В Гатчине подвели итоги XXIII кинофестиваля «Литература и кино».

Кармен-сюита
25 Апреля 2017

Кармен-сюита

Удивительное дело: ни в одной другой экранизации не было так очевидно, что эти двое совершенно не созданы друг для друга...

Уважение рождается в борьбе
09 Марта 2017

Уважение рождается в борьбе

Благодаря музею Исаакий стал гражданской святыней, обрел значение, которое выдвинуло его в первый ряд памятников Петербурга. Музеи всегда оказываются на передовой линии борьбы за цивилизацию. Они подч...

Михаил Пиотровский: Исаакий себя защитит
02 Февраля 2017

Михаил Пиотровский: Исаакий себя защитит

Я написал письмо Патриарху Кириллу. Пресс-секретарь Святейшего сообщил, что Патриарх готов встречаться и обсуждать эти вопросы.

Как сэкономить на культуре
15 Декабря 2015

Как сэкономить на культуре

Посещение музеев, особенно всей семьей, обычно влетает в копеечку и для многих становится роскошью. Сегодня мы расскажем о том, как можно сэкономить, напомним о бесплатных днях и льготах.