В Строгановском дворце Русского музея открылась выставка «Военные парады. Фарфор, акварели»

Экспозиция впервые сочетает нежную графику, хрупкий фарфор и изображение на них русских воинов XIX века в форме тех полков, где они служили. Заодно широкая публика может ознакомиться с именами и творчеством художников, известных только специалистам.

В Строгановском дворце Русского музея открылась выставка «Военные парады. Фарфор, акварели»  | ФОТО Дмитрия СОКОЛОВА

ФОТО Дмитрия СОКОЛОВА

Как рассказала «Санкт-Петербургским ведомостям» Наталия Соломатина, заведующая сектором рисунка XVIII — начала XX века Русского музея, в этой сравнительно небольшой выставке сфокусировалось несколько важных исторических и художественных смыслов. После победы русской армии над Наполеоном, роскошных парадов в сверкающей золотом военной форме Александр I заказал серию из 700 гравюр. Она получила название «Мундиры Российской армии, рисованные и раскрашенные в Главном штабе Его императорского величества». В это же время на Императорском фарфоровом заводе по­явились новые технологии обжига, которые позволяли создавать многоцветные изображения с передачей мелких деталей.

В середине 1820‑х годов начался выпуск декоративных тарелок с изображением офицеров и рядовых в парадных мундирах. К работе были привлечены лучшие художники ИФЗ, в разные годы это были Николай Красовский, Василий Мидин и другие. Кроме серии гравюр они использовали и другие иконографические материалы.

Николай I и Александр II собственноручно создавали эскизы новой военной формы, что дополнительно стимулировало производство тарелок. В 1866 – 1870 годах художники Карл Пиратский, Петр Балашов и Адольф Шарлемань соз­дали две серии «мундирной» графики, специально предназначенной для воспроизведения на фарфоровых тарелках. Каждая серия состояла из 120 акварелей и хранилась в специальном обшитом кожей футляре с металлическими застежками. После завершения работ на ИФЗ, это произошло уже при Александре III, эскизы поступили в библиотеку Зимнего дворца, откуда в 1930 году — в Русский музей. Любопытно, что размеры эскизов и росписей на тарелках отличаются: художники Александр Миронов, Александр Тычагин и их коллеги были первоклассными мастерами росписи, которые «от руки» увеличивали изображение до необходимых размеров. Если акварельные эскизы имеют диаметр около 15 см, то росписи на тарелках — 25 см. На выставке можно убедиться в высоком мастерстве как акварелистов, так и художников, которые расписывали тарелки. Представлены 40 эскизов и 20 тарелок из двух названных серий.

В 1907 – 1913 годах были выпущены последние «мундирные» тарелки по эскизам художников Виктора Мазуровского и Иосифа Шарлеманя. Росписями занимались Николай Кирсанов и Иван Назаров.

Всего за почти сто лет существования «мундирного» жанра в фарфоре было выпущено восемь крупных серий. Их принято называть по цветам бортов тарелок — «синяя», «красная», «турецкая», три «золотые», «бирюзовая» и «сиреневая». Борта украшались изображениями российского герба, военных атрибутов и растительных мотивов. В каждой серии было до ста разных тарелок. Тираж тарелок с одним рисунком не превышал двух-трех экземпляров — для императора, наследника и еще один запасной. На сегодня почти все тарелки известны в единственном экземпляре.

Любителям истории Петербурга будет интересно рассматривать военных на фоне их полковых храмов. Семеновцы изображены рядом с Введенским собором, кирасиры — с Софийским собором в Царском Селе, чины Егерского полка — рядом с Мирониевской церковью на набережной Обводного канала. Выставку дополняют картины, изображающие военные смотры в Петербурге. Из редко экспонируемых — картина Мазуровского «Парад на Марсовом поле 23 ноября 1878 года».

Выставка продлится до 19 февраля 2024 года.


#выставка #фарфор #мундиры

Материал опубликован в газете «Санкт-Петербургские ведомости» № 244 (7573) от 26.12.2023 под заголовком «Мундиры на тарелках».


Комментарии