Фестиваль «Дягилев. P. S.» открылся программой Светланы Захаровой

Международный фестиваль «Дягилев. P. S.» открылся на сцене Александринского театра программой Светланы Захаровой. Прима-балерина Большого театра и этуаль миланского театра «Ла Скала» представила проект Modanse («Мода и танец»).

Фестиваль «Дягилев. P. S.» открылся программой Светланы Захаровой | ФОТО Марка ОЛИЧА/предоставлено пресс-службой фестиваля

ФОТО Марка ОЛИЧА/предоставлено пресс-службой фестиваля

С Петербургом Светлану Захарову связывает многое. В 1996-м она окончила Академию русского балета им. А. Я. Вагановой, куда была принята после успеха на международном конкурсе Vaganova-Prix сразу на выпускной курс (класс Елены Евтеевой). Становление Захаровой как балерины состоялось в Мариинском театре, где под руководством педагога-репетитора Ольги Моисеевой она освоила разноплановый репертуар – от классических партий до современных постановок. В Большой театр в 2003-м Захарова пришла прославленной исполнительницей, продолжив пополнять свой репертуар разностилевыми спектаклями. С этой целью она регулярно организует авторские проекты, в рамках которых представляет премьеры, поставленные хореографами специально для нее. Один из них – творческий вечер Modanse, который благодаря стараниям команды фестиваля «Дягилев. P. S.» во главе с директором Театрального музея Натальей Метелицей удалось показать и в Северной столице.

Открылся вечер балетом «Как дыхание» итальянского хореографа Мауро Бигонцетти. Это новая трактовка его двухактной постановки на музыку Георга Фридриха Генделя, премьера которой состоялась в «Ла Скала» (2017). Главные партии тогда исполнили Светлана Захарова и Роберто Болле. Сегодняшняя одноактная версия сделана специально для Захаровой и артистов Большого театра.

Минималистичная визуальная стилистика балета инспирирована идеей диалога времен – эпохи барокко и современности. В фантазийных костюмах Хелены де Медейрос декоративность корсажей и пышных закругленных пачек соединилась с дерзкими геометрическими силуэтами. Этому диалогу вторила и хореография, совмещающая красоту классического танца с модернистским изломом и элементами акробатики (резкие приземления на шпагат, стойки на руках, «головоломные» поддержки).

Помимо начальной и финальной сцен у Светланы Захаровой два развернутых монолога и полный затаенной страсти дуэт с Денисом Савиным. Во всех эпизодах балерина завораживала совершенной гармонией линий, присущей петербургскому стилю аристократичной манерой танца в сочетании с нервной экспрессией.

Во втором отделении был показан балет «Габриэль Шанель». Композитор Илья Демуцкий, хореограф Юрий Посохов, режиссер и автор либретто Алексей Франдетти создали драматичную историю, основанную на эпизодах жизни «великой мадмуазель». Балет рассказывает о пути, который проделала Шанель, – от неизвестной певицы кабаре до главы одного из самых влиятельных модных домов мира.

Стильная черно-белая сценография Марии Трегубовой отсылала к эпохе немого кино и превратила спектакль в своеобразный ретробалет. В прологе в приглушенном свете (художник по свету Иван Виноградов) на авансцене возник силуэт Шанель. С сигарой, в элегантном костюме и широкополой шляпе она сидит в кресле спиной к публике. Перед ее мысленным взором возникают картинки прошлого, которые проецируются на развешанные повсюду экраны (художник по видеопроекциям Илья Старилов). На чередовании эпизодов-ретроспекций, отделенных друг от друга своеобразными эпиграфами – афоризмами самой Шанель, строится драматургия всего балета. Вот сцена ипподрома, где Коко знакомится с Боем (Якопо Тисси), вот ателье и первые клиентки Шанель, вот балет и знакомство с Сергеем Дягилевым. После – война, утрата любимого человека, создание легендарных духов Chanel № 5, наконец, мировой триумф...

Чтобы передать пластический характер своей героини, Светлана Захарова изучила многочисленные визуальные материалы, дневники и всевозможную литературу о Шанель. В итоге ей удалось добиться такой степени сходства, что в отдельных сценах возникало ощущение, будто перед нами великая Коко во плоти. «Подсмотренные» жесты и позы в сочетании с изысканными костюмами (костюмы изготовлены в мастерской Большого театра по эскизам, разработанным Домом моды Chanel) наилучшим образом легли на артистическую индивидуальность Захаровой, еще более подчеркнув свойственные ей благородство манер и идеальные пропорции тела.

Противоречивые ощущения оставила хореография Юрия Посохова. Лишенная ярких лексических находок, в некоторых эпизодах она выглядела излишне иллюстративной, отсылая к постановочной эстетике советской хореодрамы. Наиболее удался хореографу «балет в балете» – стилизованные фрагменты из «Аполлона Мусагета» Джорджа Баланчина и «Голубого экспресса» Брониславы Нижинской, для которого Шанель создала стильные пляжные костюмы. 

Спектакль идеально вписался в концепцию фестиваля. В середине ноября состоится его главное событие – масштабная международная выставка портретов «В круге Дягилевом. Пересечение судеб». А вот запланированную премьеру «Лебединого озера» Анжелена Прельжокажа из-за пандемии пришлось перенести на следующий год.

#Дягилев P.S. #фестиваль #балет

Материал опубликован в газете «Санкт-Петербургские ведомости» № 196 (6794) от 28.10.2020 под заголовком «Мода + танец».


Комментарии