Фестиваль «Дягилев. P. S.» открылся программой Светланы Захаровой

Международный фестиваль «Дягилев. P. S.» открылся на сцене Александринского театра программой Светланы Захаровой. Прима-балерина Большого театра и этуаль миланского театра «Ла Скала» представила проект Modanse («Мода и танец»).

Фестиваль «Дягилев. P. S.» открылся программой Светланы Захаровой | ФОТО Марка ОЛИЧА/предоставлено пресс-службой фестиваля

ФОТО Марка ОЛИЧА/предоставлено пресс-службой фестиваля

С Петербургом Светлану Захарову связывает многое. В 1996-м она окончила Академию русского балета им. А. Я. Вагановой, куда была принята после успеха на международном конкурсе Vaganova-Prix сразу на выпускной курс (класс Елены Евтеевой). Становление Захаровой как балерины состоялось в Мариинском театре, где под руководством педагога-репетитора Ольги Моисеевой она освоила разноплановый репертуар – от классических партий до современных постановок. В Большой театр в 2003-м Захарова пришла прославленной исполнительницей, продолжив пополнять свой репертуар разностилевыми спектаклями. С этой целью она регулярно организует авторские проекты, в рамках которых представляет премьеры, поставленные хореографами специально для нее. Один из них – творческий вечер Modanse, который благодаря стараниям команды фестиваля «Дягилев. P. S.» во главе с директором Театрального музея Натальей Метелицей удалось показать и в Северной столице.

Открылся вечер балетом «Как дыхание» итальянского хореографа Мауро Бигонцетти. Это новая трактовка его двухактной постановки на музыку Георга Фридриха Генделя, премьера которой состоялась в «Ла Скала» (2017). Главные партии тогда исполнили Светлана Захарова и Роберто Болле. Сегодняшняя одноактная версия сделана специально для Захаровой и артистов Большого театра.

Минималистичная визуальная стилистика балета инспирирована идеей диалога времен – эпохи барокко и современности. В фантазийных костюмах Хелены де Медейрос декоративность корсажей и пышных закругленных пачек соединилась с дерзкими геометрическими силуэтами. Этому диалогу вторила и хореография, совмещающая красоту классического танца с модернистским изломом и элементами акробатики (резкие приземления на шпагат, стойки на руках, «головоломные» поддержки).

Помимо начальной и финальной сцен у Светланы Захаровой два развернутых монолога и полный затаенной страсти дуэт с Денисом Савиным. Во всех эпизодах балерина завораживала совершенной гармонией линий, присущей петербургскому стилю аристократичной манерой танца в сочетании с нервной экспрессией.

Во втором отделении был показан балет «Габриэль Шанель». Композитор Илья Демуцкий, хореограф Юрий Посохов, режиссер и автор либретто Алексей Франдетти создали драматичную историю, основанную на эпизодах жизни «великой мадмуазель». Балет рассказывает о пути, который проделала Шанель, – от неизвестной певицы кабаре до главы одного из самых влиятельных модных домов мира.

Стильная черно-белая сценография Марии Трегубовой отсылала к эпохе немого кино и превратила спектакль в своеобразный ретробалет. В прологе в приглушенном свете (художник по свету Иван Виноградов) на авансцене возник силуэт Шанель. С сигарой, в элегантном костюме и широкополой шляпе она сидит в кресле спиной к публике. Перед ее мысленным взором возникают картинки прошлого, которые проецируются на развешанные повсюду экраны (художник по видеопроекциям Илья Старилов). На чередовании эпизодов-ретроспекций, отделенных друг от друга своеобразными эпиграфами – афоризмами самой Шанель, строится драматургия всего балета. Вот сцена ипподрома, где Коко знакомится с Боем (Якопо Тисси), вот ателье и первые клиентки Шанель, вот балет и знакомство с Сергеем Дягилевым. После – война, утрата любимого человека, создание легендарных духов Chanel № 5, наконец, мировой триумф...

Чтобы передать пластический характер своей героини, Светлана Захарова изучила многочисленные визуальные материалы, дневники и всевозможную литературу о Шанель. В итоге ей удалось добиться такой степени сходства, что в отдельных сценах возникало ощущение, будто перед нами великая Коко во плоти. «Подсмотренные» жесты и позы в сочетании с изысканными костюмами (костюмы изготовлены в мастерской Большого театра по эскизам, разработанным Домом моды Chanel) наилучшим образом легли на артистическую индивидуальность Захаровой, еще более подчеркнув свойственные ей благородство манер и идеальные пропорции тела.

Противоречивые ощущения оставила хореография Юрия Посохова. Лишенная ярких лексических находок, в некоторых эпизодах она выглядела излишне иллюстративной, отсылая к постановочной эстетике советской хореодрамы. Наиболее удался хореографу «балет в балете» – стилизованные фрагменты из «Аполлона Мусагета» Джорджа Баланчина и «Голубого экспресса» Брониславы Нижинской, для которого Шанель создала стильные пляжные костюмы. 

Спектакль идеально вписался в концепцию фестиваля. В середине ноября состоится его главное событие – масштабная международная выставка портретов «В круге Дягилевом. Пересечение судеб». А вот запланированную премьеру «Лебединого озера» Анжелена Прельжокажа из-за пандемии пришлось перенести на следующий год.

#Дягилев P.S. #фестиваль #балет

Материал опубликован в газете «Санкт-Петербургские ведомости» № 196 (6794) от 28.10.2020 под заголовком «Мода + танец».


Комментарии



Загрузка...

Самое читаемое

#
#
Эротика в обмен на продукты. Как художник Сомов выживал в Петрограде
21 Августа 2019

Эротика в обмен на продукты. Как художник Сомов выживал в Петрограде

Русский музей развернул в Михайловском замке выставку к 150-летию Константина Сомова.

Иронический оптимизм от Тарантино. О чем рассказывает фильм «Однажды в... Голливуде»
16 Августа 2019

Иронический оптимизм от Тарантино. О чем рассказывает фильм «Однажды в... Голливуде»

В своей картине режиссер противопоставляет жизненную правду - и ее вечную, несокрушимую экранную имитацию.

Перчик под дождем. Как прошел фестиваль «Оперетта-парк» в Гатчине
06 Августа 2019

Перчик под дождем. Как прошел фестиваль «Оперетта-парк» в Гатчине

Оперетта хороша в любое время года, но летом - особенно.

Михаил Пиотровский. Не отрекаясь и не проклиная
31 Июля 2019

Михаил Пиотровский. Не отрекаясь и не проклиная

Настал важный момент для культуры нашей страны: идет война за то, как она будет развиваться дальше.

Люди земли и неба. Какими были Семен Аранович и Илья Авербах
29 Июля 2019

Люди земли и неба. Какими были Семен Аранович и Илья Авербах

Вспоминаем двух советских режиссеров.

Маринист на рейде. 35 картин и рисунков Айвазовского представили на выставке в Кронштадте
03 Июля 2019

Маринист на рейде. 35 картин и рисунков Айвазовского представили на выставке в Кронштадте

Участие коллекционеров позволило наглядно показать контрасты художника, которого одинаково занимали темы бури и покоя.

Граф поклонялся искусству. В Эрмитаже представили коллекцию Строганова
27 Июня 2019

Граф поклонялся искусству. В Эрмитаже представили коллекцию Строганова

Живопись, акварели, скульптура, фарфор, мебель, редкие книги — все это показывает хороший вкус коллекционера.

Анна Нетребко впервые исполнила в России партию Аиды в опере Верди
13 Июня 2019

Анна Нетребко впервые исполнила в России партию Аиды в опере Верди

Это случилось на исторической сцене Мариинского театра на фестивале «Звезды белых ночей».

В особняке Карла Шредера открыли доступ в кабинет хозяина
11 Июня 2019

В особняке Карла Шредера открыли доступ в кабинет хозяина

Туда можно попасть с экскурсией просветительской программы «Открытый город».

Открыли архивы: неожиданные повороты в судьбах известных зданий Петербурга
10 Июня 2019

Открыли архивы: неожиданные повороты в судьбах известных зданий Петербурга

О том, как решения властей отражались в судьбе самых известных объектов города, можно узнать на выставке.

«Теперь у нас подлецов не бывает». Размышления о спектакле «Мертвые души» в Театре имени Ленсовета
08 Июня 2019

«Теперь у нас подлецов не бывает». Размышления о спектакле «Мертвые души» в Театре имени Ленсовета

Спектакль молодого режиссера Романа Кочержевского – это тоска по живой душе в круговороте душ мертвых.

Михаил Пиотровский. Провокация в Венеции
05 Июня 2019

Михаил Пиотровский. Провокация в Венеции

Почему присутствие Эрмитажа на Венецианской биеннале вызвало у многих раздражение?