В Петербурге обсудили взаимосвязь Сергея Дягилева и моды

«Дягилев. Главный законодатель эпохи: звезды, мода, деньги»... Так называлась дискуссия, которая прошла в рамках международного фестиваля «Дягилев. P. S.». Одной из самых интересных, на мой взгляд, оказалась тема взаимосвязи Сергея Дягилева и моды.

В Петербурге обсудили взаимосвязь Сергея Дягилева и моды | ФОТО Википедия

ФОТО Википедия

И балет Юрия Посохова на музыку Ильи Демуцкого, показанный в рамках фестиваля, был посвящен деятелю моды – Габриэль Шанель. В главной роли выступила прима-балерина Большого театра Светлана Захарова. Костюмы разработали в Париже под руководством креативного директора Chanel Виржини Виар, а сшили в Москве.

Захарова в этой роли красива и элегантна. Мадемуазель, наверное, понравилось бы. Хотя утверждать это наверняка не может никто. Чем плоха американская актриса Кэтрин Хепберн, сыгравшая великую мадемуазель в мюзикле Алана Джея Лернера «Коко» (1969) на Бродвее? А Шанель отнюдь не была в восторге.

Костюмы к тому мюзиклу сделал Сесил Битон – знаменитый английский фотограф и дизайнер, денди, эстет. Человек, которого любила (по-своему) Грета Гарбо. В декабре в Эрмитаже должна открыться выставка «Сесил Битон и культ звезд».

– Для каталога будущей выставки я написала статью «Сесил Битон и русские», – рассказала историк костюма и моды Ольга Хорошилова. – Об этой связи знаменитого фотографа с Россией мало кто знает, и это обидно. Битон был связан с Россией через Майю Плисецкую, которую снимал в середине 1960-х. 

Тандем не сложился, фотографии показались ей неудачными, там получилась, скорее, Анна Павлова, чем Майя Плисецкая.

Как начался путь Битона в балетной фотографии? С гастролей «Русских сезонов» в Лондоне в двадцатые годы. Битону было 24 года. Спектакли произвели на молодого человека сильнейшее впечатление. Позже, в Венеции, Битон наконец познакомился с Дягилевым лично. Он принес ему свои рисунки. Дягилев посмотрел и сказал примерно следующее: «Ну-у-у, талант у вас есть. Продолжайте».

Эти слова оказались необычайно важны в судьбе будущего знаменитого фотографа и дизайнера. Они открывали перед ним все двери. А вскоре Битон познакомился с балериной дягилевской труппы Лидией Лопоковой (вообще-то она была Лопухова, но Дягилев придумал ей псевдоним, более легкий для восприятия иностранцами). Однажды она предложила ему сделать фотографии балетных танцоров. Он отнекивался: «У меня нет студии, нет осветительных приборов и вообще – я не умею фотографировать». «Не проблема, – ответила Лопокова. – Мы тебя научим!» Получившаяся фотосессия стала началом карьеры Сесила Битона как балетного фотографа.

Ольга также рассказала, что в тридцатые годы Сесил Битон побывал в России вместе с Эльзой Скиапарелли.

Каковы были отношения самого Сергея Дягилева с модой? Он был денди. Но, конечно, сильное влияние на развитие европейской моды оказал не лично Дягилев, а его «Русские сезоны». Балет Михаила Фокина «Клеопатра» («Египетские ночи»), который оформил Лев Бакст, показали в 1909 году. «Во всем цвела, играла и пела единая буйная живописная стихия. Я помню знаменательный 1909 год и ошеломляющее впечатление новизны, исходившее от всех спектаклей. Париж был подлинно пьян Бакстом», – писал один из критиков. Затем последовали балеты «Шехеразада», «Карнавал», «Нарцисс», «Дафнис и Хлоя».

Вскоре после триумфа «Русских сезонов» Бакста пригласил к сотрудничеству парижский модельер Поль Пуаре. Работал он и с Жанной Пакен, а также с Домом Ворта, дружил с ювелиром Луи Картье. Историки моды полагают, что знаменитый «стиль пантеры» возник в творчестве Картье под влиянием балетов, оформленных Бакстом. Смелое сочетание изумрудов и сапфиров, используемое ювелиром, – тоже оттуда.

Коллекция Ива Сен-Лорана «Русские балеты и оперы» 1976 года вдохновлена творчеством Бакста. Но не все знают, что первую русскую коллекцию Сен-Лоран сделал в 1965 году.

– Треть моделей в коллекции «Мондриан» вдохновлена творчеством русского художника-абстракциониста Сержа Полякова, – заметила Хорошилова.

Из людей, которые могли повлиять на интерес Сен-Лорана к русской культуре, стоит назвать дизайнера костюмов и коллекционера Марию Громцеву. Художница русского происхождения, осевшая после революции в Париже, работала над созданием костюмов ко многим фильмам, в частности, для картины «Анжелика и султан». Ее мастерскую, где хранились подлинные исторические и национальные костюмы, в Париже называли «пещерой Али-Бабы». Сюда приходил молодой Ив Сен-Лоран. Громцева сделала по его эскизам костюмы для балета Ролана Пети «Сирано де Бержерак» и, вместе с Барбарой Карински, для «Гибели розы».

Добрым словом выступавшие на дискуссии помянули Габриэль Шанель, которая поддержала Сергея Дягилева и его балеты финансово. Причем она не давала ему деньги в конверте, считая это унизительным. Шанель предоставляла безвозмездные кредиты. В 1924 году она создала костюмы для балета труппы Дягилева «Голубой экспресс».

Именно Шанель оплатила и похороны Сергея Дягилева в Венеции. В свой последний путь, на кладбище Сан-Микеле великий импресарио отправился по волнам лагуны в черной гондоле.

#Дягилев P.S. #выставка #мода #балет

Материал опубликован в газете «Санкт-Петербургские ведомости» № 194 (6772) от 26.10.2020 под заголовком «Русский след в мировой моде».


Комментарии