Фантазии Бурано и Мурано

Выставка, открывшаяся в Синей спальне Зимнего дворца, представляет стекло и кружево Западной Европы XVI - XIX веков.

 Фантазии Бурано и Мурано | ФОТО Александра ДРОЗДОВА

ФОТО Александра ДРОЗДОВА

В этом зале, как правило, демонстрируются изысканные драгоценности. Сегодня здесь соединены, казалось бы, несовместимые предметы. В одной витрине можно увидеть «стеклянный флакон в виде фляги пилигрима» из Андалусии с зеленовато-фиолетовым рисунком по прозрачному стеклу и роскошное итальянское «льняное покрывало с прошивками золоченого кружева» или «сервировочное блюдо на ножке из обесцвеченного стекла, украшенное вплавленными молочными и красными нитями в технике филиграни» и испанское «льняное кружево соль шитое иглой».

Выставка объединила более семидесяти экспонатов из фондов Эрмитажа, демонстрирующих изысканность форм и высочайшее качество работы старых мастеров. Эти вещи объединяет близость орнаментальных узоров, созданных нитью. В кружеве нить - материал, из которого выполнены сами изделия, в стекле - один из видов утонченного декора.

Со стеклом человек знаком со времен Месопотамии и Древнего Египта, первые кружева появились гораздо позже - в конце XV века. Сначала это были скромные узкие полоски с заостренными зубцами простейшего геометрического орнамента. Этой каймой обрамляли модные воротники и манжеты, обшивали небольшие салфетки, скатерти и носовые платки. Но уже в начале XVI века в Венеции издавалось более 20 книг с разными узорами и орнаментами для создания кружев.

Кружева изготавливались в специальных мастерских, в домах знати, при монастырях. Средневековая Венеция считалась «столицей гармонии, вкуса и пропорций».

Мода на огромные волнообразные воротники породила спрос на изысканные и дорогие кружева. Такие воротники на парадных портретах Ван Дейка, Рубенса, Франца Халса... Остров Бурано в венецианской лагуне был центром плетения знаменитых на весь мир венецианских кружев. Лучшие кружевницы Бурано целых два года трудились, чтобы изготовить тончайший воротник для короля Людовика XIV.

На другом острове - Мурано той же венецианской лагуны селились стеклодувы, изобретатели не менее знаменитого муранского стекла, которое приравнивалось к драгоценным камням.

Венецианское стекло замечательно тонкостью, прозрачностью и виртуозными приемами декорирования. Но славу ему принесла тонкая нить из молочного стекла, изобретенная в начале XVI века, - «венецианская филигрань». Красота этих изделий состоит в переплетении белых нитей - кружева, вплавленного внутрь тончайших стенок прозрачного сосуда.

Стекольное дело было одним из самых распространенных в Италии. Секреты и технология передавались из поколения в поколение с VIII века. Сенат Венеции специальными строжайшими указами оберегал достояние республики. Следили за тем, чтобы секреты изготовления кружев и стекла хранились в глубочайшей тайне. Мастер, выдавший секреты или сбежавший с острова, карался смертью. Но сохранить монополию все равно не удалось.

Уже в конце XVI века «венецианское стекло» изготавливалось в Англии. Многие приемы итальянских мастеров перенимались ремесленниками из других стран Западной Европы. В немецких землях разработали свой, упрощенный, вид венецианской техники. Богемские мастера в XVII веке украшали свои работы диагонально расположенными нитями из разноцветного стекла. В Германии и Фландрии, на Пиренейском полуострове стали использовать технику филиграни венецианцев. К концу XVIII века интерес к филиграни пропал. Но сетка из молочных нитей стала декором, который прославил Венецию на века. Он был назван vetro a reticello. Такой тип узора подхватили Испания и Каталония, Франция и Фландрия.

Произведения, представленные на выставке, очень разные, но дают возможность увидеть и по достоинству оценить фантазию европейских мастеров.

#Эрмитаж #стекло #кружево

Комментарии



Загрузка...

Самое читаемое

#
#
Эротика в обмен на продукты. Как художник Сомов выживал в Петрограде
21 Августа 2019

Эротика в обмен на продукты. Как художник Сомов выживал в Петрограде

Русский музей развернул в Михайловском замке выставку к 150-летию Константина Сомова.

Иронический оптимизм от Тарантино. О чем рассказывает фильм «Однажды в... Голливуде»
16 Августа 2019

Иронический оптимизм от Тарантино. О чем рассказывает фильм «Однажды в... Голливуде»

В своей картине режиссер противопоставляет жизненную правду - и ее вечную, несокрушимую экранную имитацию.

Перчик под дождем. Как прошел фестиваль «Оперетта-парк» в Гатчине
06 Августа 2019

Перчик под дождем. Как прошел фестиваль «Оперетта-парк» в Гатчине

Оперетта хороша в любое время года, но летом - особенно.

Михаил Пиотровский. Не отрекаясь и не проклиная
31 Июля 2019

Михаил Пиотровский. Не отрекаясь и не проклиная

Настал важный момент для культуры нашей страны: идет война за то, как она будет развиваться дальше.

Люди земли и неба. Какими были Семен Аранович и Илья Авербах
29 Июля 2019

Люди земли и неба. Какими были Семен Аранович и Илья Авербах

Вспоминаем двух советских режиссеров.

Маринист на рейде. 35 картин и рисунков Айвазовского представили на выставке в Кронштадте
03 Июля 2019

Маринист на рейде. 35 картин и рисунков Айвазовского представили на выставке в Кронштадте

Участие коллекционеров позволило наглядно показать контрасты художника, которого одинаково занимали темы бури и покоя.

Граф поклонялся искусству. В Эрмитаже представили коллекцию Строганова
27 Июня 2019

Граф поклонялся искусству. В Эрмитаже представили коллекцию Строганова

Живопись, акварели, скульптура, фарфор, мебель, редкие книги — все это показывает хороший вкус коллекционера.

Анна Нетребко впервые исполнила в России партию Аиды в опере Верди
13 Июня 2019

Анна Нетребко впервые исполнила в России партию Аиды в опере Верди

Это случилось на исторической сцене Мариинского театра на фестивале «Звезды белых ночей».

В особняке Карла Шредера открыли доступ в кабинет хозяина
11 Июня 2019

В особняке Карла Шредера открыли доступ в кабинет хозяина

Туда можно попасть с экскурсией просветительской программы «Открытый город».

Открыли архивы: неожиданные повороты в судьбах известных зданий Петербурга
10 Июня 2019

Открыли архивы: неожиданные повороты в судьбах известных зданий Петербурга

О том, как решения властей отражались в судьбе самых известных объектов города, можно узнать на выставке.

«Теперь у нас подлецов не бывает». Размышления о спектакле «Мертвые души» в Театре имени Ленсовета
08 Июня 2019

«Теперь у нас подлецов не бывает». Размышления о спектакле «Мертвые души» в Театре имени Ленсовета

Спектакль молодого режиссера Романа Кочержевского – это тоска по живой душе в круговороте душ мертвых.

Михаил Пиотровский. Провокация в Венеции
05 Июня 2019

Михаил Пиотровский. Провокация в Венеции

Почему присутствие Эрмитажа на Венецианской биеннале вызвало у многих раздражение?