Фантазии Бурано и Мурано
Выставка, открывшаяся в Синей спальне Зимнего дворца, представляет стекло и кружево Западной Европы XVI - XIX веков.
ФОТО Александра ДРОЗДОВА
В этом зале, как правило, демонстрируются изысканные драгоценности. Сегодня здесь соединены, казалось бы, несовместимые предметы. В одной витрине можно увидеть «стеклянный флакон в виде фляги пилигрима» из Андалусии с зеленовато-фиолетовым рисунком по прозрачному стеклу и роскошное итальянское «льняное покрывало с прошивками золоченого кружева» или «сервировочное блюдо на ножке из обесцвеченного стекла, украшенное вплавленными молочными и красными нитями в технике филиграни» и испанское «льняное кружево соль шитое иглой».
Выставка объединила более семидесяти экспонатов из фондов Эрмитажа, демонстрирующих изысканность форм и высочайшее качество работы старых мастеров. Эти вещи объединяет близость орнаментальных узоров, созданных нитью. В кружеве нить - материал, из которого выполнены сами изделия, в стекле - один из видов утонченного декора.
Со стеклом человек знаком со времен Месопотамии и Древнего Египта, первые кружева появились гораздо позже - в конце XV века. Сначала это были скромные узкие полоски с заостренными зубцами простейшего геометрического орнамента. Этой каймой обрамляли модные воротники и манжеты, обшивали небольшие салфетки, скатерти и носовые платки. Но уже в начале XVI века в Венеции издавалось более 20 книг с разными узорами и орнаментами для создания кружев.
Кружева изготавливались в специальных мастерских, в домах знати, при монастырях. Средневековая Венеция считалась «столицей гармонии, вкуса и пропорций».
Мода на огромные волнообразные воротники породила спрос на изысканные и дорогие кружева. Такие воротники на парадных портретах Ван Дейка, Рубенса, Франца Халса... Остров Бурано в венецианской лагуне был центром плетения знаменитых на весь мир венецианских кружев. Лучшие кружевницы Бурано целых два года трудились, чтобы изготовить тончайший воротник для короля Людовика XIV.
На другом острове - Мурано той же венецианской лагуны селились стеклодувы, изобретатели не менее знаменитого муранского стекла, которое приравнивалось к драгоценным камням.
Венецианское стекло замечательно тонкостью, прозрачностью и виртуозными приемами декорирования. Но славу ему принесла тонкая нить из молочного стекла, изобретенная в начале XVI века, - «венецианская филигрань». Красота этих изделий состоит в переплетении белых нитей - кружева, вплавленного внутрь тончайших стенок прозрачного сосуда.
Стекольное дело было одним из самых распространенных в Италии. Секреты и технология передавались из поколения в поколение с VIII века. Сенат Венеции специальными строжайшими указами оберегал достояние республики. Следили за тем, чтобы секреты изготовления кружев и стекла хранились в глубочайшей тайне. Мастер, выдавший секреты или сбежавший с острова, карался смертью. Но сохранить монополию все равно не удалось.
Уже в конце XVI века «венецианское стекло» изготавливалось в Англии. Многие приемы итальянских мастеров перенимались ремесленниками из других стран Западной Европы. В немецких землях разработали свой, упрощенный, вид венецианской техники. Богемские мастера в XVII веке украшали свои работы диагонально расположенными нитями из разноцветного стекла. В Германии и Фландрии, на Пиренейском полуострове стали использовать технику филиграни венецианцев. К концу XVIII века интерес к филиграни пропал. Но сетка из молочных нитей стала декором, который прославил Венецию на века. Он был назван vetro a reticello. Такой тип узора подхватили Испания и Каталония, Франция и Фландрия.
Произведения, представленные на выставке, очень разные, но дают возможность увидеть и по достоинству оценить фантазию европейских мастеров.
Комментарии