Дважды потерянная картина. В ГМЗ «Павловск» реставрируют портрет Петра III

В ГМЗ «Павловск» реставрируют портрет императора Петра III. Картина, пропавшая во время Великой Отечественной войны, вернулась в музей лишь в прошлом году. Почти шесть десятилетий сотрудники музея-заповедника ничего не знали о судьбе портрета, считали его безвозвратно утраченным.

Дважды потерянная картина. В ГМЗ «Павловск» реставрируют портрет Петра III | ФОТО предоставлено пресс-службой ГМЗ «Павловск»

ФОТО предоставлено пресс-службой ГМЗ «Павловск»

Полотно не было эвакуировано, исчезло из дворца во время фашистской оккупации. Как оказалось, картину вывезли в Германию, там ее обнаружили после войны, вернули в СССР, она попала в спецфонд Исторического музея (ГИМ). Чтобы сберечь сильно поврежденную живопись от еще больших разрушений, лицевую часть картины специалисты заклеили особо прочной бумагой. Так портрет императора «потерял лицо» и фактически был утрачен во второй раз.

Несколько лет назад его обнаружил в ГИМе главный хранитель ГМЗ «Павловск» Алексей Гузанов. Помогли инвентарные номера, сохранившиеся на обороте картины. Запись «ПДМ 3776» не оставляла сомнений, что вещь из Павловска. Так маркировались предметы из собрания Павловского дворца-музея во время инвентаризации 1933 - 1934 годов. В описании сказано: «Картина «Портрет императора Петра III.» Холст, масло, копия с худ. Рокотова; поколенное изображение Петра III в мундире лейб-гвардии Преображенского полка, через плечо перекинута Андреевская лента, на груди звезда, на голове черная треугольная шляпа с золоченым галуном; правая рука протянута в сторону, левая рука в перчатке держит перчатку с правой руки и опирается на камень, на котором лежит горностаевая мантия; на заднем фоне пейзаж».

Как рассказывает хранитель фонда живописи музея-заповедника Анна Никифорова, сведения о портрете можно найти во всех описях исторического собрания Павловска, начиная с самой первой - 1828 года. Изначально картина находилась в «почивальне Ея Высочества Александры Павловны» в деревянном Александровском дворце, который со временем обветшал и в 1851 году был разобран. Потом портрет переместили в Большой Павловский дворец.

В истории создания произведения есть белые пятна. Так, неизвестен его автор. Исследователи первой половины XX века считали, что это «школа Рокотова» - копия с оригинала, который находится в Русском музее. Правда, современные искусствоведы не подтверждают, что сам оригинал написан знаменитым живописцем. Год создания копии также неизвестен.

Как полагает Анна Никифорова, взойдя на престол, Павел I мог лично заказать копию портрета отца для своего дворца в Павловске. До этого момента, в правление Екатерины II, которая фактически свергла Петра III с российского трона, тиражирование его изображений вряд ли было распространено. Вызывает сомнения, что и после гибели Павла копирование портрета Петра III могло быть актуально.

Сейчас вернувшийся в Павловск портрет Петра III находится в реставрационной мастерской. По оценке специалистов, картина в аварийном состоянии. Во многих местах грунт и красочный слой вздулись и отошли от холста. Сам холст порван и частично утрачен, в том числе на лице императора.

Не исключено, что на состоянии произведения могла сказаться и дореволюционная реставрация. Надпись на тыльной стороне картины свидетельствует, что в 1887 году реставратор императорского Эрмитажа Н. Сидоров перенес живописный слой с авторского холста на новое полотно. Однозначно определить причину разрушений невозможно. Скорее всего, сказалась совокупность факторов - недочеты прежней реставрации, а также несоответствующие условия хранения портрета.

Реставраторы освободили поверхность картины от бумаги. На очереди консервация - укрепление грунта и красочного слоя, выравнивание поверхности. После того как будет восстановлена целостность картины, ее живописную поверхность раскроют от потемневшего лака и многочисленных записей поверх авторской живописи.

#картины #портрет #император #Павловск #реставрация

Материал опубликован в газете «Санкт-Петербургские ведомости» № 059 (6657) от 09.04.2020 под заголовком «Дважды потерянный портрет».


Комментарии