Дважды потерянная картина. В ГМЗ «Павловск» реставрируют портрет Петра III

В ГМЗ «Павловск» реставрируют портрет императора Петра III. Картина, пропавшая во время Великой Отечественной войны, вернулась в музей лишь в прошлом году. Почти шесть десятилетий сотрудники музея-заповедника ничего не знали о судьбе портрета, считали его безвозвратно утраченным.

Дважды потерянная картина. В ГМЗ «Павловск» реставрируют портрет Петра III | ФОТО предоставлено пресс-службой ГМЗ «Павловск»

ФОТО предоставлено пресс-службой ГМЗ «Павловск»

Полотно не было эвакуировано, исчезло из дворца во время фашистской оккупации. Как оказалось, картину вывезли в Германию, там ее обнаружили после войны, вернули в СССР, она попала в спецфонд Исторического музея (ГИМ). Чтобы сберечь сильно поврежденную живопись от еще больших разрушений, лицевую часть картины специалисты заклеили особо прочной бумагой. Так портрет императора «потерял лицо» и фактически был утрачен во второй раз.

Несколько лет назад его обнаружил в ГИМе главный хранитель ГМЗ «Павловск» Алексей Гузанов. Помогли инвентарные номера, сохранившиеся на обороте картины. Запись «ПДМ 3776» не оставляла сомнений, что вещь из Павловска. Так маркировались предметы из собрания Павловского дворца-музея во время инвентаризации 1933 - 1934 годов. В описании сказано: «Картина «Портрет императора Петра III.» Холст, масло, копия с худ. Рокотова; поколенное изображение Петра III в мундире лейб-гвардии Преображенского полка, через плечо перекинута Андреевская лента, на груди звезда, на голове черная треугольная шляпа с золоченым галуном; правая рука протянута в сторону, левая рука в перчатке держит перчатку с правой руки и опирается на камень, на котором лежит горностаевая мантия; на заднем фоне пейзаж».

Как рассказывает хранитель фонда живописи музея-заповедника Анна Никифорова, сведения о портрете можно найти во всех описях исторического собрания Павловска, начиная с самой первой - 1828 года. Изначально картина находилась в «почивальне Ея Высочества Александры Павловны» в деревянном Александровском дворце, который со временем обветшал и в 1851 году был разобран. Потом портрет переместили в Большой Павловский дворец.

В истории создания произведения есть белые пятна. Так, неизвестен его автор. Исследователи первой половины XX века считали, что это «школа Рокотова» - копия с оригинала, который находится в Русском музее. Правда, современные искусствоведы не подтверждают, что сам оригинал написан знаменитым живописцем. Год создания копии также неизвестен.

Как полагает Анна Никифорова, взойдя на престол, Павел I мог лично заказать копию портрета отца для своего дворца в Павловске. До этого момента, в правление Екатерины II, которая фактически свергла Петра III с российского трона, тиражирование его изображений вряд ли было распространено. Вызывает сомнения, что и после гибели Павла копирование портрета Петра III могло быть актуально.

Сейчас вернувшийся в Павловск портрет Петра III находится в реставрационной мастерской. По оценке специалистов, картина в аварийном состоянии. Во многих местах грунт и красочный слой вздулись и отошли от холста. Сам холст порван и частично утрачен, в том числе на лице императора.

Не исключено, что на состоянии произведения могла сказаться и дореволюционная реставрация. Надпись на тыльной стороне картины свидетельствует, что в 1887 году реставратор императорского Эрмитажа Н. Сидоров перенес живописный слой с авторского холста на новое полотно. Однозначно определить причину разрушений невозможно. Скорее всего, сказалась совокупность факторов - недочеты прежней реставрации, а также несоответствующие условия хранения портрета.

Реставраторы освободили поверхность картины от бумаги. На очереди консервация - укрепление грунта и красочного слоя, выравнивание поверхности. После того как будет восстановлена целостность картины, ее живописную поверхность раскроют от потемневшего лака и многочисленных записей поверх авторской живописи.

#картины #портрет #император #Павловск #реставрация

Материал опубликован в газете «Санкт-Петербургские ведомости» № 059 (6657) от 09.04.2020 под заголовком «Дважды потерянный портрет».


Комментарии



Загрузка...

Самое читаемое

#
#
Эротика в обмен на продукты. Как художник Сомов выживал в Петрограде
21 Августа 2019

Эротика в обмен на продукты. Как художник Сомов выживал в Петрограде

Русский музей развернул в Михайловском замке выставку к 150-летию Константина Сомова.

Иронический оптимизм от Тарантино. О чем рассказывает фильм «Однажды в... Голливуде»
16 Августа 2019

Иронический оптимизм от Тарантино. О чем рассказывает фильм «Однажды в... Голливуде»

В своей картине режиссер противопоставляет жизненную правду - и ее вечную, несокрушимую экранную имитацию.

Перчик под дождем. Как прошел фестиваль «Оперетта-парк» в Гатчине
06 Августа 2019

Перчик под дождем. Как прошел фестиваль «Оперетта-парк» в Гатчине

Оперетта хороша в любое время года, но летом - особенно.

Михаил Пиотровский. Не отрекаясь и не проклиная
31 Июля 2019

Михаил Пиотровский. Не отрекаясь и не проклиная

Настал важный момент для культуры нашей страны: идет война за то, как она будет развиваться дальше.

Люди земли и неба. Какими были Семен Аранович и Илья Авербах
29 Июля 2019

Люди земли и неба. Какими были Семен Аранович и Илья Авербах

Вспоминаем двух советских режиссеров.

Маринист на рейде. 35 картин и рисунков Айвазовского представили на выставке в Кронштадте
03 Июля 2019

Маринист на рейде. 35 картин и рисунков Айвазовского представили на выставке в Кронштадте

Участие коллекционеров позволило наглядно показать контрасты художника, которого одинаково занимали темы бури и покоя.

Граф поклонялся искусству. В Эрмитаже представили коллекцию Строганова
27 Июня 2019

Граф поклонялся искусству. В Эрмитаже представили коллекцию Строганова

Живопись, акварели, скульптура, фарфор, мебель, редкие книги — все это показывает хороший вкус коллекционера.

Анна Нетребко впервые исполнила в России партию Аиды в опере Верди
13 Июня 2019

Анна Нетребко впервые исполнила в России партию Аиды в опере Верди

Это случилось на исторической сцене Мариинского театра на фестивале «Звезды белых ночей».

В особняке Карла Шредера открыли доступ в кабинет хозяина
11 Июня 2019

В особняке Карла Шредера открыли доступ в кабинет хозяина

Туда можно попасть с экскурсией просветительской программы «Открытый город».

Открыли архивы: неожиданные повороты в судьбах известных зданий Петербурга
10 Июня 2019

Открыли архивы: неожиданные повороты в судьбах известных зданий Петербурга

О том, как решения властей отражались в судьбе самых известных объектов города, можно узнать на выставке.

«Теперь у нас подлецов не бывает». Размышления о спектакле «Мертвые души» в Театре имени Ленсовета
08 Июня 2019

«Теперь у нас подлецов не бывает». Размышления о спектакле «Мертвые души» в Театре имени Ленсовета

Спектакль молодого режиссера Романа Кочержевского – это тоска по живой душе в круговороте душ мертвых.

Михаил Пиотровский. Провокация в Венеции
05 Июня 2019

Михаил Пиотровский. Провокация в Венеции

Почему присутствие Эрмитажа на Венецианской биеннале вызвало у многих раздражение?