Фамильные ценности императрицы. Портреты с украшений Марии Федоровны показали в Царском Селе

Коллекция портретов венценосной династии семьи Романовых в ГМЗ «Царское Село» пополнилась пятью изображениями. На представлении нового обретения музея сложно было работать фотографам. Им пришлось снимать миниатюры, которые невозможно рассмотреть без увеличительного стекла.

Фамильные ценности императрицы. Портреты с украшений Марии Федоровны показали в Царском Селе | ФОТО Александра ДРОЗДОВА

ФОТО Александра ДРОЗДОВА

Начало этой истории было положено два года назад, когда благодаря помощи спонсора музей купил архив - самую большую (больше двух сотен) коллекцию документов и фотографий 1860 - 1928 годов, имеющих отношение к династии Романовых. Все это хранилось в Лондоне в частном собрании.

Недавно приобретенные миниатюры - из той же коллекции. Это портреты, искусно выполненные художником Александром Вегнером гуашью и акварелью на кости. Они некогда украшали броши и подвеску императрицы Марии Федоровны. На них изображены ее супруг Александр III, сын Николай II (в детстве, юности и зрелом возрасте) и сама императрица.

После отречения Николая II Мария Федоровна вместе с младшей дочерью Ольгой и мужем старшей дочери Ксении великим князем Александром Михайловичем перебралась в Крым. В апреле 1919 года на борту присланного за ней британского линкора «Мальборо» она отправилась в Англию, откуда переехала в Данию. В небольшом ларце она вывезла из России фамильные украшения, с которыми не расставалась до конца жизни.

После смерти матери их унаследовала дочь - великая княгиня Ксения Александровна. Часть она продала английской фирме R.G. Hennel&Sons, о чем свидетельствует опись, сделанная 29 мая 1929 года. В ней под номерами 37 - 39 значатся две броши и подвеска с миниатюрными портретами. Ювелиры извлекли портреты из драгоценной оправы и возвратили владелице. На конвертах, в которых они хранились, рукой Ксении Александровны подпись карандашом: «Папа», «Ники», «Ники и Аликс».

Как говорит хранитель фонда живописи ГМЗ «Царское Село» Лариса Бардовская, теперь музей обладает одной из крупнейших коллекций портретов последнего российского императора. Самый большой - полотно Александра Маковского - выставлен в Екатерининском дворце в экспозиции «Романовы в Царском Селе». Его размер 3 х 1,5 метра. Самый маленький (8 х 6 мм) входит в число приобретенных миниатюр.

Предполагается, что они будут храниться в фонде живописи, участвовать во временных выставках, а после завершения реставрации Александровского дворца войдут в его экспозицию.

Возвращение реликвий в Россию произошло благодаря финансовой поддержке давнего партнера ГМЗ «Царское Село» благотворительного фонда «Транссоюз». Он помог музею возродить Агатовые комнаты и три лазуритовых портала в Лионском зале Екатерининского дворца.

#династия Романовых #царская семья #музей #Царское Село

Материал опубликован в газете «Санкт-Петербургские ведомости» № 160 (6513) от 29.08.2019 под заголовком «Фамильные ценности императрицы».


Комментарии



Загрузка...

Самое читаемое

#
#
Эротика в обмен на продукты. Как художник Сомов выживал в Петрограде
21 Августа 2019

Эротика в обмен на продукты. Как художник Сомов выживал в Петрограде

Русский музей развернул в Михайловском замке выставку к 150-летию Константина Сомова.

Иронический оптимизм от Тарантино. О чем рассказывает фильм «Однажды в... Голливуде»
16 Августа 2019

Иронический оптимизм от Тарантино. О чем рассказывает фильм «Однажды в... Голливуде»

В своей картине режиссер противопоставляет жизненную правду - и ее вечную, несокрушимую экранную имитацию.

Перчик под дождем. Как прошел фестиваль «Оперетта-парк» в Гатчине
06 Августа 2019

Перчик под дождем. Как прошел фестиваль «Оперетта-парк» в Гатчине

Оперетта хороша в любое время года, но летом - особенно.

Михаил Пиотровский. Не отрекаясь и не проклиная
31 Июля 2019

Михаил Пиотровский. Не отрекаясь и не проклиная

Настал важный момент для культуры нашей страны: идет война за то, как она будет развиваться дальше.

Люди земли и неба. Какими были Семен Аранович и Илья Авербах
29 Июля 2019

Люди земли и неба. Какими были Семен Аранович и Илья Авербах

Вспоминаем двух советских режиссеров.

Маринист на рейде. 35 картин и рисунков Айвазовского представили на выставке в Кронштадте
03 Июля 2019

Маринист на рейде. 35 картин и рисунков Айвазовского представили на выставке в Кронштадте

Участие коллекционеров позволило наглядно показать контрасты художника, которого одинаково занимали темы бури и покоя.

Граф поклонялся искусству. В Эрмитаже представили коллекцию Строганова
27 Июня 2019

Граф поклонялся искусству. В Эрмитаже представили коллекцию Строганова

Живопись, акварели, скульптура, фарфор, мебель, редкие книги — все это показывает хороший вкус коллекционера.

Анна Нетребко впервые исполнила в России партию Аиды в опере Верди
13 Июня 2019

Анна Нетребко впервые исполнила в России партию Аиды в опере Верди

Это случилось на исторической сцене Мариинского театра на фестивале «Звезды белых ночей».

В особняке Карла Шредера открыли доступ в кабинет хозяина
11 Июня 2019

В особняке Карла Шредера открыли доступ в кабинет хозяина

Туда можно попасть с экскурсией просветительской программы «Открытый город».

Открыли архивы: неожиданные повороты в судьбах известных зданий Петербурга
10 Июня 2019

Открыли архивы: неожиданные повороты в судьбах известных зданий Петербурга

О том, как решения властей отражались в судьбе самых известных объектов города, можно узнать на выставке.

«Теперь у нас подлецов не бывает». Размышления о спектакле «Мертвые души» в Театре имени Ленсовета
08 Июня 2019

«Теперь у нас подлецов не бывает». Размышления о спектакле «Мертвые души» в Театре имени Ленсовета

Спектакль молодого режиссера Романа Кочержевского – это тоска по живой душе в круговороте душ мертвых.

Михаил Пиотровский. Провокация в Венеции
05 Июня 2019

Михаил Пиотровский. Провокация в Венеции

Почему присутствие Эрмитажа на Венецианской биеннале вызвало у многих раздражение?