Дни африканского кино прошли в кинотеатре «Аврора»

Пять бесплатных показов — пять фильмов из разных стран Африки (Танзании, Кении, ЮАР, Анголы). Истории практически на любой вкус — детектив и драма, любовь и предательство, мистика и интриги…

Дни африканского кино прошли в кинотеатре «Аврора» | ФОТО Pixabay

ФОТО Pixabay

В числе других показали и ангольский фильм «Кондиционер» (Ar Condicionado) режиссера Марио Бастоса, известного под псевдонимом Фрадике. Лента была снята в 2020 году в Луанде. Действие разворачивается там же.

Стоит небывалая даже для этого города жара. Единственное спасение — кондиционеры, но они… начинают падать с домов, как перезрелые плоды. Иногда — на головы прохожих. Почему это происходит, не знает никто.

Кондиционер некоего обеспеченного господина тоже канул в небытие, но тот не готов смириться. Он поручает горничной Зезинье вернуть и починить пропажу. Та снаряжает в путь охранника Матаседо — как Геракла на подвиг, как Ясона за Золотым руном.

Казалось бы, гневный работодатель ясно дал понять — к вечеру кондиционер должен быть на месте. Однако Матаседо не спешит. Он путешествует по огромному зданию и окрестным улочкам, как по лабиринту, по каменным джунглям, заходит то в одну квартиру, то в другую. Кто‑то его угощает, кому‑то он оказывает помощь. По дороге успевает сыграть в шашки (роль которых исполняют крышки от пивных бутылок), побывать на траурной церемонии (покойник — кондиционер), пообщаться с мудрыми «наставниками» (по всем правилам канонического «пути героя»)… Потом заходит в магазин электроники, хозяин которого добывает из сломанных кондиционеров воспоминания людей, чтобы сохранить их. Все это похоже на сон.

Персонажи то и дело вспоминают о море и привольной жизни на его берегу, но существуют в полуразрушенном мире камня и железа. И живут словно бы по законам мифа, то и дело вступающего в противоречие с законами цивилизации.

Кто‑то назовет этот фильм анти­утопией. Кто‑то — страшной сказкой. И то и другое будет верно. Очевидно, что в нем присутствуют отсылки к реальной истории, жизни Анголы (гражданской войне, бедности, чему‑то еще, о чем европейский зритель может не знать). Но смотреть кинокартину можно и не считывая конкретных деталей. Ибо в ней заложено сразу несколько слоев, уровней существования героев (от реального до мифологического).

Эта сложность образной структуры задана уже названием — Ar Condicionado. В самом начале нам объясняют, что слово ar можно перевести с португальского не только как «воздух». Среди его значений есть и такие, как «среда обитания», «внешний вид». Та же история и со словом condicionado. Это не только существительное («кондиционер»), но и глагол («управлять», «ставить условия»). Соответственно, простор для интерпретаций суммы двух этих слов почти безграничен.

Стоит добавить, что все актеры, занятые в фильме, предельно органичны, естественны. Визуальный ряд выстроен тщательно и виртуозно. Продумано все — от цветовой палитры, в которой преобладает серый, изредка нарушаемый яркими всплесками, до монотонного ритма каждого кадра (его задает графика окон, ступеней, решетчатых дверей). Картинка то слегка плывет, как во сне, то снова обретает резкость.

И да, в конце концов кондиционер найден, водворен на место и снова работает. Но и герои, и зрители знают: он снова упадет.


#кино #Аврора #Африка

Материал опубликован в газете «Санкт-Петербургские ведомости» № 140 (7469) от 01.08.2023 под заголовком «Африканское кино. Путешествие в миф».


Комментарии