Действительно народный артист. Ушел из жизни Армен Джигарханян
В субботу, 14 ноября, ранним утром умер Армен Джигарханян. Ему было 85 лет. Уходит, уходит двадцатый век. Людей, носящих титул «Народный артист СССР», почти не осталось.

Фото Дмитрия Серебрякова/ТАСС
Армен Джигарханян действительно был народным артистом необъятной страны, создавшей великий кинематограф, куда влились таланты разных народов, ее населявших. Он родился в 1935 году в Ереване, окончил Ереванский художественно-театральный институт, 13 лет играл на сцене Ереванского русского драматического театра имени Станиславского. Дебютировал в роли Ленина в пьесе Михаила Шатрова «Именем революции».
Возможно, он так и остался бы артистом пусть хорошим, но национального масштаба. Но в механизме фортуны что-то щелкнуло, талантливого и колоритного актера заметил московский театральный бог Анатолий Эфрос и пригласил в Театр имени Ленинского комсомола. Это был 1967-й, от него ведет отсчет московская карьера Джигарханяна. А потом на него обратил внимание руководитель Театра им. Маяковского Андрей Гончаров. Этот «театральный роман» продлился почти 30 лет. Были интереснейшие роли. Одна из коронных – Стэнли Ковальский в спектакле Гончарова по пьесе Теннесси Уильямса «Трамвай «Желание». Бланш Дюбуа играла Светлана Немоляева – тонкая и ломкая, как фарфоровая кукла, которую безжалостно сломал брутальный, какой-то «первобытный» герой Джигарханяна.
В начале 1980-х Театр имени Маяковского часто гастролировал в Ленинграде, и мне посчастливилось увидеть тот спектакль. И потом, сколько бы ни видела спектаклей и фильмов по знаменитой пьесе Уильямса, всех Стэнли сравнивала с Джигарханяном. Даже Марлона Брандо.
На сцене он сыграл Хлудова в «Беге» по пьесе Булгакова, императора Нерона в спектакле по пьесе Радзинского «Театр времен Нерона и Сенеки», Большого Па в поставленной по Уильямсу «Кошке на раскаленной крыше». Когда речь идет о ролях, сыгранных в кино, разные источники приводят разные цифры. Примерно около 200 ролей...
Он был артист прирожденный, способный бесконечно перевоплощаться. Был убедительным в образе зловещего, похожего на упыря с мертвыми глазами руководителя банды «Черная кошка» (телефильм Станислава Говорухина «Место встречи изменить нельзя»). А как уморительно смешон его эксцентричный герой, не устоявший перед чарами тетки Чарлея в фильме Виктора Титова «Здравствуйте, я ваша тетя!». И кто из нас не помнит с детства его хрипловатый голос с легким акцентом, которым говорил Волк в мультфильме Эдуарда Назарова «Жил-был пес»? Словечки «Щас спою!» и «Шо, опять?» до сих пор присутствуют в обиходной речи.
В марте 1996 года Джигарханян создал на основе курса актерского факультета ВГИКа, где преподавал, Московский драматический театр. В последние годы здоровье подводило, он почти не играл. Имя Армена Борисовича трепала желтая пресса в связи со сложными событиями в его личной жизни. Так случилось, что одним из самых верных друзей этого яркого человека был кот, голубоглазый красавец-сиамец, с которым, как говорил Джигарханян, у него была «космическая» связь. Он шутил, что учится у Фила актерскому мастерству.
Прощание с артистом должно состояться 17 ноября в Московском драматическом театре, которым он руководил много лет. Но окончательное решение пока не принято – ждут официального разрешения от властей. Все-таки эпидемия. Похоронят народного артиста СССР на Ваганьковском кладбище.
Материал опубликован в газете «Санкт-Петербургские ведомости» № 208 (6806) от 16.11.2020 под заголовком «Действительно народный артист».
Материалы рубрики
Вас приглашают. Куда сходить в Петербурге с 16 января
Петербургские театры покажут более 30 спектаклей с 7 по 10 января
Вас приглашают. Куда сходить в Петербурге с 3 января
Самое читаемое



Эротика в обмен на продукты. Как художник Сомов выживал в Петрограде
Русский музей развернул в Михайловском замке выставку к 150-летию Константина Сомова.

Иронический оптимизм от Тарантино. О чем рассказывает фильм «Однажды в... Голливуде»
В своей картине режиссер противопоставляет жизненную правду - и ее вечную, несокрушимую экранную имитацию.

Перчик под дождем. Как прошел фестиваль «Оперетта-парк» в Гатчине
Оперетта хороша в любое время года, но летом - особенно.

Михаил Пиотровский. Не отрекаясь и не проклиная
Настал важный момент для культуры нашей страны: идет война за то, как она будет развиваться дальше.

Люди земли и неба. Какими были Семен Аранович и Илья Авербах
Вспоминаем двух советских режиссеров.

Маринист на рейде. 35 картин и рисунков Айвазовского представили на выставке в Кронштадте
Участие коллекционеров позволило наглядно показать контрасты художника, которого одинаково занимали темы бури и покоя.

Граф поклонялся искусству. В Эрмитаже представили коллекцию Строганова
Живопись, акварели, скульптура, фарфор, мебель, редкие книги — все это показывает хороший вкус коллекционера.

Анна Нетребко впервые исполнила в России партию Аиды в опере Верди
Это случилось на исторической сцене Мариинского театра на фестивале «Звезды белых ночей».

В особняке Карла Шредера открыли доступ в кабинет хозяина
Туда можно попасть с экскурсией просветительской программы «Открытый город».

Открыли архивы: неожиданные повороты в судьбах известных зданий Петербурга
О том, как решения властей отражались в судьбе самых известных объектов города, можно узнать на выставке.

«Теперь у нас подлецов не бывает». Размышления о спектакле «Мертвые души» в Театре имени Ленсовета
Спектакль молодого режиссера Романа Кочержевского – это тоска по живой душе в круговороте душ мертвых.

Михаил Пиотровский. Провокация в Венеции
Почему присутствие Эрмитажа на Венецианской биеннале вызвало у многих раздражение?
Комментарии