Смеяться громко, плакать тихо. Ушел из жизни Михаил Жванецкий

6 ноября умер Михаил Жванецкий. В СМИ были тысячи сообщений об этом, в социальных сетях люди делились чувствами, вспоминали его выступления, цитировали. Среди этого горестного потока запомнился пост фотографа и снимок, сделанный на концерте Михаила Жванецкого тридцать лет назад. Антикварный стул с резной спинкой, а на нем – потрепанный кожаный портфель...

Смеяться громко, плакать тихо. Ушел из жизни Михаил Жванецкий | ФОТО Николая АДАМОВИЧА и Ивана КУРТОВА/фотохроника ТАСС

ФОТО Николая АДАМОВИЧА и Ивана КУРТОВА/фотохроника ТАСС

Портфель сопровождал писателя, сатирика, артиста в течение многих лет. Ему даже памятник поставили в Ялте. Это портфель отца Михаила Жванецкого, одесского врача, он ходил с ним по вызовам. После смерти отца видавший виды портфель стал талисманом для сына. В нем лежали листы бумаги с текстами для очередного выступления.

Жванецкий выходил на сцену, доставал листочки и с места в карьер начинал читать. Всегда о том, что было самым актуальным, волновало большинство. Только он чуть-чуть менял оптику. Убирал такие реакции, как агрессия и злоба. Добавлял мягкого, интеллигентного юмора, иронии, сатиры. Предлагал увидеть происходящее немного со стороны. И становилось легче. У него был монолог «Так жить нельзя!». Но его выступления помогали жить дальше. За это его любили.

Тексты Жванецкого не только звучали со сцены. Они не теряли очарования и оставаясь на бумаге, без обаяния рассказчика. Таково свойство литературы. В интервью Жванецкий говорил, что есть люди, не признающие его писателем. «Ладно, – отшучивался он. – Я очень хороший неписатель».

Михаил Жванецкий стал популярен на волне интереса к юмору, которая взметнулась в СССР в шестидесятые годы, когда еще длилась хрущевская оттепель. В 1963-м судьба свела его с Аркадием Райкиным, и тот вскоре пригласил его в Ленинград, сделав завлитом в Театре миниатюр. Знаменитый монолог «В Греческом зале, в Греческом зале!» написан для Райкина Жванецким. Во время выступлений имя автора этой и многих других блестящих миниатюр не упоминалось. Спустя шесть лет Райкин и Жванецкий разошлись.

«Творческий путь Михаила Михайловича Жванецкого начался в Ленинграде, именно на сцене нашего театра... Поэтому нам, всем актерам Театра эстрады имени Аркадия Райкина, этот человек очень близок, очень дорог. Это особенная страница в нашей истории. С ним ушла целая эпоха – эпоха умного, мудрого, философского, но удивительно понятного миллионам людей юмора. Его уход – огромная потеря для нашего театра, для нашей эстрады и для всей страны», – сказал художественный руководитель Театра эстрады Юрий Гальцев.

Жванецкий часто приезжал в Петербург, любил выступать в БКЗ «Октябрьский». Всегда с аншлагами.

В 2016 году на сцене Театра им. В. Ф, Комиссаржевской Григорий Дитятковский поставил спектакль «В осколках собственного счастья» по произведениям Михаила Жванецкого. В нем заняты ведущие актеры театра – Георгий Корольчук, Евгения Игумнова, Ефим Каменецкий, Михаил Самочко. «Выбирая тексты, я ловил себя на мысли, что выбираю руны. Отбирая какие-то монологи, рука волей-неволей выбирала то, что беспокоит, тревожит, волнует. Другой составил бы иначе, потому что Жванецкий для всех разный. У каждого свой. Идет разговор о бесконечно и быстро текущем времени, о счастье, о том, что много успел и много опоздал, все это на фоне репетиции перед концертом, на которую собираются музыканты и артисты», – рассказывает режиссер.

В феврале 2017 года сатирик побывал на спектакле – сидел в шестом ряду. После он поблагодарил артистов, а потом раздал автографы всем желающим, выстроившимся в длинную очередь.

Последний раз он вышел на сцену в Москве в концертном зале имени Чайковского на вечере, устроенном в честь его 85-летия. Попрощался с публикой, заметив, что стареть надо дома.

Вспомним напоследок отрывок из его позднего монолога «Простые вещи»:

«И после того, как не понял сложного и не осуществил, начинаешь открывать простые вещи:

– Землю надо любить. Воду надо любить.

– Чистый воздух надо любить.

– Детей надо захотеть.

– Бросить все лишнее. Выбросить хлам.

– Остаться с одной женщиной.

– Смеяться, если смешно. Громко.

– Плакать, если больно. Тихо.

– Оскорбить может только плохой человек. Хороший уйдет от твоей обиды.

– Надо восстановить свой род и посмотреть, кто там был, чтобы знать откуда.

– Не стесняться ходить к врачам.

– Ходить на могилы.

– Смерть есть смерть.

– И до нее какое-то время».

Михаила Жванецкого похоронят в Москве. Гражданской панихиды не будет – таковы реалии ковидной эпохи.

#жванецкий #смерть #память

Материал опубликован в газете «Санкт-Петербургские ведомости» № 203 (6801) от 09.11.2020 под заголовком «Смеяться громко, плакать тихо».


Комментарии



Загрузка...

Самое читаемое

#
#
Эротика в обмен на продукты. Как художник Сомов выживал в Петрограде
21 Августа 2019

Эротика в обмен на продукты. Как художник Сомов выживал в Петрограде

Русский музей развернул в Михайловском замке выставку к 150-летию Константина Сомова.

Иронический оптимизм от Тарантино. О чем рассказывает фильм «Однажды в... Голливуде»
16 Августа 2019

Иронический оптимизм от Тарантино. О чем рассказывает фильм «Однажды в... Голливуде»

В своей картине режиссер противопоставляет жизненную правду - и ее вечную, несокрушимую экранную имитацию.

Перчик под дождем. Как прошел фестиваль «Оперетта-парк» в Гатчине
06 Августа 2019

Перчик под дождем. Как прошел фестиваль «Оперетта-парк» в Гатчине

Оперетта хороша в любое время года, но летом - особенно.

Михаил Пиотровский. Не отрекаясь и не проклиная
31 Июля 2019

Михаил Пиотровский. Не отрекаясь и не проклиная

Настал важный момент для культуры нашей страны: идет война за то, как она будет развиваться дальше.

Люди земли и неба. Какими были Семен Аранович и Илья Авербах
29 Июля 2019

Люди земли и неба. Какими были Семен Аранович и Илья Авербах

Вспоминаем двух советских режиссеров.

Маринист на рейде. 35 картин и рисунков Айвазовского представили на выставке в Кронштадте
03 Июля 2019

Маринист на рейде. 35 картин и рисунков Айвазовского представили на выставке в Кронштадте

Участие коллекционеров позволило наглядно показать контрасты художника, которого одинаково занимали темы бури и покоя.

Граф поклонялся искусству. В Эрмитаже представили коллекцию Строганова
27 Июня 2019

Граф поклонялся искусству. В Эрмитаже представили коллекцию Строганова

Живопись, акварели, скульптура, фарфор, мебель, редкие книги — все это показывает хороший вкус коллекционера.

Анна Нетребко впервые исполнила в России партию Аиды в опере Верди
13 Июня 2019

Анна Нетребко впервые исполнила в России партию Аиды в опере Верди

Это случилось на исторической сцене Мариинского театра на фестивале «Звезды белых ночей».

В особняке Карла Шредера открыли доступ в кабинет хозяина
11 Июня 2019

В особняке Карла Шредера открыли доступ в кабинет хозяина

Туда можно попасть с экскурсией просветительской программы «Открытый город».

Открыли архивы: неожиданные повороты в судьбах известных зданий Петербурга
10 Июня 2019

Открыли архивы: неожиданные повороты в судьбах известных зданий Петербурга

О том, как решения властей отражались в судьбе самых известных объектов города, можно узнать на выставке.

«Теперь у нас подлецов не бывает». Размышления о спектакле «Мертвые души» в Театре имени Ленсовета
08 Июня 2019

«Теперь у нас подлецов не бывает». Размышления о спектакле «Мертвые души» в Театре имени Ленсовета

Спектакль молодого режиссера Романа Кочержевского – это тоска по живой душе в круговороте душ мертвых.

Михаил Пиотровский. Провокация в Венеции
05 Июня 2019

Михаил Пиотровский. Провокация в Венеции

Почему присутствие Эрмитажа на Венецианской биеннале вызвало у многих раздражение?